Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:43, курс лекций
Термин “культура” произошёл от латинского “culture” – “возделывать, облагораживать”. Когда мы говорим о культуре, мы имеем в виду те явления, которые качественно отличают человека от природы. В круг этих явлений входят феномены, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе – изготовление орудий труда, религия, одежда, украшение т.д.
1. Понятие культуры общества.
2. Основные подходы к изучению культуры.
3. Элементы культуры.
4. Формы и виды культуры.
5. Роль культуры в обществе.
План-конспект лекции по социологии.
План:
1. Понятие культуры общества.
2. Основные подходы к изучению культуры.
3. Элементы культуры.
4. Формы и виды культуры.
5. Роль культуры в обществе.
Термин “культура” произошёл от латинского “culture” – “возделывать, облагораживать”. Когда мы говорим о культуре, мы имеем в виду те явления, которые качественно отличают человека от природы. В круг этих явлений входят феномены, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе – изготовление орудий труда, религия, одежда, украшение т.д.
В настоящее время известно более пятисот вариантов использования термина "культура" в самых различных отраслях науки и практики. Наиболее удачное для социологической науки определение этого термина дано английским этнографом Э. Тейлором: "Культура - то некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества".
Когда в повседневном разговоре заходит речь о культуре, ее роли в нашей жизни, чаще всего вспоминают классическую художественную литературу, театр, изобразительное искусство, музыку, то есть часто культуру в обыденном сознании отождествляют с образованностью и особым, “культурным” поведением.
Несомненно, всё названное есть важная, но не очень большая часть того, что представляет собой многогранное и сложное явление, называемое культурой. Понятие культуры является фундаментальным для социологии, поскольку культура определяет своеобразие поведения людей, являющихся её носителями и отличает одно общество от другого.
Человек может нормально жить только в окружении себе подобных при соблюдении правил, выработанных в течение многих тысяч лет. Человек выделился из природы, создав искусственную среду, вне которой он не может существовать. И эта среда – культура. Иногда говорят, что в виде культуры человек создал “вторую природу”. Культура представляет собой совокупный результат деятельности множества людей в течение длительного времени. Можно сказать, что первобытное стадо превратилось в человеческое общество тогда, когда оно создало культуру, и сегодня нет общества, группы или отдельного человека, не имеющих культуры, и неважно, племя это амазонских индейцев, затерявшееся в тропическом лесу или жители европейской страны, внесшей огромный вклад в культуру. С точки зрения социологии, культуры обоих этих народов одинаково ценны. Культуру изучают многие науки: этнография (изучает материальную и духовную культуру отдельных народов), культурная антропология (изучает функционирование общества у различных народов, которое определяется их культурой), морфология культуры (изучает культурные формы), психология (наука о психической жизни людей), история (изучает прошлое человеческого общества). Социология выявляет закономерности развития и функционирования общества как целостной системы, изучает происхождение, исторические трансформации и состояние культурных форм, динамику социокультурного взаимодействия. Т.е. на долю социологии выпадает установление социальных фактов жизни общества через познание и истолкование культурного материала.
Существует множество
социологических определений
1. Культура – это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям. Она включает в себя нематериальную культуру – созданные человеком абстракции, такие, как ценности, верования, символы, нормы, обычаи и установленные принципы, и материальную культуру – физические артефакты или предметы – каменные топоры, компьютеры, набедренные повязки, смокинги, автомобили, картины, гамаки, крытые стадионы и т.д.
2.Культура – это основа, позволяющая людям интерпретировать свой опыт и направлять свои действия, в то время как общество представляет собой сети социальных отношений, возникающих между людьми.
3.Культура – это то, что выделяет человеческое общество из животного мира.
4.Культура есть среда, искусственно созданная при помощи языка, мышления и символических значений.
Таким образом можно сказать, что в социологии под культурой в широком смысле слова понимают специфическую, генетически ненаследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура определяется социологией как система коллективно поддерживаемых ценностей, убеждений, норм и образцов поведения, присущих определенной группе людей.
Итак, мы с вами рассмотрели основные понятия культуры в социологии. Важно отметить, что в науке сформировались различные подходы к изучению культуры: деятельностный, формационный, цивилизационный, аксиологический, семиотический, технологический и др. Рассмотрим некоторые из них.
1.Деятельностный подход. Культура определяется как качественная характеристика любых форм и результатов человеческой активности, задающая её границы, определяющая её возможности и придающая ей смысл и значимость в глазах социализированных в ней субъектов. Механизмы культуры отбирают, сохраняют, транслируют инвариантные содержания деятельности и коммуникации, социальных связей и отношений, в которые включены социальные агенты. Конечная цель социологического анализа культуры, с позиций деятельностного подхода, - оценка культурного потенциала индивидов и групп как через количество и качество усвоенных содержаний, так и через те личностные творческие "вставки", которые они делают, самореализуя себя в социокультурной жизни. Наряду с достоинствами этот подход имеет и свои недостатки. В частности, акцент делается не на собственно культурных содержаниях, а на условиях их реализации и проявления. К тому же проблематичным остаётся обоснование и критерии оценивания и сравнения культурного уровня различных субъектов.
2.Аксиологический (или ценностный) подход. Культура представляет собой систему ценностей, признаваемых тем или иным социумом. Основанием объединения людей для реализации совместных целей и их дифференциации при несовпадении и конфликте целей служит общность и различие ценностей. Отсюда, основа существования социума - усвоение тех или иных ценностей в ходе социализации и их воспроизведение в реальной деятельности. Ценностный подход позволил ввести в сферу анализа собственно культурное содержание, акцентируя творческое начало культуры. Но и он имеет свои ограничения. Так, даже в рамках одной культурной целостности возможны различные ценностные ориентации и разное понимание того, что является ценностью, а что нет. Это порождает проблему обоснованности принятых ценностных критериев для конкретных ситуаций и разных социальных агентов. Кроме того, при сравнении различных культур нельзя сказать, что одна из них "лучше", чем другая, не встав на определённые ценностные позиции.
3.Технологический подход. Развивая деятельностный подход, данная теория подчёркивает функциональность культуры. Культура как особая совокупность средств и механизмов для решения проблем, с которыми сталкиваются её носители, технологична по своей природе. С точки зрения технологического подхода, важно не столько то, что делается, а скорее то, с какой целью делается. Культура предоставляет различным видам активности социальных агентов апробированные, типологизированные и институциализированные (т.е. нормированные и санкционированные) программы деятельности. Быть в культуре означает уметь оперировать её механизмами и продуцировать новые нормы поведения. Однако и этот подход не может претендовать на универсальность. Недостаточно проработанной остаётся проблема столкновения различных программ организации социальной активности. За рамками рассмотрения оказываются способы создания новых механизмов деятельности и методы их внедрения в культуру.
4.Семиотический (или символический) подход. Суть культуры понимается как организованность определённых символических форм. В основе культурного взаимодействия лежит понимание символов и умение с ними работать. Знаково-текстовое оформление культуры позволяет людям "схватывать" ценностные основания культуры, транслировать их через символические системы и структуры коммуникации и деятельности, формируя эти структуры через обмен символами между реальными социальными агентами. Данный подход обычно комбинируется с ценностным подходом, усиливая его исследовательский потенциал.
5.Цивилизационный подход. В самом широком контексте синонимом слова "культура" является "цивилизация". Ученые определяют цивилизацию как качественный этап в истории общества, характеризующийся определенным уровнем развития самого человека, технологической и экономической базы общества, социально-политических отношений и духовного мира. Культура составляет стержень цивилизации. Понятие цивилизации указывает на функциональность, технологичность, институциональность. Понятие культуры — не только на технологии, но и на ценности и смыслы, она связана с постановкой и реализацией человеческих целей. Цивилизация предполагает усвоенность образцов поведения, ценностей, норм и т. д., культура же — способ освоения достижений. Цивилизация есть реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, культура же — отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных и мировоззренческих критериев.
Как мы с вами уже выяснили, в социологии культура представляет собой систему ценностей, образцов, норм и т.д. Существуют различные взгляды и научные направления о том, какие социальные элементы включает в себя культура как целостная система. Одна из наиболее принятых на Западе точка зрения принадлежит американскому исследователю Уорду Гуденау( в некоторых источниках можно встретить как Уорд Гудинаф), которая сводится к тому, что культура включает в себя четыре взаимосвязанных элемента: понятия, отношения, ценности, правила. Понятия выражаются через язык, слова, поэтому их изучение и знание позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире. В каждом обществе одни и те же явления внешнего мира упорядочиваются и осмысливаются по-разному. Например, жители тропических островов различают гораздо больше оттенков различных цветов, чем европейцы. С другой стороны, в уэльском языке есть одно слово, обозначающее все цвета, которые в английском называются зеленым, синим и серым. Второй элемент – отношения между людьми и предметами, их взаимосвязи, конкретизирующие явления культуры в пространстве и времени. Они также зависят от уровня знаний и характера представлений данного общества. Третий элемент – ценности – представляют собой общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. При этом каждое общество само устанавливает, что для него есть ценности, а что нет. Наряду с ценностями конкретной культуры существуют общечеловеческие ценности. Четвертый элемент культуры – нормы и правила – регулируют поведение людей в соответствии с ценностями культуры.
Другая точка зрения в том, что основными элементами культуры являются ценности, нормы, язык. Ее придерживаются многие ученые. Кроме трех основных элементов Г. Е. Зборовский выделяет еще два: обычаи и деятельность. Рассмотрим характеристику каждого из них.
1. Первоосновой культуры является язык. Люди, осваивая окружающий мир, фиксируют его в определенных понятиях. И приходят к согласию, что определенному сочетанию звуков придается определенное значение. Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая система. Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Для осуществления коммуникации человек вырабатывает различные языки. Язык рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.
Лишь человек способен использовать
символы, с помощью которых он
общается, обменивается не только простыми
чувствами, но и сложными идеями, мыслями.
Используя символическую
Как речь отделяет людей от животных, так и письменность (письменная речь) проводит границу между примитивными культурами и цивилизацией. Человек до письменной культуры должен всегда держать в памяти наиболее ценные образцы культуры. Но человеческая память ограниченна. Поэтому и культура, зависящая от человеческой памяти и устной передачи ее образцов, обречена оставаться примитивной, предельно простой. Использование письменности позволило практически безгранично усложнять и развивать культуру, сохранять и передавать неограниченному числу людей детали технологий, традиций, ценностей, культурных норм, воспроизводить утерянные и разрушенные культурные ценности. Язык настолько сливается с культурой, что каждое новое добавление в общественное культурное наследие обязательно связано с изменениями в языке. В результате профессиональные, возрастные и другие группы людей могут иметь свой специфический язык, свою языковую субкультуру.
Не только культура изменяет язык, но и язык может активно помогать или, наоборот, сдерживать распространение культуры. В ходе общения понятные и усвоенные слова являются средством для передачи традиций, норм, ценностей. Но если люди общаются на разных языках, то передача культурных образцов становится невозможной. Иногда идею или концепцию бывает трудно перевести на другой язык в силу того, что в нем нет адекватных слов для их выражения. Вот, например, почему такой специфический элемент культуры, как поговорка, шутка, анекдот, основанные часто на игре слов, теряют свой смысл при переводе.
По мере развития языка в нем появляются слова-символы с единым уровнем абстракции. Например, в русском языке слово "снег". У многих народов нет такого абстрактного понятия, у них слово применяется обязательно с определенным глаголом "снег идет", "снег тает". В писательской среде бытует любопытный рассказ о преподавании учителя русского языка в чукотской школе, прочитав детям стихи А. Пушкина "У лукоморья", он должен был долго объяснять такие понятия, как дуб, кот, цепь, золото, потому что этих слов не было в языке небольшого народа. У одних народов только человек "кто", а все остальное "что". Если человек не знает чисел, то он, по-видимому, иначе воспринимает окружающий мир. По-разному оценивают мир грамотные и неграмотные люди, письменные и бесписьменные народы. Оказывается, у каждой социальной группы, как утверждает социолингвистика, свой язык. У каждого человека есть не только социальный, но и культурно-речевой статус. Культурно-речевой статус обозначает принадлежность к конкретному типу языковой культуры - высокому литературному языку, просторечию, диалекту. Две-три фразы, содержащие элементы просторечия, воровского жаргона или высокого литературного стиля, безошибочно свидетельствуют не только о культурно-речевом статусе говорящего, но и о его образе жизни, условиях воспитания, социальном происхождении.