Личность и культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:27, реферат

Описание работы

Личность – это индивид, включенный в общественные связи и отношения. Культурность индивида может быть высокой или низкой в зависимости от того, насколько полно и гармонично освоена субъектом культура в ее традиционных и новаторских формах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1.Социологическое понятие личности, ее структура …………………………..4
2.Социальный статус и социальные роли личности. Ролевые конфликты……6
3. Личность и общество: проблемы взаимоотношений………………………...8
4. Личность в современном обществе…………………………………………...9
5. Понятие и сущность культуры. Ее структура и функции………………….11
6. Культура и личность………………………………………………………….15
7. Тенденции развития культуры в современном мире……………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….18

Работа содержит 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

     По теории К. Маркса – субъектами общественного развития являются социальные образования нескольких уровней : человечество, классы, нации, государство, семья и личность. Даже общество осуществляется в результате этих всех субъектов. Но они отнюдь не равнозначны, и сила их воздействия изменяется в зависимости от исторических условий. Согласно Марксу, история нечто иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Каждый индивид вовлеченный в человеческую практику, является субъектом общественного развития.    

    Главной причиной духового кризиса  современной личности выступает  потеря ею свободы и человеческой  целостности.

 

4. Личность в современном  обществе. 

     Сейчас, когда тоталитаризм уже рухнул, неудивительно, что многие люди находятся в состоянии растерянности. Рассыпались ценности, которыми иллюзорно, как в «заколдованном» мире, жило большинство населения нашей страны. В основном это была бескризисная спячка. Мы даже удивлялись: что это западные философии все пишут о каких-то кризисах? У нас все нормально.

     Теперь наш мир «расколдовался».  Невозможность найти позитивный  смысл жизни из-за разрушения  старых ценностей и традиций, отсутствие культуры, позволяющей выбрать свой путь в столь бурное время, во многом объясняют те социальные патологии, которые являются сейчас болью нашего общества – преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийства.

     Очевидно, придет время, и люди  научатся жить в новых социальных  условиях, искать и находить смысл  жизни, но для этого нужен  опыт свободы. Она породила вакуум существования, сломав традиции, сословия и прочее, она же и научит, чем его заполнить. Интересные идеи на этот счет высказывает австрийский психоаналитик доктор В. Франкл. Он считает, что для человека свойственно стремиться к тому, что бы жизнь его была осмысленной. Если смысла нет – это тяжелейшее состояние личности. Нет никакого общего для всех людей смысла жизни, он уникален для каждого. Франкл считает, что смысл жизни нельзя придумать, изобрести; его нужно найти, он существует объективно вне человека. Напряжение, которое возникает между человеком и внешним смыслом, - нормальное, здоровое состояние психики. Человек должен найти и осуществить этот смысл.

     Несмотря на то, что смысл жизни  у каждого уникален, путей, которыми  человек может сделать свою  жизнь осмысленной, не так уж  и много: что мы даем жизни  (в смысле нашей творческой  работы), что мы берем от мира (в смысле переживаний, ценностей), какую позицию мы занимаем по отношению к судьбе, если не можем её изменить.

     В соответствии с этим Франкл выделяет три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. Реализация ценностей (или хотя бы одной из них) может помочь осмыслить человеческую жизнь. Если человек делает что-то сверх предписанных обязанностей, привносит что-то свое в работу, то это уже осмысленная жизнь. Однако смысл жизни может дать и переживание, например любовь. Даже одно-единственное ярчайшее переживание сделает осмысленной прошлую жизнь. Но главным открытием Франкл считает третью группу ценностей – ценности отношения. К ним человек вынужден прибегать тогда, когда не может изменить обстоятельства, когда попадает в экстремальную ситуацию (безнадежно болен, лишен свободы, потеря любимого человека и д.р.). При любых обстоятельствах, считает доктор Фракл, человек может занять осмысленную позицию, ибо жизнь человека сохраняет свой смысл до конца.

     Вывод, несмотря на духовный  кризис у многих людей современного мира, выход из этого состояния все-таки найдется по мере того, как люди будут осваивать новые свободные формы жизни.   
 

5. Понятие и сущность  культуры. Ее структура  и функции. 

    Понятие «культура» одно из наиболее часто употребляемых в современном гуманитарном знании. Оно пришло в европейские языки из латинского (cultura – возделывание, воспитание, развитие, почитание). Культура включает и объединяет опредмеченную, «застывшую» человеческую деятельность, результаты «возделывания» действительности и «живую» - саму жизнь человечества, сегодняшний процесс возделывания, окультуривания действительности.

     Культуру можно определить как уровень развития человека и общества, отраженный в созданных ими материальных и духовных ценностях, а так же сам процесс творческой деятельности людей.

     По К. Марксу, культура – это «вторая природа» и культура – это «не природа» - Э. Маркарян. Культура – целостное явление, образуемое из бесконечного многообразия входящих в него культур различных социальных субъектов. Для социологии важны способы взаимодействия, диалога и конфликта этих «подкультур» внутри большой культуры. В связи с этим выделяются два вектора в развитии отношений между культурами классов, этносов, поколений, полов, жителей города и деревни: в направлении к самоизоляции, обособлению и  в направлении к сближению. Роль каждого этноса, каждого поколения, каждого класса в культуре непреходяща.

     Делят культуру на материальную и духовную, двум основным видам труда и способам окультуривания человеком действительности – физиологическому и умственному. Материальная культура – сфера материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежа, средства транспорта и связи и т.д.). Духовная культура – обозначение сферы сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание, право, искусство, литература, религия, идеология, мифология), можно определить духовную культуру как уровень развития человека и общества, отраженный в созданных ими духовных ценностях, а так же сам процесс творческой деятельности людей. Физические усилия позволяют обрести явлению культуры плоть, материализоваться. Духовные усилия определяют стиль окультуривания действительности, вырабатывают меру, критерии культурности или некультурности человеческих действий.

     Культура не может существовать  вне общества, не опираясь на  его определенный экономический  уровень развития, на систему  правовых норм. Ядром ее выступает  духовная деятельность: наука, искусство, мораль. Игнорирование духовно-культурных ценностей общественного бытия чаще всего определяет в конечном счете крах попыток реформировать общество. Именно эти реальности сорвали планы столыпинской реформы в России в начале XX в.

     Значительную роль в преодолении  иллюзий относительно всесилия разума в производстве социокультурного процесса, в становлении исторической социологии сыграл В. Дильтей, считавший почти тождественной самой жизни духовно-душевную целостность бытия, культуру как «дух». Особый духовный мир присущий каждой культуре, эпохе, обусловливает, по мнению Дильтея, социальную деятельность совокупность заключенных в нем смыслообразующих факторов. Здесь с Дильтеем солидарен О. Шпенглер, который подчеркивал, что «духовный мир», будучи запечатленным в формах экономической, политической, религиозной и художественной жизни, создает культурно- историческую эпоху и отличает ее как целостность от другой.

     Дюркгейм определил культуру как «коллективное, или общее, сознание». Последнее имеет, с его точки зрения, специфические черты, превращающие это «сознание» в особую реальность: совокупность верований и чувств, общих в основном для одного и того же общества. Так же он считал, что «понять» поведение социальных субъектов невозможно без постижения переживаемого самим субъектом «смысла» своего поведения. По Веберу, первичная реальность общества есть культура, которая может проявляться как в социальных структурах типа семьи, государства, так и в духовных  формах – религии, искусстве, науке. Культура эмоциональна, личностна, социально ориентирует субъекта. «предполагаемый смысл» реального поведения в подавляющем большинстве случаев самим действующим субъектом осознается смутно или вовсе не осознается.

     Социально-психологическая схема  З. Фрейда в которой выделено  три уровня психики : «Оно» - сосредоточение бессознательного (инстинктов, влечений, вытесненных идей и образов), стремящегося вырваться из своих «подвалов»; «Я» - сосредоточение нашего сознания, осуществляющего функции подавления и сублимации бессознательного; «Сверх-Я» - сосредоточение совести, норм и ценностей, «представитель социума в психике». По Фрейду, культура - это динамическая система, выполняющая своего рода функцию обратной связи между личностью и обществом как по линии «бессознательное – сознательное – нормативно-целостное – социально-поведенческое», так и в обратном направлении (корректировка поведения – переоценка ценностей, развития норм – вытеснение образцов и идей в бессознательное). С его точки зрения, сохранение прошлого в душевной жизни есть скорее правило, нежели исключение.

     Своеобразный подход к проблеме взаимодействия культуры и общества, развит в теории Й. Хейзинга. В его «игровое пространство» помещает не только искусство, но и науку, быт, юриспруденцию, военное искусство.

     Основные функции культуры в обществе, совпадающие с классификацией основных типов и форм человеческой деятельности:

     - практически –преобразовательная  – потребности человеческой практики  вызывают к жизни определенные  изменения культуры как условие  развития общества;

     - познавательная – изучение механизма  взаимодействия культуры и общества  при помощи всех форм развития  культуры и в первую очередь  науки, накопление и передача  информации, поддержание преемственности,  исторической и социальной памяти;

     - ценностно-ориентационная – выработка норм, регулирующих социальное поведение, включая политические, правовые, моральные, эстетические, религиозные идеалы и стереотипы поведения;

     - коммуникативная – обмен информацией,  общение, выработка общепринятых  атрибутов поведения;

     - функция социализации – включение  личности в социокультурный процесс. 

     Постоянным источником развития  и воспроизводства культуры является  взаимодействие людей, что обусловливает  важность анализа функциональной  связи личности и культуры.

 
 
 
 

6. Культура и личность. 

     Роль отдельной личности в развитии культуры – особый, всегда активно обсуждаемый вопрос. Человек «клеточка» организма культуры, результат окультуривания и творец культуры.

     Культурность индивида может  быть высокой или низкой в зависимости от того, насколько полно  гармонично освоена субъектом культура в ее традиционных и новаторских формах. Культура – явление комплексное, сложная система. Поэтому высокий уровень овладения культурой предполагает системное, а не фрагментарное ее освоение. «отступая от первобытной элементарности», человек становится культурен. В понятии сложности В.В. Розанова содержится внешнее определение культурности, а ее внутренний смысл – в понятии культа. «Культурен тот, кто не только носит в себе какой-нибудь культ, но кто и сложен, т.е. не прост, не однообразен в идеях своих, в чувствах, в стремлениях, наконец, в навыках и во всем складе жизни».

     Стремясь быть культурным, человек  все чаще не может  опереться  на устоявшийся стереотип, воспользоваться уже прописанной ролью, вынужден сам создавать относительно новый образец поведения, соответствующий его мировоззрению, с одной стороны, и нетривиальному социальному положению – с другой.

 

7. Тенденции развития культуры в современном мире. 

     Современное состояние культуры вызывает обоснованное беспокойство. Одной из глобальных проблем развития общества является эрозия духовной культуры, возникающая в результате тотального распространения однообразной информации, изолирующей ее потребителей от работы по развитию представлений о смысле существования в социокультурном процессе, усугубляющей ситуацию «смыслоутраты» в культуре.

     Основные закономерности внутреннего  развития культуры тесно переплетаются  с внешней тенденцией развития  культуры, эволюцией ее отношения с природой.

     Одна из основных тенденций внутреннего развития культуры связана с изменением баланса физических и умственных затрат энергии человека в пользу последних. Начиная с середины XX в. благодаря использованию достижений НТР (научно-техническая революция) стала резко сокращаться потребность в тяжелом физическом труде. Физические усилия человека играют все меньшую роль в производстве социокультурного процесса. Культура, таким образом, все больше определяет себя как продукт творчества человеческого духа, ума и души. Ценность духовных усилий в связи с этим будет неуклонно возрастать. И если прежде естественно-научное знание нередко рассматривалось как критерий прогрессивности культуры, то теперь паритет его с гуманитарным знанием будет постепенно восстанавливаться.

Информация о работе Личность и культура