Культура в социологии

Автор: e***********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 08:20, реферат

Описание работы

В настоящее время известно более 500 определений понятия «культура», предложенных в самых разных отраслях науки и практики. В социологии культура рассматривается как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Поэтому в любое время тема культуры как социального явления будет актуальна.

Целью данной работы является изучение культуры с точки зрения социологии. Задачами являются: раскрытие понятия культуры в социологии, описание ее структуры, а также определение функций и типов.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
§1. Понятие культуры в социологии……………………………………… 4
§2. Структура и социальные функции культуры………………………… 6
§3. Типология культур……………………………………………………... 11
Заключение……………………………………………………………… 15
Список использованной литературы………………………………….. 17

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

    Культура  развивается (изменяется)4:

    1) за счет внутреннего саморазвития;

    2) путем заимствования у других  культур тех или иных элементов (межкультурный обмен);

    3) путем насильственного внедрения в нее элементов чужой культуры.

    Внутреннее  саморазвитие предполагает постепенное  изменение культурных образцов (ценностей) в результате совершенствования орудий труда, способов производства и потребления и т. д. или изменений в образе жизни людей, происшедших под воздействием природно-климатических факторов (изменения климата, пожаров, наводнений, миграции и т. п.). Внутреннее саморазвитие культуры происходит медленно. Поэтому малочисленные этносы, не имеющие контактов с другими культурами, как бы останавливаются в своем развитии.

    Развитие  культуры путем взаимодействия с  другими культурами более динамично. Каждая культура, взаимодействующая с другими, имеет возможность сравнивать, сопоставлять свои ценности и нормы с элементами других культур, а при желании и необходимости перенимать чужие образцы культуры. При этом чем богаче выбор, тем больше возможностей для развития. Поэтому великие цивилизации в истории человечества возникали, как правило, на пересечении многих культур. Взаимный обмен культурными ценностями во много раз увеличивает возможности развития и саморазвития культуры.

    Наиболее  распространенный способ насильственного внедрения в ту или иную культуру элементов чужой культуры — завоевание одного народа другим. Завоеватели, как правило, стремятся уничтожить чуждые или непонятные им элементы завоеванной культуры (язык, религию и др.). Например, Турция, захватив значительную часть Европы, на протяжении XV—XIX вв. навязывала другим народам свои культурные ценности. В результате многие некогда единые этносы оказались в разных социокультурных (религиозных) группах. Попытки навязать свои культурные ценности другим этническим группам сегодня имеют место в ряде прибалтийских стран — Эстонии, Латвии, Литве.

    Наиболее  разрушающим является вторжение  в чужую культуру более развитой в техническом и экономическом плане культуры. Многие менее развитые народы в результате такого вмешательства теряют свою культурную идентичность и деградируют. К таким народам можно, например, отнести индейцев Северной Америки, аборигенов Австралии, северные народы России.

    Иногда  радикальные реформы, проводимые господствующей элитой в своей стране, и навязываемые ею новые ценности воспринимаются значительной частью общества как неприемлемые, враждебные. В таких случаях реформаторы воспринимаются представителями «традиционной» культуры как инородцы, оккупировавшие враждебную им страну и уничтожающие веками создававшиеся ценности.  
 
 
 
 

§3. Типология культур

    Культура  многофункциональна и многообразна. Она имеет свойство проявлять свои особенности в различных видах жизнедеятельности и в разных социальных общностях. Например, можно говорить о духовной и материальной культурах, о культуре труда, о политической, этнической, национальной и других видах культуры.

    На  глобальном уровне принято делить культуру на западную и восточную. Более частное деление на макроуровне разграничивает культуры в зависимости от социокультурных особенностей того или иного региона мира. Например, выделяют такие культуры, как европейская (западная), латиноамериканская, славянская и др.

    Каждая  страна (государство) в рамках своих политических границ формирует свою национальную культуру, несмотря на то, что в полиэтнических государствах эта общая культура носит весьма разнородный характер.

    В рамках национальной (государственной) общности и в межнациональном пространстве принято деление культуры на народную, элитарную и массовую. Кроме того, в рамках любой доминирующей культуры могут иметь место такие социокультурные явления, как субкультура и контркультура5.

    Народная  культура — самая древняя из всех видов культуры. Она включает народные сказания, мифы, легенды, сказки, пословицы, поговорки, песни, танцы, обряды, традиции и т. д. и является основой для возникновения и формирования всех других видов культуры.

    Элитарная культура начинает выделяться из общей народной культуры в период формирования творческой элиты, как культура для избранных. Производителями элитарной культуры являются выдающиеся писатели, поэты, музыканты, художники, скульпторы и т. д., а ее потребителями — относительно небольшие группы людей, обладающие особой художественной восприимчивостью и материальными средствами.

    Массовая  культура получает распространение с развитием массовых коммуникационных и репродуктивных систем (XX в.).

    Суть  массовой культуры — массовое производство культурных образцов и их массовое потребление. Положительные свойства массовой культуры заключаются в ее массовости, оперативности и доступности. Она способна удовлетворять повседневные запросы различных социальных групп и оперативно реагировать на новые события и явления.

    Негативное  влияние массовой культуры проявляется в том, что она, как правило, не обладая высокой художественной ценностью, свойственной народной и элитарной культурам, может прививать потребителям низкие по своим качествам культурные образцы. Кроме того, такие положительные свойства массовой культуры, как оперативность, доступность, массовость и др., нередко используются политическими элитами для манипуляции общественным сознанием. В тоталитарных обществах государство, как правило, присваивает себе культурологические функции и использует возможности массовой культуры в своих политических целях.

    Субкультура — часть общей доминирующей в обществе культуры. Это особая форма социокультурной организации людей внутри господствующей культуры. Любое общество представляет собой сложную систему, состоящую из различных социальных общностей (этнических, демографических, профессиональных, территориальных, конфессиональных и др.) Каждая социальная общность в процессе функционирования создает свою систему ценностей и норм, свои образцы поведения, свой язык внутригруппового общения, т. е. свою субкультуру. Например, в рамках единой российской культуры существуют десятки различных этнических субкультур; свою субкультуру имеет молодежь и люди пожилого возраста, жители города и села, рабочие и интеллигенция и т. д.

    Субкультура — специфический способ дифференциации различных социальных групп, которые имеют свои социокультурные особенности. Она является частью основной доминирующей культуры и, как правило, не вступает с ней в конфронтацию.

    Контркультура6 — социокультурное движение, направленное против фундаментальных принципов и ценностей господствующей в обществе культуры. Данное явление возникло в 60-е гг. XX в. в молодежной среде западных стран. Контркультура — своеобразный протест против основных ценностей буржуазной культуры, например, таких как индивидуализм, прагматизм, религиозная мораль, традиционные семейные ценности и др.

    Однако, возникнув как закономерный протест  молодежи против бездуховности культуры, контркультура не смогла предложить рациональные пути выхода из сложившейся ситуации. Наиболее характерными формами проявления контркультуры в молодежной среде являются такие, как отстраненность от повседневной реальности, восточная мистика, наркомания, сексуальный промискуитет (ничем не ограниченные половые связи), экзотический внешний вид, особые музыкальные предпочтения, бесцельное времяпровождение и др.

    В современном обществе существует значительное многообразие субкультур, однако в социологии это понятие находит наиболее частое применение в исследованиях молодежных культур и девиантности. Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, представители которой обладают общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Например, считается, что задачей делинквентных (преступных) субкультур является решение проблем их членов, видящих в принадлежности к субкультуре некоторую компенсацию своей неудачи в большом обществе. Черты молодежных субкультур, часто рассматриваемых как девиантные, проявляются в своеобразных стилях в одежде и музыке, которые отличают их от прочих членов общества.

    В современном российском7 обществе активизация различных молодежных движений и организаций заставляет общественность обращать на феномен молодежной субкультуры пристальное внимание, однако это внимание несколько однобокое, поскольку в поле зрения СМИ обычно попадают молодежные движения только антисоциальной направленности, активность которой еще и «раздувается» в СМИ. Так обстоит дело с известным молодежным националистическим движением скинхедов, масштабность и организованность которого в России сильно преувеличиваются, а излишнее внимание к этому движению лишь разжигает в обществе националистические идеи и конфликты. На самом деле российские скинхеды в целом не имеют единой организации, представляют собой совокупность разрозненных и не связанных между собой групп.

    Молодежные субкультуры вызывают повышенный интерес социологов в последние 3—4 десятилетия, так как они стали важным фактором эволюционного обновления современного общества и трансформации его в постсовременное. Молодежные субкультуры и молодежная контркультура выступают частью механизма культурных инноваций, благодаря которому общество постмодерна толерантно к иным точкам зрения, свободно и интеллектуально. 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Культура  имеет ценностно-нормативную определенность и духовную составляющую. Она не всегда связана с рациональностью и эффективностью.

    Культуру  нельзя оценивать с таких позиций, как плохая или хорошая, более развитая или менее развитая. Для каждого этноса она своя. Поэтому насильственное внедрение элементов чужой культуры в образ жизни отдельных народов, как правило, приводит к их деградации и даже к исчезновению как отдельного этноса.

    Культура необычайно многообразна, включает в себя все то, что было создано человечеством на протяжении его исторического духовного развития. Исследование этого культурного многообразия осуществляется на основе выделения элементов культуры, к которым относятся символы и знаки, ритуалы и обычаи, ценности и нормы и т.д.

    Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что ею не является.

    Конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т.д.) создает на протяжении многих веков собственную культуру, которая сопровождает индивида в течение всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур.

    Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Люди живут совместной жизнью, у них появляются танцы, игры, приветствия, разделение труда и т.п. 

    Культура функционирует в общественных взаимосвязях на различных уровнях в определенных конкретных формах. Для отражения этой конкретной формы бытия культуры в социологии используется понятие субкультуры.

    Можно предположить, что и отечественные, и западные молодежные субкультуры — результат осознанного поиска новой идентичности, выстраивания нового стиля. Источником этого стиля является романтизированный и идеализированный образ другой цивилизации или культуры («культурный миф», «культурная утопия»). Для молодежных субкультур Запада источниками для конструирования «культурных мифов» стали буддийский Восток, Африка, культуры североамериканских индейцев и т.д. Это было не заимствование, а именно конструирование на основе образа чужой культуры, который очищался от неприемлемых черт, пополнялся собственными интерпретациями культурных феноменов. Поэтому результат мог быть весьма отличен от «оригинала».

    Источником конструирования «культурных мифов» в отечественных молодежных субкультурах стал Запад. Отечественные молодежные субкультуры, начиная со стиляг, конструировали «свой Запад» в соответствии с представлениями и традициями российской культуры, который стал сложным переплетением инновационных элементов с элементами «своей» и «чужой» культурных традиций. Например, субкультура отечественных хиппи унаследовала традиции странничества и анархопацифизм, толстовское отрицание государства и «непротивление злу насилием». Можно сказать, что многие отечественные молодежные субкультуры - явление органическое, а не привнесенное и заимствованное. Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Не приходится рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе, тем более что культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Волков Ю.Г. Социология: учебник / Ю.Г. Волков. – изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. – 448 с.
  2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 624 с.
  3. Общая социология: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева, - М.: ИНФРА-М, 2099. – 654 с.
  4. Социология: учеб. пособие / Г.И. Козырев.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «Форум», 2010. – 320 с.

Информация о работе Культура в социологии