Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 16:30, контрольная работа
Основные задачи работы:
- изучить понятие личности в социологии; определить понятие и виды социальных ролей;
- рассмотреть процесс обучения социальным ролям; определить механизмы взаимодействия социального статуса и ролевой активности личности.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Личность и ее социальные роли………………………………………………5
1. 1 Теория социальных ролей личности. Социальная роль: понятие и
виды……………………………………………………….………….…..……5
2. Ролевой набор личности как результат социализации……………….…....8
3. Ролевые конфликты и способы их разрешения ………………..………..….10
Практические задания…………………………………………..……………....17
Список использованной литературы…………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного
образования
Контрольная
работа
По дисциплине: Социология
На тему:
Личность и ее социальные роли
Специальность
Научный руководитель:
Екатеринбург 2011г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Личность
и ее социальные роли…………………………
1. 1 Теория социальных ролей личности. Социальная роль: понятие и
виды……………………………………………………….…………
2. Ролевой набор личности как результат социализации……………….…....8
Практические
задания…………………………………………..……………
Введение
По одному из наиболее общих определений - социальная роль, это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных институтов, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — это поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяется как ролевой набор. В любом способе взаимодействия различных людей, каждый из индивидов, включенных в такое взаимодействие, выполняет определенную роль. В каждой социальной ситуации каждый из индивидов выполняет определенную роль: отец, мать, сын, дочь, профессор, студент, болельщик, покупатель, пассажир и т.д. Современное общество требует от личности постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от личности требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями. Как правило, исполнение какой-либо роли связано со стремлением человека соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих.
В ролевой теории личности основными аналитическими единицами являются собственное Я (единица личности), социальный статус (единица социальной структуры) и социальная роль (единица культуры). Социологическое видение личности предполагает анализ ее роли и способов участия в общественной жизни. Этим определяется актуальность рассматриваемой нами темы.
В настоящей работе мы ставим перед собою основной целью изучить понятие и сущность социальных ролей личности и рассмотреть социальные роли как важный инструмент взаимодействия личности и общества.
Основные задачи работы:
- изучить понятие личности в социологии; определить понятие и виды социальных ролей;
-
рассмотреть процесс обучения
социальным ролям; определить
механизмы взаимодействия
1. Личность и ее социальные роли
1. 1 Теория социальных ролей личности.
Социальная
роль: понятие и
виды
Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли - это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.
Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль - это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.
Социальная роль состоит:
Социальные
роли могут быть институционализированными
и конвенциональными.
Институционализированные:
институт брака, семьи (социальные роли
матери,дочери,жены).
Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принятьих).
Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.
Виды социальных ролей
Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.
Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.
Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).
В
жизни, в межличностных отношениях,
каждый человек выступает в какой-то
доминирующей социальной роли, своеобразном
социальном амплуа как наиболее типичном
индивидуальном образе, привычном для
окружающих. Изменить привычный образ
крайне трудно как для самого человека,
так и для восприятия окружающих его людей.
Чем более длительный период времени существует
группа, тем привычнее становятся для
окружающих доминирующие социальные роли
каждого участника группы и тем сложнее
изменить привычный для окружающих стереотип
поведения.
2.
Ролевой набор личности
как результат социализации
Каждый человек одновременно занимает несколько статусных позиций. Мужчина может одновременно быть украинцем, губернатором, мужем, отцом, сенатором и т. д. Совокупность статусных позиций называется статусным набором. В нем выделяются:
предписанный статус - тот статус, который человек получает "автоматически" при рождении или по прошествии времени. К этому типу относятся статусы, связанные с полом, национальностью, расой, входящие в системы кровного родства и аристократических титулов. Пример: женщина, американка, европеоид, брат, герцог, пасынок;
достигаемый статус - получаемый человеком благодаря своим собственным силам или удаче. Пример: муж, инженер, изобретатель, кочегар;
смешанный статус - обладает признаками предписанного и достигаемого, но достигаемого не по желанию человека. Пример: инвалид, беженец, безработный.
Главный статус - статус, определяющий положение личности в общественной иерархии. Чаще всего главный статус человека обусловлен его работой. Когда речь идет о незнакомом человеке, мы прежде всего спрашиваем: «Чем занимается этот человек, как он зарабатывает на жизнь?». Ответ на этот вопрос многое говорит о нем. К главным статусам относят статус бывшего заключенного, чемпиона Олимпийских игр, проститутки и др..
Каждый
статус имеет не одну, а несколько
ролей, на что впервые обратил внимание
Р.Мертон. Так, отец выполняет роли кормильца,
слесаря, плотника, электрика, опекуна,
воспитателя и т. д. Совокупность ролей,
соответствующих данному статусу, называется
ролевым набором. Человек обладает комплексом
статусов, каждый статус имеет собственный
набор социальных ролей, причем любая
из них требует особой манеры поведения
и общения с людьми. Все это говорит о том,
наличие набора социальных ролей является
результатом социализации.
3.
Ролевые конфликты и
способы их разрешения
Было
бы идеально, если бы каждая личность могла
достигать желаемых статусов в группе
или обществе с одинаковыми легкостью
и непринужденностью. Однако лишь немногие
индивиды способны на это. В процессе
достижения определенного статуса и исполнения
соответствующей социальной роли может
возникнуть ролевое напряжение — трудности
при выполнении ролевых обязательств
и несоответствие внутренних установок
личности требованиям роли. Ролевое напряжение
может повышаться в связи с неадекватной
роле-
вой подготовкой, или ролевым конфликтом,
или неудачами, возникающими при исполнении
данной роли.
Неадекватная ролевая подготовка. Обучение исполнению социальных ролей может быть успешным только при последовательной подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжении всей жизни индивида. Маленькая девочка поет колыбельную кукле, маленький мальчик строит модель самолета, ученик выполняет сложную техническую работу, данную мастером, студент проходит стажировку в должности инженера — все это отдельные моменты непрерывной социализации через опыт, путем обучения навыкам, мастерству и установкам в определенный период жизни для того, чтобы использовать их впоследствии в следующих ролях.
При
непрерывной социализации опыт каждого
жизненного этапа служит подготовкой
к следующему. В примитивных обществах
это осуществляется успешно и неукоснительно.
Например, маленький мальчик из охотничьего
племени индейцев почти с рождения знакомится
с игрушечным луком и стрелами, а через
некоторое время он уже бегает с настоящим
луком, что делает его похожим на одного
из мужчин данного племени. Животные и
птицы, убитые на охоте, даются ему для
того, чтобы он подвешивал их, подкрадывался
к ним и пронзал их стрелами. Затем наступает
знаменательный момент, когда его в первый
раз берут на охоту, где он подражает поведению
мужчин и учится у них охотиться. Он несет
вместе со всеми добычу и гордится буйволами,
которых убил его отец. Когда же, в конце
концов, он сам убивает буйвола и становится
мужчиной, это является только последним
шагом в его непрерывной детской подготовке
к исполнению новой, взрослой роли, которая
органично соединяет его долговременный
детский опыт со взрослым делом.
Такая ранняя подготовка к переходу от
одного статуса к последующим — далеко
не всеобщее явление в социальной жизни.
Наше общество, как и все современные сложные
общества, характеризуется ролевым обучением,
основанным на прерывности, которая делает
социализирующий опыт, полученный в одном
возрастном периоде, малопригодным для
последующих возрастных периодов. Так,
большинство современных мужчин и женщин
выполняют свою основную работу вдали
от дома, в связи с чем их дети не могут
наблюдать за нею
и помогать отцу или матери. В большинстве
семей нашего сложного современного общества
дети мало занимаются работой по дому
и девочки плохо обучаются мастерству,
установкам и эмоциональному вознаграждению
будущей домохозяйки.
Детская игровая активность,как правило, очень слабо связана с задачами взрослых и не способствует должным образом воспитанию в детях необходимых способностей для будущей деятельности. Очень часто юноша, закончивший школу, не знает, кем он будет в дальнейшем, чему ему обучаться икакие роли он будет играть в ближайшем будущем.