Культура. Основные компоненты культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:23, реферат

Описание работы

Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно происходит от латинского слова, означающего возделывание (земли), облагораживание, воспитание.
Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694). По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и общественной жизни.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………3
2. Основные компоненты……………………………………………………….4
2.1 Язык ……………………………………………………………………….4
2.2 Ценности…………………………………………………………………..7
2.3 Нормы……………………………………………………………………...10
3. Заключение……………………………………………………………………13
4. Список используемой литературы…………………………………………..14

Работа содержит 1 файл

Социология реферат.docx

— 41.74 Кб (Скачать)



МИНОРБНАУКИ РОССИИ

ФГБОУ ВПО

САНКТ –  ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

 

Тихвинский  филиал

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По  дисциплине:

 

" ____Социология_____"

 

на тему:

« _Культура. Основные компоненты культуры._»

 

                                                                                                             

 

                                                                                                 

 

                                                                                                 

 

 

                                                                                                                 ВЫПОЛНИЛ:

                                                                                 Студент(ка) __2__ курса

                                                                      Направление Экономика

                                                                                                                  Профиль_080100Э_

                                                              Ф.И.О. _Котина А.Г._

 

                                                  ПРОВЕРИЛ:

                                                        ___________________

                                                                                                    Ф.И.О. преподавателя

                                                                            «____» ___________2012г.

 

 

 

г. Тихвин

2012г.

 

Содержание:

1. Введение………………………………………………………………………3

2. Основные компоненты……………………………………………………….4

    2.1 Язык ……………………………………………………………………….4

    2.2 Ценности…………………………………………………………………..7

    2.3 Нормы……………………………………………………………………...10

3. Заключение……………………………………………………………………13

4. Список используемой литературы…………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

 

 

 Понятие "культура" имеет  достаточно длительную историю.  Оно происходит от латинского  слова, означающего возделывание (земли), облагораживание, воспитание.

 

 Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более широком смысле, был  немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694). По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и общественной жизни.

 

Однако, несмотря на это раннее упоминание, вплоть до XVII в. термин "культура" означал противоположность естественному  состоянию, то есть природе. В его содержании происходил постепенный переход от "возделывания чего-то" к "возделыванию" вообще, от "воспитания ума" к "воспитанию" в более широком смысле.

 

Значительное внимание проблеме культуры уделял идеолог немецкого Просвещения XVIII в. И.Г. Гердер. Он обращал внимание на "гуманный дух" культуры. Она, по его мнению, означает благородство и мудрость, справедливость и уважение достоинства каждого народа, сплачивает людей, используя для этого законы и воспитание, традиции и символы.

 

Выдающийся немецкий философ И. Кант культурой называл только то, что служит благу человека. Поэтому  все созданное человеком можно  отнести к культуре. Цель культуры, по Канту, состоит в развитии природных  задатков и особенностей человека, в передаче от поколения к поколению  знаний и опыта, в завоевании свободы  от природных сил, в моральном  совершенствовании человека, в преодолении  в нем "грубости и животности".

 

 В настоящее время существует  около 300 вариантов определения  культуры. Такое разнообразие, безусловно, свидетельствует о том, что  культура в жизни человечества  занимает особое место. Она  является показателем материальной  и духовной зрелости общества. В ней воплощены способности  общества в каждый конкретный  исторический период обеспечивать функционирование общественной жизни. Эти способности характеризуются уровнем достигнутых знаний, качеством и разнообразием созданных орудий труда и средств жизни, умением практически их применять и использовать в созидательных целях, степенью овладения стихийными силами природы, совершенствования социальной жизни в интересах общества.

 

 

 

2. Основные компоненты.

 

Основные компоненты культуры - язык, ценности, нормы.

 

2.1. Язык.

 

 Первоосновой культуры является  язык. Люди, осваивая окружающий  мир, фиксируют его в определенных  понятиях. И приходят к согласию, что определенному сочетанию  звуков придается определенное  значение. Язык рассматривается  как построенная определенным  образом знаковая система. Знаки  различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают  естественные и искусственные.  Для осуществления коммуникации  человек вырабатывает различные  языки. Язык рассматривается как  смыслы и значения, содержащиеся  в языке, которые порождены  социальным опытом и многообразными  отношениями человека к миру.

 

Лишь человек способен использовать символы, с помощью которых он общается, обменивается не только простыми чувствами, но и сложными идеями, мыслями. Используя символическую коммуникацию, человек обменивается ценными мыслями, способами совместных действий, указаниями. Без столь разработанного, богатого и разнообразного общения люди не слезли бы с деревьев и не вышли  бы из пещер.

 

Как речь отделяет людей от животных, так и письменность (письменная речь) проводит границу между примитивными культурами и цивилизацией. Человек  до письменной культуры должен всегда держать в памяти наиболее ценные образцы культуры. Но человеческая память ограниченна. Поэтому и культура, зависящая от человеческой памяти и  устной передачи ее образцов, обречена оставаться примитивной, предельно простой. Использование письменности позволило практически безгранично усложнять и развивать культуру, сохранять и передавать неограниченному числу людей детали технологий, традиций, ценностей, культурных норм, воспроизводить утерянные и разрушенные культурные ценности. Язык настолько сливается с культурой, что каждое новое добавление в общественное культурное наследие обязательно связано с изменениями в языке. В результате профессиональные, возрастные и другие группы людей могут иметь свой специфический язык, свою языковую субкультуру.

 

Не только культура изменяет язык, но и язык может активно помогать или, наоборот, сдерживать распространение  культуры. В ходе общения понятные и усвоенные слова являются средством  для передачи традиций, норм, ценностей. Но если люди общаются на разных языках, то передача культурных образцов становится невозможной. Иногда идею или концепцию  бывает трудно перевести на другой язык в силу того, что в нем нет адекватных слов для их выражения. Вот, например, почему такой специфический элемент культуры, как поговорка, шутка, анекдот, основанные часто на игре слов, теряют свой смысл при переводе.

 

По мере развития языка в нем  появляются слова-символы с единым уровнем абстракции. Например, в  русском языке слово "снег" у многих народов нет такого абстрактного понятия, у них слово применяется  обязательно с определенным глаголом "снег идет", "снег тает". В  писательской среде бытует любопытный рассказ о преподавании учителя  русского языка в чукотской школе, прочитав детям стихи А. Пушкина "У лукоморья", он должен был  долго объяснять такие понятия, как дуб, кот, цепь, золото, потому что  этих слов не было в языке небольшого народа. У одних народов только человек "кто", а все остальное "что". Если человек не знает  чисел, то он, по-видимому, иначе воспринимает окружающий мир. По-разному оценивают  мир грамотные и неграмотные  люди, письменные и бесписьменные  народы. Оказывается, у каждой социальной группы, как утверждает социолингвистика, свой язык. У каждого человека есть не только социальный, но и культурно-речевой  статус. Культурно-речевой статус обозначает принадлежность к конкретному типу языковой культуры - высокому литературному  языку, просторечию, диалекту. Две-три  фразы, содержащие элементы просторечия, воровского жаргона или высокого литературного стиля, безошибочно  свидетельствуют не только о культурно-речевом  статусе говорящего, но и о его  образе жизни, условиях воспитания, социальном происхождении.

 

Разумеется, культура может распространяться и передаваться жестом, мимикой, образом, танцем, обрядом, но по емкости, точности, доступности они не могут конкурировать  с языком. Не случайно существует выражение "язык танца". Язык выполняет функции  ретранслятора культуры. Здесь возникают  серьезные проблемы. Можно ли сохранить  культуру небольшого народа, не сохраняя и не развивая его язык? Насколько  допустимо заимствование из других языков? В науке и технике, любом  профессиональном языке это вполне допустимые вещи. Следовательно, не стоит  абсолютизировать роль родного языка  для сохранения и, главное, развития национальной культуры.

 

Культура накапливается в определенных знаниях, сведениях. Формации об окружающем мире: естественнонаучные, технические, политические, социальные и т.п. Убеждения - это знания, освоенные человеком, как бы пропущенные через его  мировоззрение, мироощущение. Знание существует вне отдельного человека, убеждения - чувственно-эмоциональная волевая  сторона знания. Между знанием  и убеждениями устанавливаются  сложные неоднозначные связи. Располагать  определенной информацией " это еще  не значит действовать в соответствии с этой информацией. Все знают  о вредных свойствах наркотиков, никотина, алкоголя многие употребляют их с большим удовольствием. Все понимают важность, больше того, необходимость физических упражнений для сохранения здоровья, но немногие спешат на стадионы и спортивные залы. Еще более сложно и драматично складывается связь между знаниями и убеждениями по поводу нравственных норм, социальных процессов. Знание законов не всегда удерживает от их нарушения. Почти всегда противоречиво складывается взаимодействие между господствующими идеями правящей в обществе элиты, навязываемыми средствами массовой информации и реальным поведением людей.

 

Существует также и другой тип  взаимоотношений между знаниями и убеждениями. Знание может опережать  реальную действительность, и если это прогрессивное знание отвечает интересам общественного развития, то оно способно выполнять роль своего рода ускорителя в развитии культуры, например идеи Ганди, Мартина Лютера Кинга и т. п.

 

Ценности. Убеждения как единство знаний, эмоций, воли проявляются в  различных формах: ценностные ориентации, социальные установки, нормы, принципы поведения, мотивы действий, поступков. Но в основе всех этих проявлений - ориентация на ценности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Ценности.

 

 

Ценности - определяющий элемент культуры, ее ядро. Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение к ценности). Различают ценности: терминальные (ценности цели) и инструментальные (ценности средства).

 

Для того чтобы оценить, что значимо  и полезно, а что - нет, что есть добро, а что есть зло, и человек, и общество постоянно применяют  определенные мерки, критерии. Культура в ценностном аспекте - это своеобразный социальный механизм, который выявляет, систематизирует, упорядочивает, сохраняет, передает ценности в обществе. Другими  словами, ценности ориентируют человека, сообщество в окружающем мире, побуждают  к конкретным действиям или бездействию. Социологию интересуют, прежде всего, социальные ценности. Они существуют всегда в виде определенной системы  и выражаются в менталитете человека, сообщества. Фундаментом системы  ценностей являются нравственные ценности. Например, заповеди Христа. В рамках одного сообщества ведущие ценности большинства ей в основном едины, если, конечно, оно не находится в  каком-то экстремальном состоянии - межнациональный или межнациональный  или межрелигиозный раскол, гражданская  война, переходное состояние и т. п. Однако даже при стабильном состоянии  общества возможен конфликт по поводу сложившейся системы ценностей. Политические ценности могут не стыковаться  с экономическими, экономические - с социальными, экономические - с экологическими, коллективистские - с индивидуальными.

 

Немалые различия могут иметь системы  ценностей социальных групп и  классов. В народе говорят: "У богатых  свои причуды". Особенно заметно  такое расхождение в поведении  так называемых "новых русских": криминализация бизнеса, финансовые махинации, престижное потребление и т. п. Социокультурные  различия могут быть и между отдельными поколениями в одном обществе, или явления субкультуры и  даже контркультуры. Молодежная демографическая  группа, например, имеет свой специфический  стиль поведения, выражающийся в  одежде, определенном языке общения, который взрослые не всегда могут  понять. Таким образом формируется молодежная субкультура. В силу специфики социальных, политических или экономических условий субкультура может порождать образцы поведения, противоположные господствующей в обществе культуре. Термин "контркультура" применим к субкультуре тех социальных или демографических групп, которые бросают вызов доминирующей в обществе культуре. Мафиозная группа, группа воров в законе, не лишена нравственных принципов, напротив, она имеет свои стандарты поведения, норм, чаще всего, противоположные общепринятым в данном обществе. Субкультура таких групп вступает в конфликт с культурой общества, в котором она паразитирует.

Информация о работе Культура. Основные компоненты культуры