Личность и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

Этой ночью мне не спалось. Мой мозг, как слетевшая операционная система, вместо привычных планов на завтра и дальнейших целей, выдавала сигнал за сигналом о беспокойстве. Почему же не спится-то? При ближайшем рассмотрении - оказалось моя совесть. Проснулась все-таки. Этот вид сигнала мой самый нелюбимый. Проснулась совесть – никакому компоненту организма теперь не даст уснуть, пока семестровая не будет выполнена. Она разбудила и честолюбие (только не это!) «ну и что ты теперь будешь делать? Возможность получения хорошей оценки снизилась вдвое. А ведь ты могла…». Даже промелькнувшая в голове, фраза Скарлетт О’Хары «я подумаю об этом завтра» не успокоила. Эти крупные инвесторы моей души, как совесть и честолюбие, подкупили еще один компонент организма – задницу. Встаю и берусь за дело. Подозреваю еще о подкупе пищеварительной системы, которая обычно перед работой говорит «подкрепись», а тут и не сигналит. Начнём!

Работа содержит 1 файл

Талап ДД.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

В процессе социализации З. Фрейд (как всегда в своей теме) выделяет четыре этапа, каждый из которых связан с определенными участками тела, так называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный, фаллический и этап половой зрелости.

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия.

Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет) , операциональная (от 2 до 7) , стадия 
конкретных операций (с 7 до 11) , стадия формальных операций (с 12 до 15) . 
Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации 
продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация 
взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. 
Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Личность и общество

 

Личность — продукт  и субъект общественно-исторического развития. Общество не есть механическая сумма индивидов, как представляли общество народники и как утверждают сегодня идеологи буржуазии. Марксизм показал, что люди никогда не жили и не живут изолированно друг от друга. В процессе производства и потребления они всегда взаимосвязаны, их деятельность взаимообусловливается, именно в своем взаимодействии люди и составляют органическое целое — общество.

Марксизм показал, что  эти общественные отношения формируют  человека, его личность. Критикуя буржуазных идеологов, рассматривавших личность вне ее связи с обществом, К. Маркс писал: «...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».

Личность не есть что-то раз навсегда данное, неизменное. Личность — явление конкретно-историческое, а в классовом обществе — классовое. Например, в капиталистическом обществе существуют личность буржуа и личность рабочего. Каждая эпоха порождает специфический социальный тип личности. Личность представляет собой всегда конкретное единство единичного, особенного и общего. Она обладает индивидуальными, неповторимыми чертами, отличающими ее от других. Каждой личности свойственны и особые черты, присущие определенной общности людей: профессиональные, социально-классовые, национальные. И конечно, каждой личности свойственны черты, характерные для данного общества, эпохи в целом.

Личность не только продукт, но и субъект общественного развития, производственной и иной социальной деятельности. Как субъект истории она действует не изолированно, а лишь как часть социального коллектива (семьи, класса, нации, народа). Самой большой общностью, в которой личность действует как субъект истории, является народ.

Личность формируется  и может развиваться лишь в  обществе, коллективе. В свою очередь  развитие личности оказывается фактором, влияющим на развитие коллектива, общества. Развитие личности и общества в процессе их взаимодействия — общесоциологическая закономерность, проявляющаяся в специфической форме в различных общественно- экономических формациях.

Взаимоотношения общества и личности проявляются прежде всего  по линии соотношения их интересов (экономических, социально-политических и духовных) и по линии их взаимного влияния, развития коллективизма, и самоутверждения, индивидуализации личности. Оба вида взаимоотношений опосредуются коллективом, в классовом обществе — классом.

В первобытной общине низкий уровень развития производительных сил порождал общую собственность, коллективный труд, общий интерес. Здесь имел место первобытный коллективизм. Но первобытный человек ни в своей деятельности, ни в своем сознании еще не выделяет себя из коллектива. Личность была, как бы растворена в нем.

Роль личности в истории  научно впервые обосновал марксизм. Открыв объективные социологические  закономерности, показав решающую роль народных масс в истории, марксизм на этой основе раскрыл историческое значение деятельности выдающихся личностей.

Определенные социальные условия ставят перед обществом  задачи, приводят в движение огромные массы людей и обусловливают, в конечном счете, появление выдающихся личностей.

Выдающийся человек, действующий  в конкретной исторической ситуации, велик не тем, что он якобы может остановить или изменить ход истории, как утверждают идеологи эксплуататорских классов. Его величие состоит в том, что его деятельность более, нежели деятельность других людей, способствует прогрессивному развитию общества. В этом немаловажную роль играют его личные качества, его интеллект, воля, идеалы и черты характера. «Великий человек, — писал Г. В. Плеханов в работе «К вопросу о роли личности в истории», — велик... тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени... Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд. Он — герой. Не в том смысле герой, что он будто бы может остановить или изменить естественный ход вещей, а в том, что его деятельность является сознательным и свободным выражением этого необходимого и бессознательного хода. В этом — все его значение, в этом — вся его сила».

Великий человек не может  отменить или изменить ход общественного  развития, но несомненно то, что его деятельность накладывает отпечаток на исторические события, придает им определенную индивидуальность. Личность может быть энергичной, волевой, но если идеалы, побуждающие ее к деятельности, реакционны, если она своей деятельностью пытается идти наперекор историческому развитию, выступает против передовых социальных сил, то она неизбежно терпит крах вместе с теми реакционными силами, на которые она опиралась, и интересы которых она выражала.

Если идеалы, побуждающие  личность к действию, прогрессивны, если она действует вместе с передовыми социальными силами, то дело, за которое она борется, в конце концов, побеждает, а деятельность личности приобретает историческое значение.

Чем грандиознее задачи, стоящие перед тем или иным классом, чем прогрессивнее этот класс, тем большее историческое значение приобретают действия личностей, выдвигаемых этим классом. Рабочий класс выдвинул своих великих вождей: К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Это гениальные теоретики и организаторы революционного движения, их отличают безграничная преданность делу коммунизма, бесстрашие в борьбе, уверенность в победе, неразрывная связь с массами, личная скромность и простота.

В построении своих жизненных  планов стабильная личность исходит  из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна - способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Из этой семестровой  работы я сделала выводы о Личности и ее взаимоотношениях с обществом. Общество не всегда поддерживает личность, это замечается в начальных шагах развития. Это можно объяснить образно: вот перед нами человек, который всю жизнь жил самой нормальной жизнью, читал готовые мысли, проработанный СМИ и негативной информацией, жаловался на государство и чиновников, на низкую заработную плату и на плохого супруга (это крайность для более четкого образа: форма-квадрат, а не расплывчатая амёба), окружил себя людьми по статусу и интересам. И в один прекрасный день понял, что жить так ему не нравится. А меняться страшно, все уже такое привычное, хоть и нелюбимое. Решается он, наконец, меняться сам, менять своё окружение и жизнь. Лёд тронулся, господа! Но не тут-то было. Избавиться от тех же привычек, от тех же мыслей сложно. Это как сила земного притяжения, которую должна преодолеть ракета. Чем больше мощности, расчета и упорства, тем больше шансов на взлет. Но если его ракета взлетит, он обожаем и любим. Все стремятся быть похожим на него, цитировать его фразы и копировать манеры.

Личность в норме  находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает "радость завтрашнего дня", изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях - толерантна, способна к адекватным действиям.

Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам. Только так можно уменьшить зависть и сопротивление людей.

Влиятельная историческая личность появляется в ответ на определенный социальный «запрос», нужду в ней. Исторический деятель возглавляет социальное движение (или определенный класс, партию и т. п.) в силу определенного стечения обстоятельств, требующих руководящей роли личности. Значит ли это, что влиятельный человек велик лишь силой случайного стечения обстоятельств, выдвинувшего его на ключевые социально-политические позиции? Разумеется, нет. Действительно выдающаяся личность значительна своими личными качествами, талантами и прозорливостью, так же как заурядная личность остается незначительной, несмотря на то, что она в силу переплетения исторических случайностей оказывается во главе движения. Когда то или иное социальное движение не окрепло, во главе его могут оказаться люди недальновидные. Развиваясь, движение отбрасывает таких руководителей со своего пути, хотя на время они могут своими ошибками замедлить или направить его по ложному руслу.

Все это вовсе не означает, что выдающиеся способности, талант или гений — некий «Дар свыше», возникающий случайно где-то вне  истории. Формирование выдающейся исторической личности имеет, разумеется, свою логику, свою необходимую цепь развития. Прежде чем повлиять на общество, руководитель сам складывается под его непосредственным влиянием. Характер и способности выдающегося общественного деятеля представляют собой сложный слепок с различных общественных влияний. При рождении любой из нас имеет шанс в дальнейшем сделать что-то полезное для общества.

Вот итоги социального  опроса:

    1. Из пятидесяти розданных листков были полезны лишь сорок два.
    2. Большинство опрашиваемых испытывали трудности с ответами.
    3. Были случаи использования википедии, после трех одинаковых ответов про личность пришлось проверить, откуда информация.
    4. Мнения очень разные. Рада, что не использовала варианты, заданные заранее. Плюс: разнообразие ответов. Минус: сложно вывести статистику.
    5. При описании того, какими качествами должна обладать Личность, отмечали:
      1. Ум – 35,7 % (15 человек);
      1. Целеустремленность, характер – 33,3 % (14 человек);
      2. Лидерство – 16,6 % (7 человек);
      3. Работоспособность, выдержка – 14,3 % (6 человек);
      4. Индивидуальность – 14,3 % (6 человек);
      5. Доброта – 14,3 % (6 человек);
      6. Коммуникабельность – 11,9 % (5 человек);
      7. Наличие собственного мнения – 11, 9 % (5 человек);

И дальше по убывающей: вера в себя, спокойствие, обаяние, харизма, креативность и т.д.

    1. При просьбе выбрать, кого они уберут из истории; 20 обычных людей или Стива Джобса (М.Цукерберга, Конфуция, А.Кунанбаева и т.д.) выбрали:
      1. Не ответили – 38,1 % (16 ч);
      1. В пользу Личности – 35,7 % (15 ч);
      2. Выбрали Гитлера (Сталина, Садама Хусейна) – 19,1 % (8 ч);
      3. В пользу 20-ти обычных людей – 7,14 % (3 ч)

В данном вопросе видна  разница между обычными людьми и  личностями. Конечно, за большой вклад развития общества желают оставить личностей в истории.

    1. 3,4,5,7 вопросы показывают возможное влияние развитой личности на них. В большинстве случаев появление такой личности в окружении – это как пинок под зад, заставляющий действовать и саморазвиваться. 100%-ная польза. Признавались, что появление личностей в их жизни заставит их работать усерднее, стараться превзойти их, быть лучше. Таким ответам я искренне верю или хочу верить. Так же всего лишь 11,9 % признались, что будут завидовать им и 4,8 % в том, что будут радоваться распространению плохих слухов о них.
    2. Отвечая на 6-ой вопрос, между двумя вариантами а и б выбирают более привлекательный для них вариант:

1.

а) Не имеющая изъянов  супер-Личность – 33,3 % (14 ч)

б) Личность со своими слабостями – 66,7 % (28 ч)

2.

а) Красота, словно статуя совершенная и безукоризненная (возможна пластическая операция) – 9,51% (4 ч)

б) Миловидная внешность  с мелкими недостатками – 90,5 % (38 ч)

3.

а) Костюм выглажен, ни один волос не торчит, блеск и лоск–14,3%(6 ч)

б) Главное одет(а) по погоде и соответственно обстановке–85,7%(36 ч)

Результаты 6-го вопроса  показывают, что людям больше нравятся такие же люди со слабостями. Казаться лучше других всегда опасно, но опаснее всего не иметь грехов и слабостей. Зависть рождает тайных врагов. Личность, чтобы спасти себя от этого, должна время от времени демонстрировать изъяны, признаваться в безобидных грехах. Супер-личность вызывает раздражение у многих, и эти многие превращаются в тысячеглазого Аргуса, они во все глаза ищут изъян – это единственное их утешение. Лишь показав многим какой-нибудь пробел в интеллекте или какую-нибудь слабость, можно обезоружить их заранее.

Информация о работе Личность и общество