Культура и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 13:10, контрольная работа

Описание работы

Понятие культуры в социологии.
Основные компоненты культуры: ценности, верование, обычаи, нормы, язык, техника. Проблема культурных универсалий.
Типы культуры. Субкультура, контркультура. Культурный релятивизм и этноцентризм.
Культурный релятивизм и универсализм.

Работа содержит 1 файл

Социология к.р.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

Деятельность, соответствующая  материальной культуре, - это служащее для создания вещественных объективаций материальное производство и связанное с ним обмен и потребление.

Деятельность, соответствующая  социальной культуре, это – служащее для создания объективаций поведения и коллективов действие, направленное на формирование общества и коллективов, и связанная с ней повседневная

практика.

В современном  обществе наряду с господствующей системой культуры, разделяемой большинством людей в обществе, существуют многочисленные субкультуры, выражающие интересы различных слоев и групп.

Для них характерны специфические средства жизнедеятельности, способы существования. Например, различные  этнические, половозрастные, криминальные и т.п. слои и группы создают и  используют только им присущие жаргоны, или языковые субкультуры. Можно говорить о существовании в обществе молодежной, мужской и женской, профессиональной, криминальной субкультур.

В ряде случаев  субкультура используется, чтобы  ограничить себя от других субкультур и культуры общества в целом, и противопоставить себя им. Примером может служить культура аутсайдеров, людей, ставящих себя вне общества (бомжи и др.).

 В этом  случае можно говорить уже  не о субкультуре, а о контркультуре. Этот термин был введен в 1960-е для обозначения субкультур битников и хиппи, которые открыто, противопоставляли культуру раскрепощенных чувств господствующей буржуазной культуре с ее ханжеством и ориентацией на материальный интерес. Сегодня много пишут о «культурной революции», которая раскрепостила личность и ее желания и привела к смене культурных норм (парадигм). В частности, много говорят о «постмодернистской культуре» современного информационного общества.

 Основная функция культуры – быть средством творческого создания артефактов.

 Посредством  артефактов, в том числе и с помощью знаков, культура, помимо своей главной функции, выполняет множество других социальных функций.

С ходом истории  растут контакты культур, растет их взаимодействие и взаимопроникновение. Всемирная  паутина интернета сплетает различные  культуры в одно целое. Интегративная функция культуры направлена не на стирание культурных различий, а на объединение людей как в рамках одной культуры, так и за ее пределами, на осознание единства всего человечества.

Дисфункции  культуры. Дисфункции культуры – это ее негативные воздействия на природу, общество и человека. Реальное функционирование культуры дает не только решение той или иной задачи, но и порождает множество побочных эффектов, которые не были предусмотрены, а нередко и не могли быть предусмотрены, творцами культуры. Эти эффекты могут иметь пагубные последствия.

Дисфункций культуры избежать нельзя, Ж.Ж.Руссо был не прав, считая, что процесс культуры должен быть приостановлен. Культурное развитие неодолимо и избежать его так же невозможно, как и избежать дисфункций культуры.

Молодежная  субкультура возникает из потребности молодых людей к самовыражению, самоутверждению в обществе и невозможности по той или иной причине их удовлетворения традиционным путем. Однако для того чтобы самоутвердиться нетрадиционным путем, молодому человеку сначала следует принять единообразие определенной разновидности молодежной субкультуры.

Культурный  релятивизм и универсализм.

 Сосуществование и смена различных культур (или цивилизаций) делает актуальным вопрос о том, ведет ли этот процесс к становлению и развитию единой мировой культуры или нет?

Согласно релятивистской точки зрения, на этот вопрос дается отрицательный ответ. Слишком оригинальны и неповторимы культуры различных народов. Они совершенно непроницаемы для других культур и линии их развития расходятся. Все культуры равноценны. Контакты между ними могут только разрушить их самобытность. Становление мировой цивилизации было бы нивелировкой и усреднением.

В противоположность  релятивизму культурный универсализм признает не только возможность, но и неизбежность становления мировой культуры. Например, русский философ В.Соловьев рассматривает историю человечества как процесс постепенного объединения различных национальных культур в единую общечеловеческую культуру.

С позициями  релятивизма и универсализма  тесно связаны такие социокультурные  принципы, как этноцентризм (национализм) и космополитизм.

 Этноцентристы  считают, что их социальная  группа обладает абсолютной ценностью  и негативно относятся к другим  группам и их культурам. Примером  этноцентризма может служить  отношение древних греков к  варварам. Одним из проявлений этноцентризма является «ксенофобия» – немотивированная ненависть к иностранцам. Если своя культура объявляется высшим и противопоставляется чужому как низшему, мы имеем дело с таким проявлением этноцентризма, как национализм (например, немецкий нацизм).

В отличие от национализма, космополитизм связан с желанием выйти за ее пределы  к более широким горизонтам, со стремлением объявить о своей  принадлежности к мировой культуре. Носители космополитических идей часто  заявляют о себе как о «гражданах мира», как людях, принадлежащих всему человечеству.

Взаимодействие  культур и социокультурная динамика:  
О. Шпенглер и П. Сорокин.

 Взаимодействие культур - это общение многих уникально-всеобщих личностей, доминантой которого является не познание, но взаимопонимание.

Взаимодействие  культур - особый вид непосредственных отношений и связей, которые складываются между по меньшей мере двумя культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений.

Диалог  культур - это потребность во взаимодействии, взаимопомощи, взаимообогащении.

Взаимодействие  является одной из важных движущих сил процесса развития национальных культур.

Проблемами  взаимодействия культур занимались древнегреческие философы - софисты, Сократ, Платон, Аристотель, философы эпохи эллинизма.

Межкультурные взаимодействия происходит по средствам двух видов взаимодействий:

1) культурно-прямое, когда культуры взаимодействуют друг с другом благодаря общению на уровне языка.

2) Косвенное, когда основные характеристики взаимодействия являются и его диалоговый характер, диалог при этом входит внутри культуры, в составе ее собственных структур.

Для обеих сторон диалог двух культур может быть плодотворным. Диалог культур выступает как объективная необходимость и условие развития культур. В диалоге культур предполагается взаимопонимание. А во взаимопонимании предполагается единство, сходство, тождество. То есть диалог культур возможен лишь на основе взаимопонимания, но вместе с тем - лишь на основе индивидуального в каждой культуре.

 А  общим, объединяющим все человеческие  культуры, является их социальность и динамика развития отношений (социокультурная динамика).

 Взаимообогащение национальных культур в плане восприятия других культур неодинаково. В одном случае это может быть поверхностное ознакомление с иной культурой и заканчиваться знанием только названием страны и ее месторасположением, и другое более глубокое познание, которое может быть безгранично (например изучение китайской культуры). Чем более развита национальная культура, тем более она способна к включению в сферу духовного общения ценности культуры различных наций и тем большие возможности она представляет для духовного обогащения личности.

Язык  содействует взаимному познанию наций, усвоению культурного наследия.

В каждой культуре имеется система защитных механизмов, способных предохранить ее от слишком  интенсивного инокультурного воздействия: таковы механизмы сохранения и воспроизводства  своего предшествующего опыта и  традиций, формирования у людей чувства культурной идентичности и др.  

Такие вопросы  как взаимодеиствие культур и  социокультурная динамика трудились  такие социологи, как О.Шпенглер и 

 О.Шпенглер написал книгу "Закат Европы" (1918-1922) , которая пользовалась огромной популярностью у широкой публики, однако ученый мир встретил ее, что называется, "в штыки": историки отвергали шпенглеровский метод и постоянно уличали его в искажении фактов.

Но до сих  пор главное произведение Шпенглера – «Закат Европы» вызывает неутихающие споры и глубокие размышления.

 История,  по Шпенглеру, есть калейдоскоп  «органических» культурно-исторических  типов, следующих по одной и  той же схеме развития и  гибели. По его мнению западная культура стремится к бесконечности, одинаково выраженной в готическом соборе, музыке Баха, радио и банковском кредите. Сталкиваясь с бюрократической цивилизацией, она неминуемо движется к своему закату.

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог 20 века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. В своих многочисленных трудах  он  рассматривал  историю человечества, как последовательную смену неких социокультурных  суперсистем,  объединенных периодически  меняющимся  единством  ценностей,   норм   и   значений.   Под

воздействием  «двойственной»  природы  человечества:  существа  мыслящего  и существа чувствующего, и формируется каждая культурная суперсистема.  Исходя из этого, он выделял три типа культуры: два противоположных друг другу типа:

  • идеациональный, если преобладает «истина веры». Идеациональная культура, по своей сути, религиозна. Она  основана  «на принципе  сверхчувственности  и  сверхразумности  Бога,   как   единственной реальности и ценности»;
  • чувственный  тип,  если преобладает «истина чувств»;
  • смешанный, промежуточный между  ними тип – идеалистический, где  «человеческими  умами  будет  руководить  истина разума».

 Сорокин подчеркивает, что в «чистом  виде»   в  конкретном  обществе идеациональная и чувственная суперсистемы культуры никогда  не  реализуются.

Культуры философ наполняет  фактическим  содержанием,  выделяя  основные составляющие – искусство, истину, мораль, право,  что  является  «основой  и фундаментом всякой культуры».     

Сорокин построил уникальную теорию «о переходном периоде в культуре». 
В свете своей теории он предполагает,  что пока  длится

переходный период культур, до воцарения нового  типа  общества  и культуры,  «война будет продолжать играть главную роль в человеческих  взаимоотношениях.  Если бы даже завтра было подписано соглашение  о  прекращении  военных  действий,

это представляло главным образом “антракт”, за  которым  последовал  бы  еще более ужасный и катастрофический Армагеддон».

Как считал Сорокин, западное общество  и его культура должны  будут пройти четыре основные фазы состояния, прежде чем родится  новая  культурная система  с  новым  сознанием  у  общества.

Первоначальная  фаза  –   упадок чувственной культуры, общества и человека – это кризис. Он предстанет  перед всеми  в  ужасающем  виде, когда «сила станет  правом»14,  когда «вместо хлеба будут давать народам бомбы,  вместо  свободы  –  нести  смерть,  вместо  закона  – насилие, вместо созидания – разрушение».  

 Следующая фаза – это катарсис. На этом пути «неминуемы  банкротство  и саморазрушение чувственной культуры и чувственного человека». С достижением состояния катарсиса кризис закончится.

Третья фаза харизма - «обществу, очищенному   огнем   пережитой   катастрофы   будет ниспослана новая благодать».

И завершающая фаза воскрешение и

«высвобождение новых творческих сил».

Таким  образом,  родится  новая  эра культуры Запада.

И сейчас не  трудно  показать,  что  у  профессора  Сорокина  был  дар предсказания будущих событий. Дело в том, что практически на  сто  процентов оправдались его прогнозы в отношении того, в каком направлении  пойдет  наше общество.  

Список литературы: 

1.Витаньи И. «Общество, культура, социология» ,

Москва, 1984г.

2.Сорокин П. А. «Социальная и культурная динамика»

Информация о работе Культура и общество