Личность и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Тема личности, отношений личности и общества относится к наиболее увлекательным и актуальным проблемам в социологии. Личность происходит от слова личина — маска. Индивидуум всегда и везде играет некую роль. В этих ролях мы познаем самих себя. Исполнение роли становится нашей второй природой и интегральной частью личности.

Содержание

Введение3
Личность в системе социальных связей4
Социализация: Основные этапы8
Личность и общество13
Заключение16
Список литературы17

Работа содержит 1 файл

Личность и общество.docx

— 40.49 Кб (Скачать)

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода: а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека – это  весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением  образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более  того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает  особое значение этой стадии. Признание  трудовой стадии социализации логически  следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Трудно согласиться с тем, что труд как условие развертывания  сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта; еще труднее принять тезис  о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального  опыта.

Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Определенным оправданием, конечно, может служить то обстоятельство, что проблема эта еще более нова, чем проблема социализации на трудовой стадии. Постановка ее вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни – с одной стороны, определенная социальная политика государств – с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего увеличивается его удельный вес. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры.

 

 

Личность и общество

Личность - система социально  значимых качеств индивида, мера овладения  им социальными ценностями и его  способность к реализации этих ценностей.

Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Как личность человек характеризуется  уровнем развития его сознания, соотнесенностью  его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются  возможности данного человека к  участию в общественных отношениях.

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и  своим общественным и трудовым обязанностям. Личность характеризуется уровнем  осознанности своих отношений и  их устойчивостью.

В личности существенна не только ее позиция, но и способность  к реализации своих отношений. Это  зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых  и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с  готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются  при жизни человека, но на определенной природной основе.

Наследственная основа человеческого  организма (генотип) определяет его  анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.

В биологической организации  человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного  в знаниях, традициях, предметах  материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Природные стороны человека не следует противопоставлять его  социальной его сущности. Сама природа  человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом  истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в  нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические  задатки человека являются человеческими, а не животными задатками.

Но становление человека как личности происходит только в  конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения  людей, и критерии оценки их поведения.

То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера), в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия

между постоянно растущими  общественно обусловленными потребностями  и возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

Уровень развития личности определяется характерными для нее  отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения  обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных).

Понять личность - это  значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.

Различаются личности социализированные - адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные - девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения - маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями - "слабыми местами" в психической саморегуляции).

Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся  в пределах психической нормы.

Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая  личность сохраняет свою жизненную  стратегию, остается приверженной своим  позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные  психические срывы в экстремальных  ситуациях она предупреждает  системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

Личность в норме находится  в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и  самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем  человеческом пути, испытывает "радость  завтрашнего дня", изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях - толерантна, способна к адекватным действиям.

Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет  чуткость к их потребностям и интересам.

В построении своих жизненных  планов стабильная личность исходит  из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но способна к коррекции  своего поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать  тактической лабильностью без психических  надломов. Источником своих удач и  неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных  условиях жизни она способна взять  ответственность на себя и пойти  на оправданный риск. Наряду с эмоциональной  устойчивостью, она постоянно сохраняет  эмоциональную реактивность, высокую  чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Личность и общество взаимно  зависят друг от друга. Между структурой социального мира и структурой личности всегда происходит процесс взаимного приспособления. Со стороны личности — это социализация, со стороны общества — построение норм и принципов, с которыми личности согласовывают свое индивидуальное поведение.

Взаимоотношения личности с обществом — это основа всех сторон ее жизнедеятельности. В мире человек рождается, растет, развивается, действует, становится фигурой. Какой именно личностью он будет — это опять-таки во многом находится в зависимости от условий его жизни в данном обществе, а также от активности самого субъекта, направленной сначала всего на развитие и реализацию его социально значимых способностей.

Основополагающая жизненная  задача личности — адаптироваться в общественных условиях своего бытия, утвердиться в них сквозь нормальные формы социальной активности и следовательно возмещать свои потребности и осуществить свои интересы.

Никакая личность развиваться  и творить вне общества не может, что ее самореализация напрямую зависит  от социальных условий ее жизни, определяется ее социальным положением, экономическими и другими возможностями. Ее социальные права и свободы также определяются обществом и реализуются в нем, защищаются государством.

Не будет счастлив человек, в случае, если его окружают бедные люди, если деградирует общество, в котором он живет. Значит необходимо делать все для оздоровления общества.

 

Список литературы

 

  1. Андреева Г.М. «Социальная психология», Москва, 1995 г.
  2. Немов Р. С., «Психология», Москва 1995 г.
  3. Аитов «Основы социологии», Алматы, 1997 г.
  4. Смелсер Нейл, «Социология», Москва 1994 г.
  5. Асмолов А.Г., «Психология личности», Москва 1995 г.

 


Информация о работе Личность и общество