Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 13:10, контрольная работа
Понятие культуры в социологии.
Основные компоненты культуры: ценности, верование, обычаи, нормы, язык, техника. Проблема культурных универсалий.
Типы культуры. Субкультура, контркультура. Культурный релятивизм и этноцентризм.
Культурный релятивизм и универсализм.
Деятельность, соответствующая материальной культуре, - это служащее для создания вещественных объективаций материальное производство и связанное с ним обмен и потребление.
Деятельность, соответствующая социальной культуре, это – служащее для создания объективаций поведения и коллективов действие, направленное на формирование общества и коллективов, и связанная с ней повседневная
практика.
В современном обществе наряду с господствующей системой культуры, разделяемой большинством людей в обществе, существуют многочисленные субкультуры, выражающие интересы различных слоев и групп.
Для них характерны специфические средства жизнедеятельности, способы существования. Например, различные этнические, половозрастные, криминальные и т.п. слои и группы создают и используют только им присущие жаргоны, или языковые субкультуры. Можно говорить о существовании в обществе молодежной, мужской и женской, профессиональной, криминальной субкультур.
В ряде случаев субкультура используется, чтобы ограничить себя от других субкультур и культуры общества в целом, и противопоставить себя им. Примером может служить культура аутсайдеров, людей, ставящих себя вне общества (бомжи и др.).
В этом
случае можно говорить уже
не о субкультуре, а о контркул
Основная функция культуры – быть средством творческого создания артефактов.
Посредством артефактов, в том числе и с помощью знаков, культура, помимо своей главной функции, выполняет множество других социальных функций.
С ходом истории растут контакты культур, растет их взаимодействие и взаимопроникновение. Всемирная паутина интернета сплетает различные культуры в одно целое. Интегративная функция культуры направлена не на стирание культурных различий, а на объединение людей как в рамках одной культуры, так и за ее пределами, на осознание единства всего человечества.
Дисфункции культуры. Дисфункции культуры – это ее негативные воздействия на природу, общество и человека. Реальное функционирование культуры дает не только решение той или иной задачи, но и порождает множество побочных эффектов, которые не были предусмотрены, а нередко и не могли быть предусмотрены, творцами культуры. Эти эффекты могут иметь пагубные последствия.
Дисфункций культуры избежать нельзя, Ж.Ж.Руссо был не прав, считая, что процесс культуры должен быть приостановлен. Культурное развитие неодолимо и избежать его так же невозможно, как и избежать дисфункций культуры.
Молодежная субкультура возникает из потребности молодых людей к самовыражению, самоутверждению в обществе и невозможности по той или иной причине их удовлетворения традиционным путем. Однако для того чтобы самоутвердиться нетрадиционным путем, молодому человеку сначала следует принять единообразие определенной разновидности молодежной субкультуры.
Культурный релятивизм и универсализм.
Сосуществование и смена различных культур (или цивилизаций) делает актуальным вопрос о том, ведет ли этот процесс к становлению и развитию единой мировой культуры или нет?
Согласно релятивистской точки зрения, на этот вопрос дается отрицательный ответ. Слишком оригинальны и неповторимы культуры различных народов. Они совершенно непроницаемы для других культур и линии их развития расходятся. Все культуры равноценны. Контакты между ними могут только разрушить их самобытность. Становление мировой цивилизации было бы нивелировкой и усреднением.
В противоположность релятивизму культурный универсализм признает не только возможность, но и неизбежность становления мировой культуры. Например, русский философ В.Соловьев рассматривает историю человечества как процесс постепенного объединения различных национальных культур в единую общечеловеческую культуру.
С позициями
релятивизма и универсализма
тесно связаны такие
Этноцентристы
считают, что их социальная
группа обладает абсолютной
В отличие от национализма, космополитизм связан с желанием выйти за ее пределы к более широким горизонтам, со стремлением объявить о своей принадлежности к мировой культуре. Носители космополитических идей часто заявляют о себе как о «гражданах мира», как людях, принадлежащих всему человечеству.
Взаимодействие
культур и социокультурная
О. Шпенглер и П. Сорокин.
Взаимодействие культур - это общение многих уникально-всеобщих личностей, доминантой которого является не познание, но взаимопонимание.
Взаимодействие культур - особый вид непосредственных отношений и связей, которые складываются между по меньшей мере двумя культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений.
Диалог культур - это потребность во взаимодействии, взаимопомощи, взаимообогащении.
Взаимодействие является одной из важных движущих сил процесса развития национальных культур.
Проблемами взаимодействия культур занимались древнегреческие философы - софисты, Сократ, Платон, Аристотель, философы эпохи эллинизма.
Межкультурные взаимодействия происходит по средствам двух видов взаимодействий:
1) культурно-прямое, когда культуры взаимодействуют друг с другом благодаря общению на уровне языка.
2) Косвенное, когда основные характеристики взаимодействия являются и его диалоговый характер, диалог при этом входит внутри культуры, в составе ее собственных структур.
Для обеих сторон диалог двух культур может быть плодотворным. Диалог культур выступает как объективная необходимость и условие развития культур. В диалоге культур предполагается взаимопонимание. А во взаимопонимании предполагается единство, сходство, тождество. То есть диалог культур возможен лишь на основе взаимопонимания, но вместе с тем - лишь на основе индивидуального в каждой культуре.
А
общим, объединяющим все
Взаимообогащение национальных культур в плане восприятия других культур неодинаково. В одном случае это может быть поверхностное ознакомление с иной культурой и заканчиваться знанием только названием страны и ее месторасположением, и другое более глубокое познание, которое может быть безгранично (например изучение китайской культуры). Чем более развита национальная культура, тем более она способна к включению в сферу духовного общения ценности культуры различных наций и тем большие возможности она представляет для духовного обогащения личности.
Язык содействует взаимному познанию наций, усвоению культурного наследия.
В каждой культуре
имеется система защитных механизмов,
способных предохранить ее от слишком
интенсивного инокультурного воздействия:
таковы механизмы сохранения и воспроизводства
своего предшествующего опыта и
традиций, формирования у людей чувства
культурной идентичности и др.
Такие вопросы как взаимодеиствие культур и социокультурная динамика трудились такие социологи, как О.Шпенглер и
О.Шпенглер написал книгу "Закат Европы" (1918-1922) , которая пользовалась огромной популярностью у широкой публики, однако ученый мир встретил ее, что называется, "в штыки": историки отвергали шпенглеровский метод и постоянно уличали его в искажении фактов.
Но до сих пор главное произведение Шпенглера – «Закат Европы» вызывает неутихающие споры и глубокие размышления.
История,
по Шпенглеру, есть
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог 20 века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. В своих многочисленных трудах он рассматривал историю человечества, как последовательную смену неких социокультурных суперсистем, объединенных периодически меняющимся единством ценностей, норм и значений. Под
воздействием «двойственной» природы человечества: существа мыслящего и существа чувствующего, и формируется каждая культурная суперсистема. Исходя из этого, он выделял три типа культуры: два противоположных друг другу типа:
Сорокин подчеркивает, что в «чистом виде» в конкретном обществе идеациональная и чувственная суперсистемы культуры никогда не реализуются.
Культуры философ наполняет фактическим содержанием, выделяя основные составляющие – искусство, истину, мораль, право, что является «основой и фундаментом всякой культуры».
Сорокин построил
уникальную теорию «о переходном периоде
в культуре».
В свете своей теории он предполагает,
что пока длится
переходный период культур, до воцарения нового типа общества и культуры, «война будет продолжать играть главную роль в человеческих взаимоотношениях. Если бы даже завтра было подписано соглашение о прекращении военных действий,
это представляло главным образом “антракт”, за которым последовал бы еще более ужасный и катастрофический Армагеддон».
Как считал Сорокин, западное общество и его культура должны будут пройти четыре основные фазы состояния, прежде чем родится новая культурная система с новым сознанием у общества.
Первоначальная фаза – упадок чувственной культуры, общества и человека – это кризис. Он предстанет перед всеми в ужасающем виде, когда «сила станет правом»14, когда «вместо хлеба будут давать народам бомбы, вместо свободы – нести смерть, вместо закона – насилие, вместо созидания – разрушение».
Следующая фаза – это катарсис. На этом пути «неминуемы банкротство и саморазрушение чувственной культуры и чувственного человека». С достижением состояния катарсиса кризис закончится.
Третья фаза харизма - «обществу, очищенному огнем пережитой катастрофы будет ниспослана новая благодать».
И завершающая фаза воскрешение и
«высвобождение новых творческих сил».
Таким образом, родится новая эра культуры Запада.
И сейчас не
трудно показать, что у профессора
Сорокина был дар предсказания
будущих событий. Дело в том, что практически
на сто процентов оправдались его
прогнозы в отношении того, в каком направлении
пойдет наше общество.
Список литературы:
1.Витаньи И. «Общество, культура, социология» ,
Москва, 1984г.
2.Сорокин П. А. «Социальная и культурная динамика»