Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:04, контрольная работа
Наши действия только отчасти являются продуктом природы. Все человеческое поведение прежде всего результат обучения. Нас с детства учат правилам поведения, традициям, обычаям, ценностям. Обучаясь нормам, мы одновременно контролируем свое поведение и управляем.
Нормы — правила, регулирующие человеческое поведение.
1.Культурные нормы и ценности. ………………………………………………….3
1.1 Культурные нормы и их соблюдение………………………………………4
1.2 Функции культурных норм………………………………………………………5
1.3 Классификация культурных норм……………………………………………7
2. Привычки и манеры……………………………………………………………………..9
2.1 Ценности………………………………………………………………………………….11
2.2 Нормативная система культуры…………………………………………….13
2.3 Аномия……………………………………………………………………………………14
3. Список используемой литературы………………………………………………16
2.1 Ценности.
Культура, как
и общество, покоится на системе
ценностей.
Ценности — социально одобряемые и разделяемые
большинством людей представления о том,
что такое добро, справедливость, патриотизм,
романтическая любовь, дружба и т п Ценности
не подвергаются сомнению, они служат
эталоном и идеалом для всех людей
Если верность является ценностью, то
отступление от нее осуждается как предательство.
Если чистота является ценностью, то неряшливость
и грязь осуждаются как неприличное поведение.
Без ценностей не может обходиться ни
одно общество. А индивиды? Они могут выбирать,
разделять эти или другие ценности. Одни
привержены ценностям коллективизма,
а другие — ценностям индивидуализма.
Для одних высшей ценностью могут быть
деньги, для других — моральная безупречность,
для третьих — политическая карьера. Для
описания того, на какие ценности ориентируются
люди, социологи придумали термин ценностные
ориентации. Они описывают индивидуальные
отношения или выбор конкретных ценностей
в качестве нормы своего поведения.
Итак, ценности принадлежат группе или
обществу, ценностные ориентации — индивиду.
Ценности представляют собой разделяемые
многими людьми убеждения относительно
целей, к которым следует стремиться.
Честь и достоинство семьи — одна из важнейших
ценностей человеческого сообщества с
древнейших времен. Проявляя заботу о
семье, мужчина тем самым демонстрирует
свою силу, храбрость, добродетельность
и все то, что высоко оценивается окружающими.
В качестве руководства к своему поведению
он выбрал высокочтимые ценности. Они
стали его культурной нормой, а психологическая
установка на их соблюдение — ценностной
ориентацией.
Даже простейшие нормы поведения олицетворяют
собой то, что ценится группой или обществом.
Культурные нормы и ценности тесно взаимосвязаны.
Различие между нормой и ценностью выражается
так:
• нормы — правила поведения,
• ценности — абстрактные понятия о том,
что такое добро и зло, правильное и неправильное,
должное и недолжное.
Ценности имеют общее основание с нормами.
Даже общераспространенные привычки соблюдать
личную гигиену (чистить зубы, сморкаться
в носовой платок, гладить брюки) в широком
смысле выступают ценностями и переводятся
обществом на язык предписаний.
Предписания — это запрет или разрешение
что-либо делать, обращенные к индивиду
или группе и выраженные в любой форме
(устной или письменной, формальной или
неформальной).
Ценности — это то, что оправдывает и придает
смысл нормам. Жизнь человека — ценность,
а ее охрана — норма. Ребенок — социальная
ценность, обязанность родителей всячески
заботиться о нем — социальная норма.
Одни нормы очевидны на уровне здравого
смысла, мы исполняем их не задумываясь.
Другие требуют от нас напряжения и серьезного
нравственного выбора. Уступать пожилым
людям место или здороваться при встрече
со знакомыми людьми кажется очевидным.
Однако остаться с больной матерью или
идти воевать за освобождение родины (перед
такой дилеммой был поставлен герой одной
из пьес Ж.-П. Сартра) — выбор между двумя
фундаментальными нравственными ценностями.
Таким образом, в обществе одни ценности
могут вступать в конфликт с другими, хотя
те и другие одинаково признаются в качестве
неотъемлемых норм поведения. В конфликт
вступают не только нормы одного, но также
разных типов, например, религиозные и
патриотические: верующему человеку, свято
соблюдающему норму «не убий», предлагают
идти на фронт и убивать врагов.
Разные культуры могут отдавать предпочтение
разным ценностям (героизму на поле боя,
материальному обогащению, аскетизму).
Каждое общество само вправе устанавливать,
что является ценностью, а что нет.
2.2 Нормативная система культуры.
Все множество рассмотренных выше
видов культурных норм составляет нормативную
систему культуры. Она является не
хаотичной суммой разрозненных элементов,
а подвижной целостностью, все
части которой связаны друг с
другом и выполняют определенные
функции, позволяющие менять элементы
в зависимости от изменившейся ситуации,
переиначивать содержание оставшихся
и делать многое другое, что позволяет
сохранять устойчивость на протяжении
столетий и тысячелетий. Действительно,
нормативные системы великих
культур прошлого и настоящего, будь
то древнегреческая, древнеегипетская,
византийская, китайская, французская
или русская, сохраняли свою устойчивость
на протяжении очень долгого времени.
Благодаря им сохранялось духовное единство
нации, этническое самосознание и способность
народа к постоянному творческому поиску.
Человеческое общество устроено таким
образом, что в каждый период времени в
обществе нормы, регулирующие поведение
людей в разных сферах жизни, дополняют
друг друга, находятся в соответствии.
К примеру, в традиционном обществе господствовали
нормы патриархальной семьи с безраздельным
правом мужчины — главы семейства. Окончательное
решение по всем вопросам принадлежало
ему. На уровне государства права главы
семейства усиливались еще больше: в некоторых
странах он мог даже продавать в рабство
детей и получать за это прибыль, мог лишить
права на наследование любого члена семьи.
В области местного самоуправления главы
семей и родов составляли совет общины
и принимали важнейшие решения в области
экономической и социальной политики
местных органов власти. Социальное положение
всех членов семьи определялось по социальному
положению главы.
Частью этой нормативной системы выступали
стандарты сексуального поведения. Для
женщины непререкаемой нормой поведения
являлись целомудрие до свадьбы и верность
мужу после нее. Брак представлялся завершением
длительного периода романтического ухаживания.
В нем сливались два начала — секс и любовь.
Правда, неверность женщины наказывалась
гораздо строже, чем неверность мужчины.
Ученым это дало повод говорить о двойных
стандартах морали в традиционном обществе.
Но только ли в традиционном?
Закономерность построения общества такова:
совокупность ценностей должна соответствовать
совокупности норм. Если в обществе провозглашаются
ценности индивидуальной ответственности,
то должны существовать нормы свободного
выбора брачного партнера как для мужчины,
так и для женщины. К сожалению, в традиционном
обществе, где не провозглашалось такой
ценности, мужчина по своему усмотрению
выбирал невесту, а женщина безропотно
соглашалась. Посредниками принудительного
брака чаще всего выступали родители,
и прежде всего глава семьи.
Но если в современном обществе провозглашается
право выбора, равное для мужчины и женщины,
то и ответственность за счастливый брак
они несут поровну. В традиционном обществе
всю ответственность, как и свободу выбора,
брал на себя мужчина. Поэтому чаще всего
он женился лишь после того, как вставал
на ноги и приобретал экономическую самостоятельность.
В нынешнем обществе за провозглашенной
свободой заключения брака для мужчины
и женщины последовала такая же широкая
свобода его расторжения. Без этого невозможно
реализовать индивидуальные права и ценности.
Статистика свидетельствует, что в XX веке
резко увеличилось число разводов, причем
по инициативе женщины. Представить себе
такое в традиционном обществе было невозможно.
Характерен и другой факт уровень разводов
вначале рос в развитых странах, а затем
и в слаборазвитых, по мере того как они
переходили от традиционного уклада жизни
к повсеместной индустриализации и урбанизации.
Современное общество и культура модернити
предполагают широкие и открытые международные
контакты, а значит, свободное перетекание
ценностей и норм с запада на восток. Сегодня
отмечается странная закономерность:
молодежь в традиционных обществах не
придерживается заветов и ценностей отцов,
а перенимает ценностный мир своих подростков
из других, более развитых стран. На том
и основан феномен вестернизации культуры
И вот уже люди отказываются от пуританских
норм добрачного поведения, обсуждают
права женщины на свободный выбор добрачной
модели сексуального поведения, дискутируют
о проблемах феминизма и контроля над
рождаемостью. Некоторые культурологи,
в частности Айра Рейсе, выдвигают программу
нового культурного кода добрачного поведения,
согласно которому более моральным надо
считать не целомудрие подростков, если
оно осуществляется принудительно, а свободный
добрачный секс, если он основан на взаимной
любви . Таким образом, в каждом обществе
и в любую историческую эпоху между различными
частями нормативной системы культуры
мы обнаруживаем согласованность и гармонию.
Иначе и быть не может, ведь нормы — это
квинтэссенция культурных ценностей,
массовых верований и идеалов. Нормы —
всего лишь практические инструменты
воплощения ценностей и идеалов. А разве
между средствами и целями может быть
противоречие? Если такое случается, общество
начинают сотрясать конфликты, войны,
революции.
Ключевым звеном нормативной системы
культуры выступает мораль общества —
предписания того, что такое правильное
и неправильное поведение в соответствии
с провозглашенными нормами Большинство
наших норм согласованы между собой и
регулируют образ нашей жизни. Когда нормы
согласованы, в обществе кооперация и
сотрудничество побеждают соперничество
и конфликты. Гипотеза Айры Рейсе о том,
что сегодня формируется «новая сексуальная
мораль»,— всего лишь попытка привести
к единому знаменателю массовую практику
добрачного поведения подростков и ценности
общества, которые во многом еще базируются
на традиционных нормах.
В нормативной системе культуры все элементы
должны быть согласованы. Вместе они составляют
логически связанное, целостное образование.
Если общество провозгласило нормы целомудрия
и верности, то ему придется провозгласить
и главенство моногамного брака, основанного
на слиянии двух начал — любви и секса.
Если нормы провозглашены, но не воплотились
в жизнь, то велика вероятность конфликта,
причем на любом уровне. Скажем, если муж
получает в семье любовь, но не получает
сексуального удовлетворения, он найдет
его на стороне. Следовательно, если в
данной культуре провозглашено равенство
мужчины и женщины, жена может выступить
инициатором расторжения брака по причине
неверности мужа. В традиционном обществе
даже в случае неверности мужа, а такое
случалось повсеместно, жена никогда не
подаст на развод: ее права не равны правам
мужа. В японском обществе еще недавно
жена терпимо относилась к похождениям
мужа и должна была гостеприимно встретить
его любовницу, когда ту приглашали в гости.
Правда, времена меняются, и современная
Япония отходит от норм традиционной культуры.
2.3 Аномия.
Нарушение равновесия
в нормативной системе культуры принимает
множество форм. Одной из них выступает
аномия.
Аномия (от фр. anomie — буквально беззаконие,
отсутствие норм) — такое состояние общества,
в котором значительная часть жителей,
зная о существовании обязывающих их норм,
относится к ним негативно или равнодушно.
Аномия описывает нарушение культурного
единства общества, возникшее из-за отсутствия
четко установленных социальных и культурных
норм. У Э. Дюркгейма, который ввел этот
термин в 90-е годы XIX века, аномия означала
распад прочной системы нравственных
ценностей. Рост преступности, числа самоубийств,
увеличение числа разводов выступают
не столько причиной, сколько следствием
разрушения той части культурного единства,
которая касается религиозных и семейных
ценностей.
Если для Э. Дюркгейма аномия являла состояние
безнормности, то для Р. Мертона, который
пошел дальше французского социолога
и предложил стройное учение, она служила
результатом конфликта норм в культуре
или, выражаясь более точно, конфликт официально
провозглашенных целей и доступных законных
средств их достижения. Аномия возникает
тогда, когда люди не могут достичь законным
путем провозглашенных обществом в качестве
нравственного закона целей. При социализме
официально провозглашались принципы
равенства и моральной заинтересованности
в труде, при капитализме — цели индивидуальной
наживы и материального успеха.
Но если в том и в другом случае большинству
населения легитимные, т. е. законные, способы
достижения этих целей недоступны, то
на его долю достаются только незаконные.
У Мертона их пять:
1) конформизм (принятие целей и средств);
2) инновация, реформизм (принятие целей,
устранение средств);
3) ритуализм (неприятие целей, принятие
средств);
4) ретритизм, уход (неприятие ни целей,
ни средств);
5) мятеж (отказ от целей и средств с заменой
их новыми целями и средствами).
Так люди приспосабливаются к аномии.
В большинстве случаев это отклоняющееся
поведение.
3. Список
используемой литературы.
1. В.Е. Гольдин. "Речь и этикет". 1983 г.
2. Е.В. Ксенчук. "Технология успеха." 1993 г.
3. М.М. Безруких. "Я и другие я, или правила поведения для всех". 1991 г
4. О.Б. Юрганов. "Смотритесь, как в зеркало, в другого человека". 1977 г
5. Н.М. Васильева - Гангус. Азбука вежливости. 1984 г.
6. И.И. Формановская. "Речевой этикет". 1987г.
7. В.Е. Рева. "Этика и психология делового общения". 1993 г.
8. Скворцов Л. "Правильно ли мы говорим по- русски". 1980 г.
9. Успенский
П. "Культура речи." 1976 г.