Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:21, реферат

Описание работы

Возникнув более полутора веков назад, социология выступала как часть тех или иных философских учений, но не ограничивалась лишь проблемами общества, как целого, движущих сил развития общества. Она касалась, в том числе, проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук. По мере развития и накопления знаний об обществе социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3
1. Понятие личности……………………………………………………4
2. Формирование личности…………………………………………… 7
3. Социализация личности…………………………………………… 9
4. Социальный контроль и девиация…………………………………12
Заключение……………………………………………………………….. 17
Список литературы…………………………………………………… 18

Работа содержит 1 файл

Социология реферат1.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

     Термин  «социализация» соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.

     Понятие «формирование личности» подразумевает  единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс становления  и развития человека.

     Понятие «развитие личности» характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности.

     Воспитание – это целенаправленное формирование у индивида определенных качеств, а социализация -  усвоение социальных ролей того общества, в котором человек живет, будь оно тоталитарным, демократическим, единым, преступным, богатым и т.д. Социальное качество в данном случае не имеет значения.

     Можно быть социализированным, но не воспитанным, и наоборот – воспитанным, но совершенно не социализированным, т.е. не знающим жизни.

     Социализация  – это долгий и трудный процесс  становления личности, постепенное  усвоение ею требований общества: определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, необходимых для успешного функционирования личности в данном обществе.

     Выделяют  следующие стадии социализации:

  1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
  2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

   Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как  устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

  1. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
    • Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
    • Изменение себя, «стать как все»;
    • Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
  2. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
  3. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

     Социализация  проходит этапы, совпадающие с так  называемыми жизненными циклами. Они  отмечают важнейшие вехи в биографии  человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в ВУЗ (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).

     Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.

     Каждый  раз, переходя на новую ступеньку, вступая  в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа, получивших в социологии особые названия.

     Отучение  от старых ценностей, норм, ролей и  правил поведения называется десоциализацией.

     Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить свое поведение на основе этого понимания.  
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Социальный  контроль и девиация.

         Исходным понятием для изучения девиантного (отклоняющегося) поведения и социального контроля является понятие «норма» - основной элемент культуры.

      Социальные  нормы – это требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения. Возникновение и функционирование социальных норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений.

      Содержание  социальных норм выводится прежде всего  из реального поведения индивидов  и социальных групп. Именно здесь воспроизводятся изо дня в день социальные нормы, проявляя свое действие часто стихийно, не всегда получая исчерпывающее отражение в сознании людей.

      Социальные  нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные  виды общественных отношений. Они складываются в определенную иерархию норм, распределяясь  по степени социологической значимости.

      Соблюдение  норм регулируется обществом с различной  степенью строгости. Строже всего караются нарушения табу (в примитивных  обществах) и юридических законов (в индустриальных обществах), мягче  всего – привычек.

      Социальные  нормы выполняют в обществе очень важные функции, которые:

  • Регулируют общий ход социализации;
  • Интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество;
  • Контролируют отклоняющееся поведение;
  • Служат образцами, эталонами поведения.

   Нормы выполняют свои функции в зависимости  от того, в каком качестве они себя проявляют:

  • Как стандарты поведения (обязанности, правила);
  • Как ожидания поведения (реакция других людей).

    Различие  между нормой и ценностью выражается так:

  • Нормы – правила поведения;
  • Ценности – абстрактные понятия о том, что есть добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное.

     Соблюдение  социальных норм добиваются с помощью  санкций, которыми являются не только наказания, но также поощрения.

      Социальные  санкции – разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, за согласие с ними и наказаний за отклонение от них, т.е. девиантность.

      Выделяют  четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные.

      Формальные  позитивные санкции – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза).

      Неформальные  позитивные санкции – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций (дружеская похвала, комплименты, слава, почет и т.д.)

      Формальные  негативные санкции – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями и т.д.

      Неформальные  негативные санкции – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями (порицание, замечание, насмешка, издевка и т.д.)

      Социальные  санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля.

      Социальный  контроль -  это способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе правового) регулирования. Стабилизирующая функция системы социального контроля заключается в воспроизводстве господствующего типа общественных отношений, социальных (групповых, классовых, государственных) структур. Направленность и содержание социального контроля зависят от исторически обусловленных  социально-экономических, политических, идеологических, моральных и иных социологически-культурных характеристик данной социальной системы.

      Социальный  контроль – элемент более общей  системы регулирующих воздействий  на поведение индивидов со стороны  общества. Отличительной чертой этой формы воздействия являются упорядоченность, формализованность, категоричность требований, предъявляемых индивиду, их нормативность, обеспеченность санкциями (как формального, так и неформального порядка). Система социального контроля использует социальные нормы, которые находят отражение в идеологии, философско-этических воззрениях, художественном творчестве.

      Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы – в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную сторону грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

      Социологи называют отклоняющееся поведение  девиантным. Данное понятие подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам.

      В большинстве обществ контроль девиантного  поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а  в хорошую – одобряются. В зависимости  от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, нищие. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, лидеры, миссионеры, передовики труда и т.д.

      Девиантное  поведение – чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При таком понимании следует говорить о формах и степени отклонения. К видам, или формам, девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, психические расстройства, самоубийство.

      В узком понимании под девиантным поведением подразумевается такие  отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название – делинквентное (буквально - преступное) поведение. Оба значения – широкое и узкое – одинаково употребляются в социологии.

      Девиантное  и делинквентное поведение можно  различить следующим образом. Первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы – отклонение, для другого или  других может быть привычкой. Высший класс считает свое поведение нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших, - отклонением. Поведение считается таковым относительно культурных норм данной группы. Однако дилинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны. Уличное ограбление представители социальных низов могут считать нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма – юридический закон, квалифицирующий ограбление как преступление.

      Исследователи современных процессов обращают внимание на то, что девиантное и  делинквентное поведение широко распространяются в обществах, переживающих трансформацию. Более того, в условиях общего кризиса общества это может приобретать тотальный характер. На фоне усиления кризисных явлений нарастает неудовлетворенность своим положением. Массовое чувство социальной неудовлетворенности, невостребованности приводит к отчуждению от общества, к нарастанию тревожности. Одним из последствий социальной неудовлетворенности является нарастание пессимистических настроений и даже появление деморализованности населения (упадок духа, растерянность). Типичными реакциями на аномию становится безразличие к средствам достижения цели, цинизм, экстремизм. Механизм отклоняющегося поведения раскрывается через анализ взаимодействия нормативного регулирования, особенностей личности, ее отношения к норме и реальной жизненной конфликтной ситуации. 

Информация о работе Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект