Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:27, реферат
Личность – это индивид, включенный в общественные связи и отношения. Культурность индивида может быть высокой или низкой в зависимости от того, насколько полно и гармонично освоена субъектом культура в ее традиционных и новаторских формах.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1.Социологическое понятие личности, ее структура …………………………..4
2.Социальный статус и социальные роли личности. Ролевые конфликты……6
3. Личность и общество: проблемы взаимоотношений………………………...8
4. Личность в современном обществе…………………………………………...9
5. Понятие и сущность культуры. Ее структура и функции………………….11
6. Культура и личность………………………………………………………….15
7. Тенденции развития культуры в современном мире……………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….18
РЕФЕРАТ
Личность и культура
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.Социологическое понятие личности, ее структура …………………………..4
2.Социальный статус и социальные роли личности. Ролевые конфликты……6
3. Личность
и общество: проблемы взаимоотношений………………
4. Личность
в современном обществе……………………
5. Понятие и сущность культуры. Ее структура и функции………………….11
6. Культура
и личность……………………………………………………
7. Тенденции
развития культуры в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….18
Введение.
Роль отдельной личности в развитии культуры - особый, всегда активно обсуждаемый вопрос. Человек – «клеточка» организма культуры, результат окультуривания и процесс культуры.
Личность – это индивид, включенный
в общественные связи и
Созидание личностью
Целью данной работы «личность
и культура» является изучение
как отдельно личности, так и
ее участие в культуре.
1.Социологическое
понятие личности, ее
структура.
Каждый человек тысячами нитей, видимых и не видимых, связан с внешней средой, с обществом, вне которого он не может сформироваться как личность. Именно это – взаимодействие индивида и общества рассматривает социология, а отношение «общество – личность» - базовое социологическое отношение.
Личность, индивид, человек – эти близкие, но не тождественные понятия являются объектом различных наук: биологии и философии, антропологии и социологии, психологии и педагогики.
Человек рассматривается как вид, представляющий высшую ступень эволюции жизни на Земле, как сложная система, в которой соединено биологическое и социальное, т.е. биосоциальное существо. Каждый единичный, конкретные человек – это индивид, он не повторим; отсюда, когда говорят об индивидуальности, то подчеркивают именно эту неповторимость, уникальность.
При исследовании процессов взаимодействия человека и социальной среды личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но главным образом как социальный субъект, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности и возможности оказывать собственное воздействие на социальную среду.
Индивид является личностью тогда, когда он во взаимодействии с обществом через конкретные социальные общности, группы, институты реализует социально значимые свойства, социальные связи. Ребенок, воспитывающийся в человеческом обществе, уже включен в социальные связи и отношения, которые расширяются и углубляются с каждым днем, в отличие от ребенка воспитанного в стае животных который так и не становится личностью. Индивид утрачивает качества личности - в случае тяжелого психического заболевания – происходит разрыв, распад социальных связей.
Личность – это индивид, включенный в социальные связи и отношения. Говорят о выдающейся, яркой личности или заурядной и посредственной, нравственной или безнравственной и т.д.
Социологический анализ
Оно – это наше подсознание, невидимая часть айсберга, где господствуют бессознательные инстинкты. По Фрейду, фундаментальными являются две потребности, либидозная и агрессивная.
Я – это сознание, связанное с бессознательным, которое время от времени прорывается в него. Эго стремится реализовать бессознательное в приемлемой для общества форме.
Сверх–Я – нравственный «цензор», включающий совокупность моральных норм и принципов, внутренний контролер.
Поэтому наше сознание
Идеи Фрейда долгое время
Структура личности включает три компонента: память, культуру и деятельность. Память включает знания и оперативную информацию; культура – социальные нормы и ценности; деятельность – практическую реализацию потребностей, интересов, желаний личности.
С одной стороны, каждая
2.Социальный
статус и социальные
роли личности. Ролевые
конфликты.
Социальный статус – это показатель положения, занимаемого индивидом в обществе. Каждый человек обладает несколькими статусами.
Различают статусы: приписанные (прирожденные) и достигнутые (приобретенные). Приписанный статус человек получает автоматически – по этническому происхождению, месту рождения, положению семьи – вне зависимости от личных усилий (дочь, бурятка, аристократка). Достигнутый статус – актер, юрист, студент – приобретается усилиями самого человека с помощью тех или иных социальных групп – семьи, бригады, партии. С каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении соответствующих функций. В этом случае говорится о социальной роли личности.
Великий знаток жизни и театра У. Шекспир писал:
В нем женщины, мужчины – все актеры.
У них свои есть выходы, уходы.
И каждый не одну играет роль.
Таким образом, социальная роль - это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером – технологом, мастером производственного участка и т.д.
Следует выделить основные – семейно-бытовые, профессиональные и общественно политические роли. Благодаря им возможно нормальное функционирование общественного организма.
Каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей - автобусе, в магазине, в больнице и т.д.
Социальные роли объединяет – структура, в которой 4 компонента: описание, предписание, оценка и санкция.
Описание – тип поведения, которое требуется от человека в данной социальной роли (в виде должностных инструкций, кодексов), так же могут в форме сложившихся в общественном сознании представлении , стереотипов о «о верном друге» и др.
Предписание – требование вести себя в соответствии с ролью. В зависимости от этого дается оценка, выполнении или не выполнение роли и принимаются санкции – меры поощрения (одобрение, благодарность, денежные премии, государственные награды) и наказания (штраф, упрек коллеги, снятие с должности, лишение свободы, смертная казнь).
Основные роли – гражданин, семьянин, работник, где интересы общества совпадают с интересами личности.
Существуют конфликты возникающие при выполнении социальны ролей, которые делятся на – внутриролевые, межролевые и личностно-ролевые.
Внутриролевые конфликты – при которых требования одной роли противоречат, противодействуют друг другу. Матери, к примеру, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность с строгость к ним.
Межролевые конфликты – требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли. Двойная занятость женщин – семья, робота.
Личностно-ролевые конфликты – требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремления личности. К примеру, социальная роль руководителя требует от человека не только обширных знаний, но и хороших волевых качеств, энергии, умением обращаться с людьми в разных, в том числе и в критических, ситуациях. Бывает и так , когда профессиональная роль не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности, реализовать свои жизненные устремления.
Индивидуальность личности
Деятельность человека в
3.
Личность и общество:
проблемы взаимоотношений.
Отношения индивида и общества – одна из главных проблем социологии Э. Дюркгейма. Он подчеркивает, что социальная реальность автономна по отношению к индивидуальной реальности, имеющей биопсихический характер. Он постоянно соотносит эти два вида реальности. Так, «индивидуальным факторам» он противопоставляет «социальные факторы», «индивидуальному сознанию» - «коллективное сознание» и т.д. Для Дюркгейма это двойственная реальность в которой противостоят две сущности социальное и индивидуальное.
Все симпатии Дюркгейма на стороне первого. Общество в его интерпретации выступает как независимая, внешняя и принудительная сила в отношении индивида. Таким образом отдает предпочтение силе социальной реальности как объективно существующим и определяющим личность условиям.
Противоположно считает М. Вебер – придающий огромное значение в развитии общества действиям, поведению индивида. Видит в роли субъекта только отдельных индивидов, не отрицает существование и необходимость изучения социальных образований как «государство», «акционерное общество» и т.д.
По Веберу – социальным действием можно считать только осмысленное, направленное на достижение ясно осознаваемых индивидом целей поведения. Такой тип действия он называет – целерациональным.