Культура. Основные компоненты культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:23, реферат

Описание работы

Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно происходит от латинского слова, означающего возделывание (земли), облагораживание, воспитание.
Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694). По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и общественной жизни.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………3
2. Основные компоненты……………………………………………………….4
2.1 Язык ……………………………………………………………………….4
2.2 Ценности…………………………………………………………………..7
2.3 Нормы……………………………………………………………………...10
3. Заключение……………………………………………………………………13
4. Список используемой литературы…………………………………………..14

Работа содержит 1 файл

Социология реферат.docx

— 41.74 Кб (Скачать)

 

Особенно показательным было противопоставление культурным ценностям общества субкультуры  движения хиппи, очень популярного  на Западе в 1960-70 гг. Молодые люди, часто  из вполне благополучных респектабельных  семей, проповедовали культуру, в  которой труд представлялся нежелательным, половая воздержанность - ненужной, патриотизм - ненормальным, стремление к материальному благополучию - недостойным. Таким образом, движение хиппи сформировало свою контркультуру, полностью противоположную  основным нравственным нормам, принятым в западных странах.

 

Целостность культуры всегда предполагает известный синтез между общечеловеческими  ценностями и национальной культурой. Для России уже в течение нескольких веков характерен конфликт между  западниками (славянофобами) и славянофилами, русофилами; между коллективистской, общинной ориентацией, нравственными  принципами и ставкой на индивидуализм  западного, протестантского типа.

 

Идеология. Мир ценностей в обществе также организован определенным образом. Если основные ценности выстроены  в определенную доктрину, теоретически аргументированы, то мы имеем дело с  идеологией. Кроме того, ценности выражаются и в стихийно сложившихся представлениях, мнениях людей, которые находят  отражение в обычаях, традициях, обрядах. Любое достаточно развитое общество имеет определенную идеологию. Другое дело, что эту идеологию  часть общества может не воспринимать и даже бороться против нее. Это особенно характерно для обществ переходного  типа. Любая идеология имеет несколько  ярусов: общечеловеческое содержание, национальное содержание, например, конституция, групповые социально-классовые ценности.

 

Социокультурные процессы. Одно из самых  удивительных свойств культуры заключается  в том, что при любом прогрессе, при любом приобщении к общечеловеческим ценностям она способна, развиваясь, сохранять свою национальную самобытность. В условиях современных интеграционных процессов сохраняются западная культура, в основе которой лежит  христианская религия, а также исламская, восточная культура и т. п. Функционирование культуры как социального явления  имеет две основные тенденции: развитие, модернизация и сохранение, устойчивость, преемственность.

 

Стоит обратить внимание на то, что  любая нация измеряет иную культуру своим аршином, удивляется иной манере поведения, стилю жизни. Например, обычай кровной мести у ряда народов. При определенном темпераменте, эмоциональной  возбудимости принцип:"Чем меньше народ, тем длиннее кинжал", должен был вести к многочисленным убийствам по пустякам. Но в условиях отсутствия сильного правового государства обычай кровной мести как раз и сдерживает горячих джигитов, т. к. все знают о возможных последствиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Нормы.

 

 

 

Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий).

 

Различают следующие виды норм:

 

- формализованные правила (все, что официально записано);

 

- правила морали (связаны с представлениями людей);

 

- образцы поведения (мода).

 

Каждое ограничение позволяет  человеку сделать новый шаг в  своем развитии.

Благодаря культуре у индивида образуется определенная система общих мировоззренческих  представлений, на основе которой он может строить свои действия. Наличие  у множества индивидов сходных  однопорядковых представлений и делает возможным общество как единое целое. Кроме того, культура дает возможность ориентироваться в социальном мире, так как снабжает человека системой «указателей» — запретов, поощрений, императивов. Подобные указатели — это социальные нормы (обычаи, нравы, законы), ценности, символы и язык.

 

Живя в обществе, человек должен понимать, какие действия общество дозволяет, а какие нет. Только при  этом условии в повседневной жизни  будет порядок. Только так можно  определить, какого именно поведения  мы имеем право требовать от других, а другие от нас. Например, когда  мы заходим в магазин, поступаем  в колледж, вступаем в брак или  устраиваемся на новую работу, мы уже  имеем некоторое представление  относительно того, что ожидается  от нас и других в данной обстановке. Такие ожидания и есть социальные нормы. Нормы — это правила  поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми, указывающие  на дозволенное и недозволенное  поведение в определенных ситуациях. Они предписывают нам, что мы «должны», что нам «следует» и чего мы «не должны» или чего нам «не следует» делать. Например, во всех культурах существует достаточно большой свод правил, касающийся таких вопросов, как сексуальные отношения, собственность и безопасность.

 

Нормы помогают нам ориентировать  свое поведение по отношению к  другим людям. Нормы позволяют осуществлять действия таким образом, чтобы они  не шли вразрез с действиями других. Но это также и цели. Мы приписываем  им независимое существование, рассматривая их как само собой разумеющиеся. Они становятся стандартами, с помощью которых индивиды оценивают действия друг друга и вознаграждают или порицают различные типы поведения. Некоторым нормам, называемым «нравами», люди придают очень большое значение, строго наказывая нарушителей. Другие нормы, называемые «обычаями», рассматриваются как менее значимые и соблюдают их не столь ревностно.

 

Обычаи и представления относятся  к привычным и обыденным условностями, которых мы придерживаемся в своей повседневной деятельности. Мы принимаем ванну, чистим зубы, причесываемся, носим туфли или сандалии, машем рукой в знак приветствия, косим траву на лужайке перед домом и спим в кроватях. Людей, которые нарушают условности, мы рассматриваем как «чужаков» и даже как людей «странных». Однако, как правило, мы не придаем морального значения условностям. Например, можно считать человека в грязной одежде неряшливым, но не безнравственным, а людей, опаздывающих на назначенную встречу, беспечными и невнимательными, но не злоумышленниками. Сплетни и насмешки способствуют возникновению условностей.

 

Нравы. Менее благосклонно относятся  к нарушителям нравственных норм. Убийства, кражи, изнасилования, педофилия  встречают в цивилизованных странах  резкое неприятие и строго наказываются. Нравственность рассматривается как  существенный элемент для обеспечения  благосостояния и жизнеспособности общества.

 

Нравственности обычно придается  важное значение, и те, кто ее нарушает, считаются безнравственными, злыми и порочными. Поэтому наказание нарушителей нравственных норм общества весьма сурово; их могут заключить в тюрьму, изгнать, искалечить или подвергнуть пыткам и даже казнить.

 

Обычаи и нравы, как правило, проводятся в жизнь людьми, действующими спонтанно и сообща.

 

Например, антрополог Роберт X. Лоуи писал, что индейцы из племени кроу наказывали тех, кто совершал поступки, серьезно противоречащие моральным устоям. Вечером любой мог спросить соплеменников: «Вы слышали о таком-то?» Затем под громкий смех собравшихся все обсуждали проступок провинившегося самым язвительным образом и делали это на протяжении всего вечера. Виновный испытывал из-за насмешек своих товарищей такой стыд что мог покинуть общину и не возвращаться туда до тех пор, пока не искупит свой грех.

 

Законы. Нравы общества являются важным источником законов. Законы — это  правила, которые проводятся в жизнь  специальной политической организацией людей, пользующихся правом применять силу. Как отмечал антрополог Э.А. Хебель, основой правового принуждения является общее согласие на применение физической силы, в виде угрозы или фактически, уполномоченной на это стороной, законным образом и в обусловленное законом время. Люди, которые отправляют правосудие, могут воспользоваться физической силой с малой вероятностью возмездия третьей стороны. Законы являются обычно результатом осмысления, целенаправленного планирования и официальной декларации. Они могут быть изменены быстрее, чем обычаи и нравы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Заключение.

 

 

Изложенное выше позволяет сделать  вывод, что социология культуры изучает  все виды преобразовательной деятельности человека, социальных общностей и  общества в целом, а также результаты этой деятельности. Сама целенаправленная созидательная деятельность формирует  человека как субъекта исторического  творчества. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к созданным в обществе ценностям, накопленным традициям, овладения  опытом, навыками и приемами деятельности, присущими данной культуре.

 

Не будет преувеличением определить культуру как меру человеческого в человеке. Культура дает человеку чувство принадлежности к сообществу, воспитывает контроль за своим поведением, определяет стиль практической жизни. Вместе с тем, культура есть решающий способ социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество.

 

Социология культуры как отрасль  социологического знания изучает указанные  сложные феноменологические ряды и  системы, стремится к пониманию  и оформлению в научной терминологии закономерностей указанных явлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Список используемой  литературы:

    1. Эфендиев, Учебное пособие - Общая социология.

    2. Ионин Л.Г. Социология культуры. - М., 1996.

    3. Кириленко Г.Г. Посланник трех миров: интеллигенция в российской культуре // Социологические исследования. 1997. № 3.

    4. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни.        Новосибирск, 1991. С. 98.

    5.  Гидденс Э. Социология. М., 1999.

    6.  Истин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Культура. Основные компоненты культуры