Личность как социальная система микроуровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 02:20, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе рассматривается тема "Личность как социальная система микроуровня". Личность - это результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Личностью не рождаются - ею становятся. Из этого следует, что личность – относительно поздний этап социального развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. ЛИЧНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА МИКРОУРОВНЯ………….4
1.1. Представления о личности в социологии……………………………………..4
1.2. Социологические концепции личности. Ролевая теория личности………..5
2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ………………………………………………10
2.1. Понятие социализации личности……………………………………………..10
2.2. Уровни, механизмы и инструменты социализации…………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..15

Работа содержит 1 файл

печатать социология.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Финансы и кредит»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине  «Социология»

на тему  «Личность как социальная система микроуровня» 
 
 
 
 
 
 

ВЫПОЛНИЛ 
 
 
 
 

ПРОВЕРИЛ

Преподаватель                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

1. ЛИЧНОСТЬ  КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА МИКРОУРОВНЯ………….4

1.1. Представления  о личности в социологии……………………………………..4

1.2. Социологические  концепции личности. Ролевая теория  личности………..5

2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ  ЛИЧНОСТИ………………………………………………10

2.1. Понятие социализации личности……………………………………………..10

2.2. Уровни, механизмы и инструменты социализации…………………………10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..14

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 

ВВЕДЕНИЕ 

     В течении тысячелетий люди объединялись в общности для удовлетворения своих потребностей и стремлений, достижения целей и утверждения ценностей. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность олицетворяет: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы, принятых в обществе норм и ценностей, т. е. через культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая их которых оказывает на него системоформирующее воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру.      

     Социология  не рассматривает личность во всем многообразии, т.е. как продукт природы, а изучает ее как совокупность общественных отношений, т.е. как продукт общества.

   В данной контрольной работе рассматривается тема "Личность как социальная система микроуровня". Личность - это результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Личностью не рождаются - ею становятся. Из этого следует, что личность – относительно поздний этап социального развития.  
 Личность - это единство индивидуальных способностей и выполняемых социальных функций человека, особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Таким образом, тема работы представляется довольно важной и актуальной.

     В задачи контрольной работы входит: представление о личности в социологии; раскрыть социологические концепции личности и ролевые теории; дать определение социализации личности и определить ее уровни и механизмы. 

4 

1. ЛИЧНОСТЬ  КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА МИКРОУРОВНЯ 

1.1. Представление  о личности в социологии 

      Говоря  о личности, чаще всего имеют в  виду отдельного человека. Но ведь кроме понятия «личность» в нашем распоряжении имеется еще ряд близких понятий: человек, индивид, индивидуальность. В обыденной речи эти понятия часто употребляются в одном и том же значении, но в науке они обозначают разные вещи.

      Понятие «человек» - это родовое понятие, указывающее на принадлежность данной особи к человеческому роду – высшей ступени развития живой природы, генетически связанной с другими формами жизни.1 Человек – существо биосоциальное. Как живое существо он подчиняется основным биологическим и физиологическим законам. Специфика человека по сравнению с другими живыми существами заключается в том, что он обладает членораздельной речью, мышлением, сознанием, потребностью и способностью к практической деятельности. Эти фундаментальные отличительные признаки формировались примерно в период с 2,5 млн лет до 40 тыс. лет до н.э. Это было время биологической эволюции.

      Понятие «индивид» характеризует отдельного конкретного человека как единичного представителя человеческого рода, это единичная особь, принадлежащая человеческому роду, конкретный носитель всех социальных, психологических и биологических качеств человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.

      Аналогичную смысловую нагрузку несет понятие  «индивидуальность». Оно может быть отнесено к человеку как к организму и к личности. Личность

5 

всегда  индивидуальна, поскольку каждая личность неповторима, хотя индивидуальность присуща также и животным, и растениям, и вещам. Индивидуаль-

ность определяется совокупностью черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие «личность» вводится для выделения, подчеркивания неприродной сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.

      В социологии личность определяется как:

1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;

2) субъект  социальных отношений и сознательной деятельности.

      Таким образом, под «личностью» в социологии понимается конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная  в индивиде интеграция социально значимых черт и социальных отношений, относящихся к сущности данного общества.  

1.2. Социологические  концепции личности. Ролевая теория  личности 

      Изучая  вопрос о личности, как социальной системе микроуровня, необходимо еще раз обратиться к некоторым общим положениям и прежде всего к положению о сущности или природе человека.

      В соответствии с этой концепцией: личность – не индивидуальные особенности человека, а та социальная система, в которую он включен, и те социальные функции, роли, которые он в ней выполняет. Анализируя социальные (прежде всего экономические) отношения людей, К. Маркс подчеркивал, что люди участвуют в них «…не как индивиды, а как члены класса», что «… определенные общественные роли вытекают отнюдь не из человеческой индивидуальности вообще, а детерминированы социальной структурой общества». Про-

6 

ще говоря, человек таков, какова окружающая его  социальная среда.2

      Многогранность  процесса становления, развития и формирования личности породила различные концепции, которые особенно бурно стали развиваться во второй половине XIX – начале XX в., по-разному подчеркивая те или иные аспекты этой проблемы. Именно поэтому социология содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга методологическими установками.

      В начале 30-х гг. XIX в. В социологии сформировалось научное направление – структурный функционализм, основателем которого был Э. Дюркгейм. Функционалисты считали, что единицей социального анализа в социологии является не столько сам действующий индивид, сколько роль, выполняемая им в обществе в зависимости от ожиданий группы, в которую он включен. Следовательно, можно говорить о ролевом поведении отца, друга, студента и т.д. Не случайно американские ученые Дж. Морено и Р. Мертон определяли личность как функцию той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе.

      Очень близкой к этой концепции по ряду методологических подходов и во многом перекликающейся с ней является ролевая теория личности, сформулированная американским социологом Дж. Мидом и активно разрабатываемая в дальнейшем Р. Мертоном и Т. Парсонсом, а также социологом Р. Дарендорфом.

      В марксистской теории личности акцент смещен на взаимодействие личности и общества. Личность рассматривается здесь как объект и предмет общественной деятельности и общения.

      Теоретическая обоснованность и практика показывают, что на процесс формирования личности влияют как биологические, социальные, так и физи-

7 

ческие  факторы.

      Биологический фактор необходимо учитывать, так как  он, во-первых, создает ограничения и предпосылки для социальных черт личности, а во-вторых, благодаря этому фактору возникает бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

      Физическое  окружение также имеет определенное значение в развитии личности. В теориях многих ученых – от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до философа Г.В. Плеханова, историка Л.Г. Гумилева и др. – групповые различия в определении личностей в основном определяются различиями климатических и природных условий их формирования. При этом признается, что влияние физического окружения на личность культуры группы, группового поведения или индивидуального опыта.

      Под социальными факторами формирования личности понимается обычно культура общества, под воздействием которой возникает характерная личностная конфигурация, типичная для представителей данного социума.

      Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, факторы физического рождения и общие культурные образцы поведения конкретной социальной группы, общества.

      Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляется  его сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности, т.е. изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реальный носитель.

      Социальная  роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

8 

      Освоение  социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное  условие «врастания» человека в  общество себе подобных.

      Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль.

      Социальная роль – это совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Эти требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах. Система социальных санкций позитивного и негативного характера направлена на обеспечение надлежащего исполнения требований, связанных с социальной ролью.

      Совокупность  парадигм, рассматривающих значение социальной роли, принято называть ролевыми теориями, или концепциями, личности. Коротко охарактеризуем теории разных авторов, их особенности.

      Дж. Мид акцентировал внимание на механизмах «научения ролей», освоения ролей в процессах межличностного взаимодействия, подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны «значимых» для данного индивида лиц, с которыми он вступает в общение.

      Р. Линтон обратил внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний  и их связь с социальной позицией личности, а так же на назначение социальных и групповых санкций.

      Р. Дарендорф рассматривает человека как деиндивидуализированный продукт  ролевых предписаний, что в свою очередь отражает отчуждение личности.

      Представители марксистского направления в  социально-философской мысли различают институционализированные и конвенционные (по соглашению) роли. Первые являются ведущими, так как обусловлены социальной

Информация о работе Личность как социальная система микроуровня