Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:04, контрольная работа
Наши действия только отчасти являются продуктом природы. Все человеческое поведение прежде всего результат обучения. Нас с детства учат правилам поведения, традициям, обычаям, ценностям. Обучаясь нормам, мы одновременно контролируем свое поведение и управляем.
Нормы — правила, регулирующие человеческое поведение.
1.Культурные нормы и ценности. ………………………………………………….3
1.1 Культурные нормы и их соблюдение………………………………………4
1.2 Функции культурных норм………………………………………………………5
1.3 Классификация культурных норм……………………………………………7
2. Привычки и манеры……………………………………………………………………..9
2.1 Ценности………………………………………………………………………………….11
2.2 Нормативная система культуры…………………………………………….13
2.3 Аномия……………………………………………………………………………………14
3. Список используемой литературы………………………………………………16
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КОЛЬСКИЙ
ФИЛИАЛ
Кафедра
философии и социологии
Дисциплина
“Социология”
Культурные
нормы и ценности
студента 3 курса
(группа ГиМУ-2/09)
заочного отделения
экономического
специальность
080504(061000)-Государственное
и муниципальное управление
Петрова
Виктория Павловна
Cодержание:
1.Культурные нормы и
ценности. ………………………………………………….
1.1 Культурные нормы и их соблюдение………………………………………4
1.2 Функции культурных норм………………………………………………………5
1.3 Классификация культурных норм……………………………………………7
2. Привычки и манеры………………………………………………………………
2.1 Ценности…………………………………………………………
2.2 Нормативная система культуры…………………………………………….13
2.3 Аномия………………………………………………………………
3. Список используемой литературы………………………………………………16
1.1 Культурные нормы и их соблюдение.
Наши действия только
отчасти являются продуктом природы. Все
человеческое поведение прежде всего
результат обучения. Нас с детства учат
правилам поведения, традициям, обычаям,
ценностям. Обучаясь нормам, мы одновременно
контролируем свое поведение и управляем.
Нормы — правила, регулирующие человеческое
поведение. Они указывают на то, где, как,
когда и что именно мы должны делать. В
этом смысле они оказываются чем-то, что
можно сравнить с картой или схемой культурной
жизни. Нормы предписывают образцы поведения
и передаются индивиду в процессе инкультурации
Культурные нормы — предписания, требования,
пожелания и ожидания соответствующего
(общественно одобряемого) поведения.
Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны),
предписывающие то, что люди должны говорить,
думать, чувствовать и делать в конкретных
ситуациях
Одни нормы и правила ограничены частной
жизнью, другие пронизывают всю общественную
жизнь. Поскольку в коллективе общественное
обычно ставится выше личного, правила
частной жизни менее ценны и строги, нежели
общественной, если, конечно, они не изменили
свой статус и не превратились в общественные.
В норму превращались коллективные идеалы
красоты, добра, отваги. В статусе идеала
или эталона культурные нормы тут же становились
ценностями — особо уважаемыми и почитаемыми
представлениями о том, как должен быть
устроен мир и каким должен быть человек.
В любом обществе ценности оберегаются
особым образом. За нарушение норм и попрание
ценностей полагались всевозможные санкции
и наказания. На соблюдение культурных
норм был ориентирован огромный механизм
социального контроля. Он действует поныне.
Пресса, радио, телевидение, книги пропагандируют
нормы и идеалы, которым должен соответствовать
цивилизованный человек. Их нарушение
осуждается, а соблюдение вознаграждается.
Культурные нормы являются не только идеалами
и эталонами, которые ориентируют людей
на то, к чему они должны стремиться, на
кого походить, кому или чему подражать.
Нормы выступают также в роли запретов.
К примеру, в штате США Индиане человек,
поевший лука, не имеет права в течение
двух часов после этого пользоваться общественным
транспортом. В штате Монтана под угрозой
тюремного заключения запрещается строить
рожи из окна автобуса. В Калифорнии нельзя
купить мышеловку, не получив разрешения
в полиции.
Таким образом, культурные нормы предстают
в двух ипостасях — как разрешение и запрещение.
Это не значит, что буквально каждая культурная
норма обладает двумя сторонами. Одни
нормы выступают только как призывы, советы
или пожелания, а другие, напротив, лишь
как запрещение что-либо делать.
Практика не выявила, какой вид норм —
разрешающий или запрещающий — эффективнее
влияет на поведение людей. Иногда они
остаются равнодушными к всевозможным
призывам и советам, а иногда избегают
даже самых строгих запретов. По всей видимости,
причину надо искать не в типе культурных
норм, а в том, что составляет их мотивационную
основу. Это означает, что культурная норма
соблюдается тогда, когда индивид заинтересован
это сделать. Нет внутренней заинтересованности
— и нет исполнения нормы.
Чем древнее цивилизации, тем многослойнее
культурные пласты, тем большее количество
культурных норм и традиций обнаруживается
в этом обществе.
1.2 Функции культурных
норм.
Культурные нормы выполняют
в обществе очень важные функции. Они являются
обязанностями и указывают меру необходимости
в человеческих поступках; служат ожиданиями
в отношении будущего поступка; контролируют
отклоняющееся поведение; служат образцами,
эталонами поведения.
С одной стороны, нормы — это обязанности
одного лица по отношению к другому или
другим лицам. Запрещая курить в учреждениях,
администрация накладывает на сотрудников
определенные обязательства и ставит
их в определенные отношения с начальством
и товарищами. Стало быть, нормы формируют
определенную систему взаимных отношений,
основанных на правах и обязанностях.
С другой стороны, нормы — это ожидания:
от соблюдающего данную норму человека
окружающие ждут вполне однозначного
поведения. Когда одни пешеходы движутся
по правой стороне улицы, а другие полевой,
возникает упорядоченное, организованное
взаимодействие. При нарушении правила
возникают столкновение и беспорядок.
Стало быть, нормы формируют систему социального
взаимодействия, которая включает мотивы,
цели, направленность субъектов действия,
само действие, ожидание, оценку и средства.
Таким образом, нормы выполняют свои функции
в зависимости от того, в каком качестве
они себя проявляют: как стандарты поведения
(обязанности, правила) или как ожидания
поведения (реакция других людей).
Культурные нормы выполняют функцию не
только правил поведения, но также эталонов
долженствования — эталона красоты, доброты,
храбрости, честности и т. д. Некоторые
эталоны в виде требований фиксируются
письменно и составляют своды бесчисленных
кодексов чести дворянина, самурая, рыцаря
и т. д. Другие закрепляются в устном предании
народа и передаются из поколения в поколение
через рассказы и обучение.
У многих народов короткая шея считается
некрасивой, поэтому грузины, укладывая
ребенка спать, старались — для роста
шеи — расположить голову ниже плеч, а
негры добивались того же эффекта с помощью
специальных колец. Прямые ноги почитались
за образец только у европейцев, а кочевники
любили кривые ноги, плотно охватывающие
круп лошади. У китайцев этнографы обнаружили
обычай перебинтовывать девочкам ступни,
чтобы они не превышали 8—10 см. У древних
майя новорожденной девочке на несколько
дней ко лбу и затылку привязывали две
плоские дощечки: лоб ребенка становился
плоским, отступающим назад. А к ее волосам
на уровне глаз подвешивался шарик из
каучука, и она вырастала косоглазой. Таковы
здесь стандарты прекрасного.
1.3 Классификация культурных норм.
Нормы можно
классифицировать по самым разным основаниям,
например, по сфере применения —
в малой или большой социальной
группе. Соответственно различают два
типа. Первый тип — это нормы,
которые возникают и существуют
только в малых группах (молодежных
тусовках, компаниях друзей, семьях, рабочих
бригадах, спортивных командах). Они называются
групповыми привычками. Второй тип — это
нормы, которые возникают и существуют
в больших группах или в обществе в целом.
Они называются общими правилами.
Все социальные нормы можно классифицировать
в зависимости от строгости их соблюдения.
Так, за нарушение одних норм следует мягкое
наказание — неодобрение, ухмылка, недоброжелательный
взгляд, а за нарушение других норм жесткие
санкции — тюремное заключение, даже смертная
казнь.
Определенная степень неподчинения нормам
существует в любом обществе и в любой
группе. Нарушение дворцового этикета,
ритуала дипломатической беседы или бракосочетания
вызывает неловкость, ставит человека
в затруднительное положение. Но оно не
влечет за собой жесткое наказание. В других
ситуациях санкции более ощутимы. Пользование
шпаргалкой на экзамене грозит снижением
оценки, а потеря библиотечной книги —
пятикратным штрафом. В некоторых обществах
малейшие отступления от традиций, не
говоря уже о серьезных проступках, сурово
карались.
Нормы можно классифицировать и другими
способами. Например, совершенно очевидно,
что какие-либо нормы имеют для данного
народа непреходящую ценность. Потеряв
их, он прекращает функционировать как
культурная общность. Культурные нормы,
таким образом, отвечают за выживание
этноса. К ним относятся нормы уважения
к старикам, женщинам и детям, патриотизм,
этические, семейные -и религиозные нормы.
Другие нормы регулируют скорее бытовое
поведение; замена одной нормы на другую
или исчезновение части их вряд ли скажется
на нравственном климате общества — скажем,
правила дорожного движения или поведения
в публичных местах.
Некоторые образцы поведения не имеют
никакого значения для выживания социальной
общности. Часто их называют бессмысленными
церемониями, пережитками старины. К ним
относятся предпочтение одной пищи и неприятие
другой, ритуальное повторение специальных
фраз — «спасибо», «пожалуйста», «разрешите
пройти», «не позволите ли сказать» и др.
Самая известная классификация культурных
норм принадлежит американскому социологу
Уильяму Грехэму Самнеру (1840—1910).
Он выделял следующие виды норм: обычаи
(folk-ways); нравы (mores); законы (laws).
Они составляют основу нормативной системы
культуры. В современной литературе на
них постоянно ссылаются, считая самнеровскую
типологию классическим фундаментом науки
о культуре. Вместе с тем следует отметить,
что список культурных норм постоянно
расширяется и обновляется. Сегодня типология
культурных норм учитывает традиции, обычаи,
привычки, нравы, табу, законы, моду, вкус
и увлечения, верования и знания и др.
Если расположить все нормы в нарастающем
порядке, в зависимости от меры наказания
за их нарушение, то последовательность
примет такой вид .
На оси ОУ, изображающей степень жесткости санкций, применяемых за нарушение культурных норм. Как видим, чем больше санкций, тем строже наказание за нарушение нормы. Вдоль оси ОХ отмечена степень распространенности культурных норм в обществе. Самыми популярными являются привычки, а самыми редкими — табу. Рассмотрев горизонтальную прямую, заметим еще одну любопытную закономерность: чем мягче наказание за нарушение культурной нормы, тем шире она используется, и наоборот.
2. Привычки и манеры.
Привычки служат исходной
клеточкой одновременно социальной и
культурной жизни людей. Они отличают
один народ от другого, один социальный
слой от всех других. Существуют коллективные
привычки, усвоенные в процессе социализации,
и индивидуальные. Привычки возникают
на основе навыков и закрепляются в результате
многократного повторения. Привычка —
это установившаяся схема (стереотип)
поведения в определенных ситуациях. Большинство
привычек не встречают со стороны окружающих
ни одобрения, ни осуждения. Но есть так
называемые вредные привычки (громко разговаривать,
читать за обедом, грызть ногти) — они
свидетельствуют о плохих манерах. Манеры
— внешние формы поведения человека, получающие
положительную или отрицательную оценку
окружающих Они основаны на привычках.
Манеры отличают воспитанных от невоспитанных,
аристократов и светских людей от простолюдинов.
Если привычки приобретаются стихийно,
то хорошие манеры надо воспитывать. Согласно
мнению австрийского этнолога К. Лоренца
(1903—1989) функция манер состоит в умиротворении
людей, достижении согласия между ними.
Ту же роль играют традиции и обычаи. Грубое
нарушение обычаев ведет к разрушению
общества, а мелкое — хороших манер. Умышленное
неисполнение хороших манер равнозначно
агрессивному поведению. Значительная
часть привычек, определяемых хорошими
манерами, представляет собой утрирование
жестов покорности. Местные понятия о
хороших манерах в различных культурах
требуют различного подчеркивания выразительных
движений. Примером может служить жест,
обозначающий внимание к собеседнику,
состоящий в том, что слушатель вытягивает
шею и одновременно поворачивает голову,
подчеркнуто «подставляя ухо» говорящему.
Такого рода движение выражает готовность
внимательно слушать и в случае надобности
повиноваться. В учтивых манерах некоторых
культур подобный жест очень сильно утрирован.
В Австрии это один из самых распространенных
жестов вежливости, особенно у женщин
из хороших семей. Но в других центральноевропейских
странах он распространен меньше. Так,
в северной Германии считается учтивым,
чтобы слушатель держал голову ровно и
смотрел говорящему прямо в лицо, как того
требуют от солдата, получившего приказ.
Смысл жестов учтивости понятен только
представителям данной культуры. Будучи
перенесены в другую культуру, они могут
вызвать недоумение. Японские жесты учтивости,
при которых слушающий подставляет ухо
и иногда сгибается в церемониальном поклоне,
немцу могут показаться проявлением жалкого
раболепия. А на японца холодная вежливость
европейца произведет впечатление непримиримой
враждебности. Незнание культурного кода
другого народа, в том числе хороших манер
и этикета, не только вызывает мелкие недоразумения,
но способствует взаимной неприязни народов.
От понимания незначительных особенностей
языка или манер поведения нередко зависит
успех очень крупных начинаний, скажем,
политических переговоров или деловых
контрактов.