Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:06, контрольная работа
Личность — человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.
Понятие "личность" употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.
Социологическое понятие личности 3
Социальная среда, активность и социализация личности 4
Гендерная социализация 7
Социальный статус и социальные роли личности. 9
Ролевые конфликты 11
Самореализация личности 12
Социокультурные ценности и нормы 14
Список литературы 16
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Санкт-Петербургский
государственный инженерно-экономический
университет»
Филиал
Санкт-Петербургского государственного
инженерно-экономического университета
в городе Твери
КОНТРОЛЬНАЯ работа
по дисциплине:
«Социология»
на тему:
«Личность как субъект и объект общественных
отношений»
специальность: 080502.65 «Экономика и управление на предприятии туризма и ГХ»
(городского хозяйства, туризма и ГХ)
Тверь
2007
Рег. № ______________________
Специалист
УМО_________________
СОДЕРЖАНИЕ
Личность — человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.
Понятие "личность" употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.
Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Как отмечал К.Маркс, главное в личности "не ее абстрактная физическая природа, а социальное качество".
Личность - социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.
Социологический подход выделяет в личности социально - типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развитием её потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, регуляции и само регуляции социального поведения личности, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы.
Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально отражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции, существующих в обществе типов личностей, то есть изучить личность как источник общественной жизни и её реальный носитель. Личность с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально-значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений. Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, культуре, то есть в общественной жизни в процессе взаимодействия с другими людьми. [6]
Социальная среда – это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий. [1]
Социальна я активность - совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период. Сознательная, целенаправленная деятельность человека, ориентированная как на преобразование объективных социальных условий, так и на формирование социальных качеств собственной личности (активной жизненной позиции); характеристика деятельности, отражающая степень реализации и развития социальных потенций, возможностей человека (его способностей, знаний, навыков, стремлений, целей, задач). Социальная активность может осуществляться в различных формах, не только как индивидуальная, но и как групповая, коллективная, организационная, направленная на реализацию возможностей и интересов тех или иных социальных общностей. Общественное значение социальной активности определяется ее содержанием и направленностью, тем, насколько она отвечает объективным интересам, потребностям общества в стратегической перспективе. Важно также, в какой сфере общественной жизни человек ее проявляет. Основными сферами социальной активности являются общественно-политическая и трудовая деятельность, предоставляющая наиболее широкие возможности для творческого и эффективного труда, для социальных инициатив, участия в управлении производством и обществом, в формировании новых социальных норм и ценностей. В то же время незаменима по своему значению и сфера досуга, необходимого для развития личности.
Важную
роль приобретает развитие и таких форм
социальной активности, как возникающие
новые общественные организации (напр.,
советы ветеранов, женсоветы и т.д.), добровольные
общественные фонды (Детский фонд им. В.
И. Ленина, Советский фонд культуры и т.д.),
социальные инициативы и неформальные
объединения, а также кооперативная и
индивидуальная трудовая деятельность.
Категория социальной активности употребляется
преимущественно при изучении социальных
проблем личности,
а также группового поведения, учитывается
при выработке социальной
политики и т.д.
В качестве субъектов активности может выступать личность, коллектив,
социальная группа, слой, класс,
общество в целом.
Активность
проявляется в различных
Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.
Термин
"социализация" соответствует
концепции, согласно которой человек
(ребенок) изначально асоциален или
его социальность сводится к потребности
в общении. В этом случае социальность
– процесс превращения
Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин "социализация" применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие "социальность" не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.
Выделяют следующие стадии социализации:
Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
Гендерная социализация (полоролевая социализация) — процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами. [9] Социальные психологи также используют термин дифференцированная социализация, подчеркивая тем самым, что в общем процессе социализации мужчины и женщины формируются в различных социально-психологических условиях. Гендерная социализация включает две взаимосвязанные стороны:
а) освоение
принятых моделей мужского и женского
поведения, отношений, норм, ценностей
и гендерных
стереотипов;
б) воздействие общества, социальной среды
на индивида с целью привития ему определенных
правил и стандартов поведения, социально
приемлемых для мужчин и женщин.
Усваиваются, прежде всего, коллективные,
общезначимые нормы, они становятся частью
личности и подсознательно направляют
ее поведение. Вся информация, касающаяся
дифференцированного поведения, отражается
в сознании человека в виде гендерных
схем.
Выделяются две фазы полоролевой социализации:
1) адаптивная (внешнее приспособление
к существующим гендерным отношениям,
нормам и ролям);
2) интериоризации
(сущностное усвоение мужских и женских
ролей, гендерных отношений и ценностей).
Основные социализирующие факторы (агенты)
— социальные группы и контексты: семья,
сверстники, институт образования, СМИ,
работа, клубы по интересам, церковь.
Механизмами для осуществления полоролевой
социализации служат:
а) дифференциальное усиление, когда приемлемое
гендерно-ролевое поведение поощряется,
а неприемлемое — наказывается социальным
неодобрением;
б) дифференциальное подражание, когда
человек выбирает полоролевые модели
в близких ему группах — семье, среди сверстников,
в школе и т. д. и начинает подражать принятому
там поведению.[4]
Общество, как правило, при формировании
половой роли и полового самосознания,
четко ориентируясь в воспитании на стандарты «фемининность-маскулинность», относится терпимо
к маскулинному поведению девочки, но
осуждает фемининное поведение мальчика.
Истоки гендерного
конфликта
лежат в детстве. Так, девочки-спортсменки,
занимающиеся мужественными видами спорта,
в 7 раз чаще имеют мужскую направленность
детских игр, чем не спортсменки, в 15 раз
чаще бывают лидерами в компании мальчиков.
Эффективным способом полоролевой социализации
в целом и преодоления гендерного конфликта
в частности является тренинг
полоролевой идентичности.[3]
Полоролевая социализация продолжается
в течение всей жизни человека, но по мере
взросления растет самостоятельность
выбора ценностей и ориентиров. В некоторых
ситуациях взрослые люди могут переживать
гендерную ресоциализацию, т. е. разрушение
ранее принятых ценностей и моделей и
усвоение новых.
В образе жизни конкретного общества часто
либо преувеличиваются, либо нивелируются
различия между полами. Конструктивная
социализация — это формирование андрогинной
личности, вбирающей в себя все лучшее
из обеих половых ролей. Андрогиния положительно влияет
на социальное и психологическое состояние
человека. [5]
Информация о работе Личность как субъект и объект общественных отношений