Личность как социальная система микроуровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 02:20, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе рассматривается тема "Личность как социальная система микроуровня". Личность - это результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Личностью не рождаются - ею становятся. Из этого следует, что личность – относительно поздний этап социального развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. ЛИЧНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА МИКРОУРОВНЯ………….4
1.1. Представления о личности в социологии……………………………………..4
1.2. Социологические концепции личности. Ролевая теория личности………..5
2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ………………………………………………10
2.1. Понятие социализации личности……………………………………………..10
2.2. Уровни, механизмы и инструменты социализации…………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..15

Работа содержит 1 файл

печатать социология.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

9 

структурой  общества, а вторые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают субъективную окраску их реализации.    

  Вместе с тем ими отмечается ограниченность ролевых теорий личности вследствие их преимущественно описательного характера, недооценки устойчивости свойств личности как субъекта социальных отношений.

      Т. Парсонс одним из первых предпринял попытку систематизации социальных ролей. Он считал, что для любой роли характерен набор следующих основных пяти характеристик: эмоциональная содержательность, способ получения роли (предписывание или приобретение); масштаб; формализация (строго установленная или размытая); мотивация.

      Дж. Морено следующим образом классифицирует социальные роли:

«психосоматические  роли», когда поведение связано  с основными биологическими потребностями, определенными культурой; «психодраматические роли»,когда поведение личности определяется в соответствии с конкретными требованиями данного социального окружения; «социальные роли», когда личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории.

      Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением является характер индивида. Это значит, что поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему – оно является продуктом уникального, свойственного только этому человеку способа интерпретации истолкования ролей. Поэтому и сами роли могут меняться в зависимости от позиции самой личности. 
 
 
 

10 

2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ  ЛИЧНОСТИ 

2.1. Понятие  социализации личности 

      Социализацией называется процесс становления  личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

  Связывая понятие социализации с развитием личности, необходимо отметить, что развитие индивидуальности есть в некоторой степени противоположный социализации процесс. Его можно назвать индивидуализацией, самоактуализацией, самореализацией или как то по-другому.

  Индивидуальность есть разрешение противоречия между биологическим и социальным в человеке. Если индивида рассматривать как средоточие биологических начал, развитие которых описывается понятием созревание (то есть развертывание внутренних потенций), то личность является социальной сущностью и ее развитие описывается понятием формирование (то есть изменение под воздействием внешних влияний). Снятием противоречия, синтезом биологического и социального являются субъектные факторы, которые присущи уровню индивидуальности и развитие которых поднимается на уровень саморазвития человека.

  Личность как объект социальных отношений рассматривается в социологии в контексте 2-х взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. Социализация охватывает все процессы приобщения человека к культуре, обучению и воспитанию, с помощью которых он приобретает социальную природу и способность участвовать в жизни общества. 

2.2. Уровни, механизмы и инструменты социализации 

11 

      В процессе социализации выделяются три  стадии:

- дотрудовая, охватывающая период жизни человека  до начала трудовой деятельности и включающая детство и период обучения;

- трудовая; условные границы – период зрелости человека, его активного участия в трудовой деятельности;

- послетрудовая,  относящаяся к периоду жизни человека, совпадающему, как правило, с пенсионным возрастом.

      Механизм  социализации человека состоит из принятия решений, целеобразования, мобилизации внутренних ресурсов, построения различных стратегий поведения.

      Конкретные  группы, в которых личность приобщается  к системам норм и ценностей и  которые выступают своеобразными  трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. На каждой стадии социализации существуют особые институты, которые еще называют агентами социализации. К ним относятся люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоения социальных ролей: семья, дошкольные детские учреждения, школа, трудовые коллективы, неформальные объединения, группы по интересам и т.д. Их обычно разделяют на две группы:

- агенты  первичной социализации – родители, братья, бабушки и дедушки, близкие  родственники, учителя, друзья семьи  и т.д. Особенно велика роль первичной социализации на раннем этапе становления и развития личности;

- агенты  вторичной социализации – руководители  и официальные представители государства и его органов (армия, милиция, учреждения и т.д.).3

      Агенты  социализации осуществляют две основные функции: обучение и контроль.

      Сам институт социализации, осуществляя  свое воздействие на личность,

12 

как бы сталкивается с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности через традиции, обычаи, привычки, образ жизни.

      В процессе социализации обычно выделяют две фазы: социальная адаптация (приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, а также к социальным группам и коллективам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности) и интериоризация (процесс включения социальных норм и условий во внутренний мир человека). Вместе с тем каждый раз, попадая в новую социальную среду, человек от чего-то отвыкает, а в чем-то переучивается заново. Этот процесс обычно представляют двумя этапами: десоциализация – отучение от старых норм, ценностей, правил поведения и ролей; ресоциализация – «обучение заново» нормам, ролям и ценностям, уже имевшим место когда-то.

      Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая  характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Вместе с тем сам процесс социализации сопутствует человеку на протяжении всей его жизни.

      Пытаясь понять и объяснить поведение  людей, ученые группировали повторяющиеся, существенные качества, свойства последних на основе определенных признаков. В результате создавались различные варианты типов личности (психологические, физические, социальные).4

      На  основе психологических качеств  и черт были сформулированы психологические типы характеров человека (психические типы личности): холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик.5

13 

      Повторяющиеся и относительно устойчивые сочетания социальных и индивидуальных качеств личностей, действующих в конкретных условиях места и времени, позволяют выделить основания социальной типологизации личностей. В социологии существуют различные варианты типологии личности. Наиболее распространенной в современной социологии считается типология личности, основанная на ценностных ориентациях человека. В соответствии с ней выделяются следующие типы:

- традиционалисты  – люди, ориентированные на строгое  соблюдение социальных норм, ценностей, дисциплины, на законопослушание. У них низкий уровень самостоятельности, творчества, самореализации;

- идеалисты  – люди, критически относящиеся  к традициям, установленным правилам  поведения. Это, как правило, люди творческие, имеющие твердую установку на саморазвитие;

- фрустрирующий  тип – неуравновешенная, имеющая  низкую самооценку и преимущественно  угнетенное состояние личность;

- реалисты  – люди, сочетающие стремление  к саморазвитию с развитым  чувством долга;

- гедонистические  материалисты – люди, ориентированные в первую очередь на удовлетворение своих потребительских желаний.

      По  другой классификации, берущей за основу массовость и соответствие типа личности потребностям общества, выделяют:

- модальный  тип – преобладающий в данном  обществе;

- базисный тип – максимально отвечающий потребностям современного общества. 
 
 
 

14 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Рассмотрев  тему личности как социальной системы  микроуровня можно сделать следующий  вывод: социология на микроуровне рассматривает  проблематику личности непосредственно в поле межличностного взаимодействия. Поэтому и процесс социализации, и процедуры «встраивания» личности в разнообразные общности и структуры рассматриваются преимущественно через призму ролевых концепций, которые я рассмотрела.

      В данной контрольной работе были отражены концепции таких авторов, как: Дж. Мид, Р. Линтон, Р. Дарендорф, Т. Парсонс и социальные роли Дж. Морено.

      Социологические подходы заключаются в том, что  рассматривается 
проблема личности с разных точек зрения, в частности, каким образом под 
влиянием общества происходит социализация человека. 

  В результате социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации.

  Социологические концепции личности объединяют ряд различных теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

15 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

1. Андреева, Г.М.  Социальная психология : Учебник для вузов / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 384 с.

2. Волков, Ю.Г. Социология: Учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. – М.: Гардарики, 2007. – 432 с.

3. Перов,  Г.О. Социология: Учебное пособие  / Г.О. Перов, С.И. Самыгин. - Ростов н/Д: Март, 2005. – 320 с.

4. Розин, В.М. Психология. Наука и практика: Учебное пособие / В.М. Розин. – М.: Омега-Л, 2005. - 544 с.

5. Страданченков,  А.С. Социология. Общий курс: Учебник  / А.С. Страданченков, А.В. Филиппов. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 332 с. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Личность как социальная система микроуровня