Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:43, курс лекций
Термин “культура” произошёл от латинского “culture” – “возделывать, облагораживать”. Когда мы говорим о культуре, мы имеем в виду те явления, которые качественно отличают человека от природы. В круг этих явлений входят феномены, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе – изготовление орудий труда, религия, одежда, украшение т.д.
1. Понятие культуры общества.
2. Основные подходы к изучению культуры.
3. Элементы культуры.
4. Формы и виды культуры.
5. Роль культуры в обществе.
2. Ценности - определяющий элемент культуры, ее ядро. Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать. Отдельный человек может признавать много ценностей реально существующими, влияющими на его жизнь, но далеко не все из них он выбирает и признает в качестве своих личных целей и задач жизнедеятельности. Так или иначе, большинство осознанных, признанных как собственные ценности, стремление руководствоваться ими позволяют человеку взаимодействовать с другими людьми, вносить свой вклад в развитие общества, как в материальном, так и в духовном отношении. С точки зрения исследователей проблем ценности, особое значение имеет понятие ценностные ориентации. Ценностные ориентации рассматривают как определенную совокупность иерархически связанных между собой ценностей, которая задает человеку направленность его жизнедеятельности. Проще говоря, ценности являются общими для всех понятием, например, существуют такие ценности как здоровье, жизнь, семья, дети, карьера и т.д. Ценностную ориентацию каждый человек выстраивает сам в иерархичную систему от более значимого к менее, в зависимости от своих целей в жизни.
Для того чтобы оценить, что значимо и полезно, а что - нет, что есть добро, а что есть зло, и человек, и общество постоянно применяют определенные мерки, критерии. Культура в ценностном аспекте - это своеобразный социальный механизм, который выявляет, систематизирует, упорядочивает, сохраняет, передает ценности в обществе. Другими словами, ценности ориентируют человека, сообщество в окружающем мире, побуждают к конкретным действиям или бездействию. Социологию интересуют, прежде всего, социальные ценности. Они существуют всегда в виде определенной системы и выражаются в менталитете человека, сообщества. Фундаментом системы ценностей являются нравственные ценности. Например, заповеди Христа.
Немалые различия могут иметь системы ценностей социальных групп и классов. В народе говорят: "У богатых свои причуды". Особенно заметно такое расхождение в поведении так называемых "новых русских": криминализация бизнеса, финансовые махинации, престижное потребление и т. п. Социокультурные различия могут быть и между отдельными поколениями в одном обществе, или явления субкультуры и даже контркультуры. Молодежная демографическая группа, например, имеет свой специфический стиль поведения, выражающийся в одежде, определенном языке общения, который взрослые не всегда могут понять. Таким образом формируется молодежная субкультура. В силу специфики социальных, политических или экономических условий субкультура может порождать образцы поведения, противоположные господствующей в обществе культуре.
3. Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий). Способом закрепления и сохранения самих культурных ценностей выступают нормы культуры. Культурная норма – это правило, образец, стандарт должного поведения в соответствии с общепринятыми ценностями.
Норма служит главным образом для регуляции поведения людей. В нормах содержится требование поступать определённым образом, их исполнение и предписание обеспечиваются разными формами принуждения, начиная с общественного и кончая государственными.
Различают нравственные, институциональные, правовые нормы и другие (например, нормы этикета, повседневного поведения). Нормы не вечны, они устаревают, обновляются, могут способствовать развитию или тормозить его. ( для себя Нравственные нормы – это принятые в обществе правила поведения, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. Прстые нравственные нормы содержат 10 заповедей христианской морали: не убий, не укради и т.д.
Институциональные нормы, в отличие от нравственных, тщательно разрабатываются, а правила следования им устанавливаются. Каждый социальный институт имеет собственную нормативную базу. Так, институт образования в свою нормативную базу включает нормы деятельности и поведения учащихся и педагогов, взаимодействующих в его рамках. Наконец, в качестве правовых норм выступают прежде всего законы и подзаконные акты, являющиеся формализованными нормами, требующими выполнения всеми.)
Обычаи. Это принятые в обществе образцы поведения, позволяющие людям наилучшим образом взаимодействовать как с окружающей средой, так и друг с другом. Обычай есть стихийно сложившийся, привычный, стереотипный способ поведения людей. Он регламентирует поведение членов группы, укрепляет групповую сплоченность, приобщает индивида к социальному и культурному опыту группы.
Примерами обычаев являются свадьба, празднование Нового года, хождение в гости и т.д. Соблюдение норм обычая обеспечивается силой общественного мнения группы – мы ведем себя так, как предписывает обычай, не задаваясь вопросом почему следует вести себя именно таким образом, а не иначе. Обычаи иногда называют менее важными социальными нормами (такое мнение высказывал Н. Смелзер)
Деятельность. Стержневым элементом культуры является деятельность, состоящая в создании, усвоении, сохранении, распространении культурных благ, ценностей норм. В социологии деятельность в сфере культуры часто определяют как культурную. При этом ее сводят к таким конкретным видам, как чтение, посещение кино, театров, участие в творчестве и т.п. Но это далеко не так. Культурная деятельность гораздо более многообразна и глубока. Главная ее характеристика состоит в том, что она выступает как реализация сил человека, его способностей, дарований, потребностей и интересов. В этом смысле целесообразно выделять культурное содержание в любой сфере социальной деятельности (труд, семья, быт, образование, досуг, политика).
Итак, мы рассмотрели основные элементы культуры. Переходим к следующему вопросу.
В зависимости от того, кто производит культурные образцы, каков уровень элементов культуры и какая группа является её носителем, различают три формы культуры: элитарную, народную и массовую.
Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской (по происхождению, так как по уровню исполнительского мастерства она может быть очень высокой) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды, предания, былины), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Ещё одно название народного творчества – фольклор. Фольклор локализован, т.е. тесно связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.
Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная или “высокая” культура, например, живопись или музыка, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека, а круг её потребителей – высокообразованная часть общества. Когда уровень культуры населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется, в этом состоит высокая роль элитарной культуры – поднимать общий уровень культуры членов общества.
Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью средств массовой информации. Время ее появления - середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, разные виды аудиозаписи, видеозапись) сделали доступными массовые образцы культуры для всех социальных слоев общества. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Примерами массовой культуры служат популярная и эстрадная музыка, цирк, триллеры, газетные “сенсации” и т.д. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная, произведения её живут меньше и быстро забываются. Но массовая культура имеет авторский характер и у нее самая широкая аудитория, она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие, именно поэтому образцы массовой культуры, так называемые шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды, вытесняются новыми. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура – сленговое название массовой культуры, а китч – массовая культурная продукция, рассчитанная на внешний эффект – её разновидность.
А как вы думаете, возможно ли чтобы массовая культура стала элитарной, и наоборот, элитарная – массовой. И нужны ли обществу такие превращения?
Определенный процент людей по
разным причинам всегда
Следует отметить, что в национальной культуре (в отличие от сословной) дети, скажем, британской королевы и дети рабочего получают общее среднее образование по более или менее однотипным программам (национальный образовательный стандарт), читают одни и те же книги, изучают одни и те же английские законы, смотрят те же телевизионные передачи, болеют за ту же футбольную команду и т.п., а качество их познаний в поэзии Шекспира или британской истории в большей мере зависит от их личных способностей, нежели от различий в программах общего образования. Разумеется, когда дело доходит до получения специального образования и профессии, возможности сравниваемых детей существенно разнятся и зависят от социальных обстоятельств их жизни. Но национальный стандарт на уровне общего среднего образования, единообразие в содержании общей социализации и инкультурации членов сообщества более или менее обеспечивают общенациональное культурное единство граждан и единство норм их социальной адекватности. Это и есть национальная культура в отличие от сословной, где для разных социальных групп разнились даже нормы социального поведения.
Так или иначе, но очевидно, что массовая культура представляет собой вариант обыденной культуры городского населения эпохи "высоко специализированной личности", компетентной только в своей узкой сфере знаний и деятельности, а в остальном предпочитающей пользоваться печатными, электронными или одушевленными справочниками, каталогами, "гидами" и иными источниками экономно скомпонованной и редуцированной "для круглых дураков" информации.
В конце концов эстрадная певица, приплясывающая у микрофона, поет примерно о том же, о чем писал в своих сонетах Шекспир, но только в данном случае переведенном на язык "два прихлопа, три притопа". Для человека, имеющего возможность читать Шекспира в подлиннике, это звучит отвратительно. Но можно ли научить все человечество читать Шекспира в подлиннике (как об этом мечтали философы-просветители), как это сделать и - главное - нужно ли это вообще? Вопрос, надо сказать, далеко не оригинальный, а лежащий в основе всех социальных утопий всех времен и народов. Массовая культура не является ответом на него. Она лишь заполняет лакуну, образуемую отсутствием какого-либо ответа. И есть подозрение, что это надолго.
Помимо этих трех уровней в культуре общества можно выделить ряд ее разновидностей по отдельным социальным группам. В связи с этим социологи употребляют понятия “доминирующая культура” и “субкультура”.
Совокупность ценностей,
верований, традиций и обычаев, которыми
руководствуется большинство
Поскольку общество распадается на множество социальных групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры получили название субкультур.
Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.
В нашей культуре можно выделить молодежную субкультуру, субкультуру пенсионеров, субкультуру национальных меньшинств, профессиональные субкультуры и т.д. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, стилем одежды, обычаями и т.д. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре: при всех культурных различиях базовые ценности субкультуры и общей культуры остаются едиными. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир: обеспеченные люди или представители среднего класса отличаются поведением от людей из низших классов, они имеют разные культурные запросы, по-разному проводят свободное время, по-разному реагируют на события общественной жизни, но в целом наиболее общие, базисные ценности остаются одинаковыми для всех субкультур данного общества.
Одновременно возможно существование таких субкультур, ценности и нормы которых существенно отличаются от общепринятых и получили наименование контркультуры.
Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с государственными ценностями. Например, субкультура преступного мира. Ей присущи все важнейшие признаки культуры: язык, ценности, и нормы, мало отличающиеся от общепринятых (но обязательные для исполнения только по отношению к “своим”, на посторонних они не распространяются), своя система рангов и статусов, свое искусство (“блатные” песни например).
Наряду с этим существует разделение культуры на обыденную и профессиональную (или специализированную). Из названия нам должно быть понятно, что обыденная культура представляет собой сниженный, профанный или даже любительский уровень высокой культуры, которую можно также именовать специализированной, профессиональной. Профессиональный актер или художник всю жизнь специализируется на одном виде творчества и благодаря тому добивается высоких результатов. А простые обыватели, занятые на производстве или в учреждении, в свободное время могут немного почитать (а часто и пописать) стихи, порисовать, попеть с друзьями или в одиночку под караоки и т.д., т.е. заняться любительской деятельностью (самодеятельностью).