Личность и культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:27, реферат

Описание работы

Личность – это индивид, включенный в общественные связи и отношения. Культурность индивида может быть высокой или низкой в зависимости от того, насколько полно и гармонично освоена субъектом культура в ее традиционных и новаторских формах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1.Социологическое понятие личности, ее структура …………………………..4
2.Социальный статус и социальные роли личности. Ролевые конфликты……6
3. Личность и общество: проблемы взаимоотношений………………………...8
4. Личность в современном обществе…………………………………………...9
5. Понятие и сущность культуры. Ее структура и функции………………….11
6. Культура и личность………………………………………………………….15
7. Тенденции развития культуры в современном мире……………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….18

Работа содержит 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.doc

— 96.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 

   Личность и культура 
 
 
 
 

                                                                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3 

1.Социологическое понятие личности, ее структура …………………………..4

2.Социальный  статус и социальные роли личности. Ролевые конфликты……6

3. Личность  и общество: проблемы взаимоотношений………………………...8    

4. Личность  в современном обществе…………………………………………...9         

5. Понятие  и сущность культуры. Ее структура и функции………………….11

6. Культура  и личность………………………………………………………….15

7. Тенденции  развития культуры в современном  мире……………………….15 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

Введение. 
 

     Роль отдельной личности в развитии культуры - особый, всегда активно обсуждаемый вопрос. Человек – «клеточка» организма культуры, результат окультуривания и процесс культуры.

     Личность – это индивид,  включенный  в общественные связи и отношения. Культурность индивида может быть высокой или низкой в зависимости от того, насколько полно и гармонично освоена субъектом культура в ее традиционных и новаторских формах. 

     Созидание личностью современной  культуры предполагает удаленность  ее как от попыток отказаться от стремления к целостности, так и от фальшивой имитации цельности. Внутреннее противоречие и стремление его разрешать – естественное состояние духовной жизни личности как субъекта культуры. На смену одномерному человеку приходит личность, воспринимающая противоречие не как трагедию, но как стимул для разворачивания творческого процесса.

     Целью данной работы «личность  и культура» является изучение  как отдельно личности, так и  ее участие в культуре.         
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Социологическое понятие личности, ее структура. 

     Каждый человек тысячами нитей, видимых и не видимых, связан с внешней средой, с обществом, вне которого он не может сформироваться как личность. Именно это – взаимодействие индивида и общества рассматривает социология, а отношение «общество – личность» - базовое социологическое отношение.

     Личность, индивид, человек – эти близкие, но не тождественные понятия являются объектом различных наук: биологии и философии, антропологии и социологии, психологии и педагогики.

     Человек рассматривается как  вид, представляющий высшую ступень эволюции жизни на Земле, как сложная система, в которой соединено биологическое и социальное, т.е. биосоциальное существо. Каждый единичный, конкретные человек – это индивид, он не повторим; отсюда, когда говорят об индивидуальности, то подчеркивают именно эту неповторимость, уникальность.

     При исследовании процессов взаимодействия человека и социальной среды личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но главным образом как социальный субъект, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности и возможности оказывать собственное воздействие на социальную среду.

     Индивид является личностью тогда, когда он во взаимодействии с обществом через конкретные социальные общности, группы, институты реализует социально значимые свойства, социальные связи. Ребенок, воспитывающийся в человеческом обществе, уже включен в социальные связи и отношения, которые расширяются и углубляются с каждым днем, в отличие от ребенка воспитанного в стае животных который так и не становится личностью. Индивид утрачивает качества личности - в случае тяжелого психического заболевания – происходит разрыв, распад социальных связей. 

     Личность – это индивид, включенный в социальные связи и отношения. Говорят о выдающейся, яркой личности или заурядной и посредственной, нравственной или безнравственной и т.д.      

     Социологический анализ личности  предполагает определение её структуры. Известная концепция З. Фрейда, который выделил в структуре личности три элемента Оно (Ид), Я (Эго), Сверх – Я (Супер-Эго).

     Оно – это наше подсознание, невидимая часть айсберга, где господствуют бессознательные инстинкты. По Фрейду, фундаментальными являются две потребности, либидозная и агрессивная.

     Я – это сознание, связанное с бессознательным, которое время от времени прорывается в него. Эго стремится реализовать бессознательное в приемлемой для общества форме.   

     Сверх–Я – нравственный «цензор», включающий совокупность моральных норм и принципов, внутренний контролер.

     Поэтому наше сознание пребывает  в постоянном конфликте между  проникающими в него бессознательными  инстинктами, с одной стороны,  и моральными запретами, диктуемыми Сверх-Я – с другой. Механизмом разрешения этих конфликтов выступает сублимация (вытеснение) оно.

     Идеи Фрейда долгое время считались  у нас антинаучными. Конечно, не  во всем с ним можно согласиться,  в частности, он гипертрофирует роль сексуального инстинкта. Вместе с тем бесспорная заслуга Фрейда состоит в том, что он обосновал идею многоплановой структуры личности, поведение человека, где сочетается биологическое и социальное, где так много непознанного и, вероятно, до конца не познаваемого.

     Структура личности включает три компонента: память, культуру и деятельность. Память включает знания и оперативную информацию; культура – социальные нормы и ценности; деятельность – практическую реализацию потребностей, интересов, желаний личности.

     С одной стороны, каждая личность  уникальна и неповторима, она  незаменима и бесценна. Как индивидуальность  личность стремится  к свободе,  самореализации, к отстаиванию своего  «Я», своей «самости», ей имманентно  присущ индивидуализм. С другой  стороны, как социальное существо личность органически включает коллективизм, или универсализм.

 

2.Социальный  статус и социальные  роли личности. Ролевые конфликты. 

     Социальный статус – это показатель положения, занимаемого индивидом в обществе. Каждый человек обладает несколькими статусами.

     Различают статусы: приписанные (прирожденные) и достигнутые (приобретенные). Приписанный статус человек получает автоматически – по этническому происхождению, месту рождения, положению семьи – вне зависимости от личных усилий (дочь, бурятка, аристократка). Достигнутый статус – актер, юрист, студент – приобретается усилиями самого человека с помощью тех или иных социальных групп – семьи, бригады, партии. С каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении соответствующих функций. В этом случае говорится о социальной роли личности.

     Великий знаток жизни и театра У. Шекспир писал:

                                         Весь мир – театр 

В нем  женщины, мужчины – все актеры.

У них  свои есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль.

     Таким образом, социальная роль - это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером – технологом, мастером производственного участка и т.д.

     Следует выделить основные –  семейно-бытовые, профессиональные и общественно политические роли. Благодаря им возможно нормальное функционирование общественного организма.

     Каждому человеку приходится  исполнять и множество ситуационных ролей - автобусе, в магазине, в больнице и т.д.

     Социальные роли объединяет – структура, в которой 4 компонента: описание, предписание, оценка и санкция.

     Описание – тип поведения, которое требуется от человека в данной социальной роли (в виде должностных инструкций, кодексов), так же могут в форме сложившихся в общественном сознании представлении , стереотипов о «о верном друге» и др.

     Предписание – требование вести себя в соответствии с ролью. В зависимости от этого дается оценка, выполнении или не выполнение роли и принимаются санкции – меры поощрения (одобрение, благодарность, денежные премии, государственные награды) и наказания (штраф, упрек коллеги, снятие с должности, лишение свободы, смертная казнь).

    Основные роли – гражданин, семьянин, работник, где интересы общества совпадают с интересами личности.

     Существуют конфликты возникающие при выполнении социальны ролей, которые делятся на – внутриролевые, межролевые и личностно-ролевые.

     Внутриролевые  конфликты – при которых требования одной роли противоречат, противодействуют друг другу. Матери, к примеру, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность с строгость к ним.

     Межролевые конфликты – требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли. Двойная занятость женщин – семья, робота.

    Личностно-ролевые конфликты – требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремления личности. К примеру, социальная роль руководителя требует от человека не только обширных знаний, но и хороших волевых качеств, энергии, умением обращаться с людьми в разных, в том числе и в критических, ситуациях. Бывает и так , когда профессиональная роль не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности, реализовать свои жизненные устремления.

     Индивидуальность личности проявляется  в выборе социальных ролей;  в своеобразном характере осуществления социальных ролей; в возможности отказа от выполнения неприемлемой роли.

     Деятельность человека в определенной  роли оказывает обратное влияние  на его личность. Так, работа врача требует от человека помимо других качеств стремления и умения внушить пациентам уверенность в благоприятном исходе лечения. Одержимость своей профессией может привести к гипертрофированному развитию определенных качеств и некоторой деформации личности.

 

3. Личность и общество: проблемы взаимоотношений. 

    Отношения    индивида и общества – одна из главных проблем социологии Э. Дюркгейма. Он подчеркивает, что социальная реальность автономна по отношению к индивидуальной реальности, имеющей биопсихический характер. Он  постоянно соотносит эти два вида реальности. Так, «индивидуальным факторам» он противопоставляет «социальные факторы», «индивидуальному сознанию» - «коллективное сознание» и т.д. Для Дюркгейма это двойственная реальность в которой противостоят две сущности социальное и индивидуальное.

     Все симпатии Дюркгейма на стороне первого. Общество в его интерпретации выступает как независимая, внешняя и принудительная сила в отношении индивида. Таким образом отдает предпочтение силе социальной реальности  как объективно существующим и определяющим личность условиям.

     Противоположно считает М. Вебер – придающий огромное значение в развитии общества действиям, поведению индивида. Видит в роли субъекта только отдельных индивидов, не отрицает существование и необходимость изучения социальных образований как «государство», «акционерное общество» и т.д.

    По Веберу – социальным   действием можно считать только осмысленное, направленное на достижение ясно осознаваемых индивидом целей поведения. Такой тип действия он называет – целерациональным.

Информация о работе Личность и культура