Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:27, реферат
Личность – это индивид, включенный в общественные связи и отношения. Культурность индивида может быть высокой или низкой в зависимости от того, насколько полно и гармонично освоена субъектом культура в ее традиционных и новаторских формах.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1.Социологическое понятие личности, ее структура …………………………..4
2.Социальный статус и социальные роли личности. Ролевые конфликты……6
3. Личность и общество: проблемы взаимоотношений………………………...8
4. Личность в современном обществе…………………………………………...9
5. Понятие и сущность культуры. Ее структура и функции………………….11
6. Культура и личность………………………………………………………….15
7. Тенденции развития культуры в современном мире……………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….18
По теории К. Маркса – субъектами общественного развития являются социальные образования нескольких уровней : человечество, классы, нации, государство, семья и личность. Даже общество осуществляется в результате этих всех субъектов. Но они отнюдь не равнозначны, и сила их воздействия изменяется в зависимости от исторических условий. Согласно Марксу, история нечто иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Каждый индивид вовлеченный в человеческую практику, является субъектом общественного развития.
Главной причиной духового
4.
Личность в современном
обществе.
Сейчас, когда тоталитаризм уже рухнул, неудивительно, что многие люди находятся в состоянии растерянности. Рассыпались ценности, которыми иллюзорно, как в «заколдованном» мире, жило большинство населения нашей страны. В основном это была бескризисная спячка. Мы даже удивлялись: что это западные философии все пишут о каких-то кризисах? У нас все нормально.
Теперь наш мир «расколдовался»
Очевидно, придет время, и люди
научатся жить в новых
Несмотря на то, что смысл жизни
у каждого уникален, путей, которыми
человек может сделать свою
жизнь осмысленной, не так уж
и много: что мы даем жизни
(в смысле нашей творческой
работы), что мы берем от мира
(в смысле переживаний,
В соответствии с этим Франкл выделяет три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. Реализация ценностей (или хотя бы одной из них) может помочь осмыслить человеческую жизнь. Если человек делает что-то сверх предписанных обязанностей, привносит что-то свое в работу, то это уже осмысленная жизнь. Однако смысл жизни может дать и переживание, например любовь. Даже одно-единственное ярчайшее переживание сделает осмысленной прошлую жизнь. Но главным открытием Франкл считает третью группу ценностей – ценности отношения. К ним человек вынужден прибегать тогда, когда не может изменить обстоятельства, когда попадает в экстремальную ситуацию (безнадежно болен, лишен свободы, потеря любимого человека и д.р.). При любых обстоятельствах, считает доктор Фракл, человек может занять осмысленную позицию, ибо жизнь человека сохраняет свой смысл до конца.
Вывод, несмотря на духовный
кризис у многих людей
5.
Понятие и сущность
культуры. Ее структура
и функции.
Понятие «культура» одно из наиболее часто употребляемых в современном гуманитарном знании. Оно пришло в европейские языки из латинского (cultura – возделывание, воспитание, развитие, почитание). Культура включает и объединяет опредмеченную, «застывшую» человеческую деятельность, результаты «возделывания» действительности и «живую» - саму жизнь человечества, сегодняшний процесс возделывания, окультуривания действительности.
Культуру можно определить как уровень развития человека и общества, отраженный в созданных ими материальных и духовных ценностях, а так же сам процесс творческой деятельности людей.
По К. Марксу, культура – это «вторая природа» и культура – это «не природа» - Э. Маркарян. Культура – целостное явление, образуемое из бесконечного многообразия входящих в него культур различных социальных субъектов. Для социологии важны способы взаимодействия, диалога и конфликта этих «подкультур» внутри большой культуры. В связи с этим выделяются два вектора в развитии отношений между культурами классов, этносов, поколений, полов, жителей города и деревни: в направлении к самоизоляции, обособлению и в направлении к сближению. Роль каждого этноса, каждого поколения, каждого класса в культуре непреходяща.
Делят культуру на материальную и духовную, двум основным видам труда и способам окультуривания человеком действительности – физиологическому и умственному. Материальная культура – сфера материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежа, средства транспорта и связи и т.д.). Духовная культура – обозначение сферы сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание, право, искусство, литература, религия, идеология, мифология), можно определить духовную культуру как уровень развития человека и общества, отраженный в созданных ими духовных ценностях, а так же сам процесс творческой деятельности людей. Физические усилия позволяют обрести явлению культуры плоть, материализоваться. Духовные усилия определяют стиль окультуривания действительности, вырабатывают меру, критерии культурности или некультурности человеческих действий.
Культура не может
Значительную роль в
Дюркгейм определил культуру как «коллективное, или общее, сознание». Последнее имеет, с его точки зрения, специфические черты, превращающие это «сознание» в особую реальность: совокупность верований и чувств, общих в основном для одного и того же общества. Так же он считал, что «понять» поведение социальных субъектов невозможно без постижения переживаемого самим субъектом «смысла» своего поведения. По Веберу, первичная реальность общества есть культура, которая может проявляться как в социальных структурах типа семьи, государства, так и в духовных формах – религии, искусстве, науке. Культура эмоциональна, личностна, социально ориентирует субъекта. «предполагаемый смысл» реального поведения в подавляющем большинстве случаев самим действующим субъектом осознается смутно или вовсе не осознается.
Социально-психологическая
Своеобразный подход к проблеме взаимодействия культуры и общества, развит в теории Й. Хейзинга. В его «игровое пространство» помещает не только искусство, но и науку, быт, юриспруденцию, военное искусство.
Основные функции культуры в обществе, совпадающие с классификацией основных типов и форм человеческой деятельности:
- практически –
- познавательная – изучение
- ценностно-ориентационная – выработка норм, регулирующих социальное поведение, включая политические, правовые, моральные, эстетические, религиозные идеалы и стереотипы поведения;
- коммуникативная – обмен
- функция социализации –
Постоянным источником
6.
Культура и личность.
Роль отдельной личности в развитии культуры – особый, всегда активно обсуждаемый вопрос. Человек «клеточка» организма культуры, результат окультуривания и творец культуры.
Культурность индивида может быть высокой или низкой в зависимости от того, насколько полно гармонично освоена субъектом культура в ее традиционных и новаторских формах. Культура – явление комплексное, сложная система. Поэтому высокий уровень овладения культурой предполагает системное, а не фрагментарное ее освоение. «отступая от первобытной элементарности», человек становится культурен. В понятии сложности В.В. Розанова содержится внешнее определение культурности, а ее внутренний смысл – в понятии культа. «Культурен тот, кто не только носит в себе какой-нибудь культ, но кто и сложен, т.е. не прост, не однообразен в идеях своих, в чувствах, в стремлениях, наконец, в навыках и во всем складе жизни».
Стремясь быть культурным, человек
все чаще не может опереться
на устоявшийся стереотип,
7.
Тенденции развития
культуры в современном
мире.
Современное состояние культуры вызывает обоснованное беспокойство. Одной из глобальных проблем развития общества является эрозия духовной культуры, возникающая в результате тотального распространения однообразной информации, изолирующей ее потребителей от работы по развитию представлений о смысле существования в социокультурном процессе, усугубляющей ситуацию «смыслоутраты» в культуре.
Основные закономерности
Одна из основных тенденций внутреннего развития культуры связана с изменением баланса физических и умственных затрат энергии человека в пользу последних. Начиная с середины XX в. благодаря использованию достижений НТР (научно-техническая революция) стала резко сокращаться потребность в тяжелом физическом труде. Физические усилия человека играют все меньшую роль в производстве социокультурного процесса. Культура, таким образом, все больше определяет себя как продукт творчества человеческого духа, ума и души. Ценность духовных усилий в связи с этим будет неуклонно возрастать. И если прежде естественно-научное знание нередко рассматривалось как критерий прогрессивности культуры, то теперь паритет его с гуманитарным знанием будет постепенно восстанавливаться.