Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 16:30, контрольная работа
Основные задачи работы:
- изучить понятие личности в социологии; определить понятие и виды социальных ролей;
- рассмотреть процесс обучения социальным ролям; определить механизмы взаимодействия социального статуса и ролевой активности личности.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Личность и ее социальные роли………………………………………………5
1. 1 Теория социальных ролей личности. Социальная роль: понятие и
виды……………………………………………………….………….…..……5
2. Ролевой набор личности как результат социализации……………….…....8
3. Ролевые конфликты и способы их разрешения ………………..………..….10
Практические задания…………………………………………..……………....17
Список использованной литературы…………………………
Отсюда возникает ролевое напряжение, связанное с неправильным пониманием будущей роли, а также со слабой подготовкой к ней и, как следствие этого, со слабым исполнением этой роли. В жизни каждого человека в современном обществе может оказаться несколько критических точек, когда индивид может быть не подготовлен к исполнению будущих ролей. Например, помимо начала работы по основной профессии критическим периодом можно справедливо считать выход на пенсию, когда женщина или мужчина после 55-60 лет вдруг начинают понимать, что вся предшествующая деятельность совершенно не подготовила их к роли пенсионера.
Другим
источником ролевого напряжения в процессах
социализации является то, что моральная
подготовка личности к исполнению ролей
включает в себя в основном формальные
правила социального поведения. При этом
часто игнорируется обучение неформальным
модификациям этих правил, которые реально
существуют в окружающем нас мире. Другими
словами, обучающиеся определенным ролям
индивиды усваивают, как правило, идеальную
картину окружающей действительности,
а не реальную культуру и реальные человеческие
взаимоотношения. Например, молодой человек,
закончивший школу, часто бывает воспитан
на чувстве справедливости в отношении
его социального окружения, на чувстве
равенства возможностей в проявлении
своих сил и способностей на любом поприще.
Но воспитанный таким образом молодой
человек в скором времени замечает, что
процесс получения многих ролей зависит
не от способностей и таланта, а от обилия
знакомств, положения родителей, наличия
денег и т.д. Таким же образом многие молодые
люди, считающие, например, политиков выдающимися
общественными деятелями, убеждаются,
что основной их задачей являются компромиссы
со священными принципами; военные, призванные
защищать отечество, могут меньше всего
думать об этом.
Все социальные роли в реальной их модификации
и многообразии кажутся чуждыми молодым
людям, воспитанным на идеальном представлении
о многих сторонах человеческой деятельности.
Поэтому у них может возникнуть внутреннее
ролевое напряжение, и в последующий период
они перейдут от наивного идеализма к
наивному цинизму, отрицающему основополагающие
нравственные и институциональные нормы
общества.
Некоторый разрыв между формальными
впечатлениями и действительными механизмами
ролевого поведения, вероятно, характерен
для всех современных обществ. Хотя он
бывает весьма велик, каждое общество
старается в какой-то степени его сократить.
Так, студентам в целях социализации к
будущей роли специалиста предоставляется
возможность выполнять лабораторные работы,
проводить полевые испытания, проходить
производственную практику. Однако разрыв
сохраняется, и поэтому у молодых людей
следует воспитывать не только теоретические
навыки, но и способности адаптироваться
к широкому кругу ролей, к решению действительных,
реальных проблем.
Ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной роли. Часто две или более ролей (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей, или женатый студент должен примирять требования, предъявляемые к нему как мужу, с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту, или работник милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и арестом близкого друга. Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам между ролями.
Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам. Во многих исполняемых индивидами ролях — от сантехника до преподавателя высшего учебного заведения — существуют так называемые конфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению к традициям или людям входят в конфликт с желанием «делать деньги». Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, к внутреннему стрессу.
Существует
несколько видов действий, с помощью
которых ролевая напряженность
может быть снижена и человеческое
Я защищено от многих неприятных переживаний.
Сюда относят обычно рационализацию,
разделение и регулирование ролей. Первые
два вида действий считаются неосознанными
защитными механизмами, которыми личность
пользуется чисто инстинктивно. Однако
если эти процессы осознаются и используются
преднамеренно, их эффективность значительно
повышается. Что касается третьего способа
действий, то он используется в основном
осознанно и рационально.
Рационализация ролей — один из способов
защиты против болезненного восприятия
личностью какой-либо ситуации с помощью
понятий, которые для нее социально и персонально
желательны. Классической иллюстрацией
этого считается случай с девушкой, которая
не может найти жениха и убеждает себя
в том, что она будет счастлива, если не
выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики,
грубияны и себялюбцы. Рационализация,
таким образом, скрывает реальность ролевого
конфликта путем бессознательного поиска
неприятных сторон желаемой, но недостижимой
роли. Стоит убедить себя в том, что женщины
в интеллектуальном плане находятся на
уровне детей, как нас уже не будет мучить
вопрос о равноправии женщин в обществе.
Американские рабовладельцы искренне
считали, что все люди рождаются равными,
но невольники — это не люди, а имущество,
в связи с чем не стоит беспокоиться об
их бесправном положении. Евангелическая
заповедь «не убий» для католиков средневековья
была справедлива только в отношении людей
истинной веры, неверные же не могли считаться
людьми, и их можно было уничтожать с чистой
совестью. В данном случае путем рационализации
ситуация определяется таким образом,
что исчезают ролевой конфликт и ролевая
напряженность.
Разделение
ролей снижает ролевую
защитил себя путем разделения ролей,
эти противоречия становятся психологическими
конфликтами.
Ролевые конфликты и несовместимости, вероятно, можно найти в каждом обществе. В хорошо интегрированной культуре (т.е. имеющей единые, традиционные, разделяемые подавляющим большинством культурные комплексы) эти несовместимости так рационализированы, разделены и блокированы одна от другой, что индивид их вовсе не ощущает. Например, члены некоторых индейских племен относятся друг к другу с величайшей терпимостью и мягкостью. Но их человечность распространяется только на членов племени, всех же остальных людей они считают животными и могут спокойно убивать, не испытывая никаких угрызений совести. Однако сложные общества, как правило, не имеют высокоинтегрированной традиционной культуры, и потому ролевые конфликты и ролевая напряженность в них представляют серьезную социальную и психологическую проблему.
Регулирование ролей отличается от защитных механизмов рационализации и разделения ролей прежде всего тем, что является осознанным и преднамеренным. Регулирование ролей — формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли. Это означает, что организации и общественные ассоциации берут на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или социально неодобряемые роли. На практике это выглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого он вынужден действовать определенным образом. Муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что этого требовала его работа. Нечестный работник торговли не чувствует своей вины потому, что он уверен, что его заставляет так поступать система торговли. Как только у индивида появляется напряженность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искать оправдание в организации или ассоциации, в которой он выполняет конфликтную роль.
В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.
Практические
задания
1.
Перечислите ваши врожденные
и приобретенные социальные
Ответ: Младенец, женщина, дочь, ученица, студент, сестра, жена, мать, диспетчер.
2.
Охарактеризуйте содержание
Ответ: К обязанностям социальной роли матери относится воспитание ребенка и уход за ним. За матерью закреплены права такие, как получение различных пособий на ребенка, посещение ребенком детского сада и право на бесплатное медицинское обслуживание ребенка.
3.
Приведите примеры ролевых
Ответ: Женщина-руководитель давно планировала в субботу поехать вместе с супругом и детьми отдохнуть за город, и вдобавок большое внимание к работе постоянное плохо сказываться на семейных отношениях. В пятницу вечером у ее непосредственного начальника возникли проблемы относительно выполнения срочной задачи, и он настоял, чтобы она взялась решать эти проблемы по выходным дням и даже вышла на работу в субботу. Иначе под угрозой срыва оказался бы очень выгодный для фирмы контракт, за выполнение которого отвечает подраздел именно этой женщины.
Список
используемой литературы
1. Бабосов Е.М. Общая социология: Учеб. Пособие для студентов вузов. - Мн., 2002.
2. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. - М.: Прометей , 2004 г.
3. Фролов
С. С. Социология: учебник для высших учебных
заведений. 2- е изд., перераб. и доп. М.:
Издательская корпорация " Логос " ,
2007 .