Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 13:10, контрольная работа
Понятие культуры в социологии.
Основные компоненты культуры: ценности, верование, обычаи, нормы, язык, техника. Проблема культурных универсалий.
Типы культуры. Субкультура, контркультура. Культурный релятивизм и этноцентризм.
Культурный релятивизм и универсализм.
Понятие культуры в социологии.
Культура (cultura) в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание;
Культура это явление созданное человеком и каждая из форм человеческой деятельности относится к культуре. Именно поэтому
культуру часто определяют как «вторую природу».
Культура - прежде всего явление социальное, равно как и включающее в себя социальные компоненты, поэтому она рассматривается в социологии как сложное, динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях.
В социологии под культурой понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения.
Социология (от латин. Societas — общество и греч.— Logos — наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль, культура и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом.
В 19 в. шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, культурную и экономическую независимость гражданина, вместо привычного феодально-абсолютистского устройства общества. Расширение пределов свобод и прав человека и существенное увеличение возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию социальной общности людей и культуре поведения в обществе, а так же приобретению прав и свобод.
Так, как культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни, то социология изучает и ее. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет регулирующую функцию в поведение человека, духовной сфере, а также в сфере создания материальных ценностей.
основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи, а так же рассматриваются факторы, влияющие на динамику культуры в целом.
Понятие культуры восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего Рима и в самом начале своего зарождения ассоциировалась с культурой чего-то: культура души, культура
разума, культ богов и культ предков. Такие сочетания существовали в течение многих столетий, пока в латинских странах не стал входить в употребление термин «цивилизация»,а не много позже и «социология».
Культуру
можно так же охарактеризовать, как
акт преодоления природы, выхода за границы
инстинкта.
Основные компоненты культуры: ценности, верование, обычаи, нормы, язык, техника. Проблема культурных универсалий.
Культура охватывает совокупность социального наследия в
области техники, науки, искусства и политических учреждений.
Духовный, сокровенный, тайный аспект понятий культуры развертывается и таким образом: мистика, магия, мистерия.
В эпоху средневековья слово «культ» употреблялось чаще, чем «культура». Оно выражало способность человека раскрыть собственный творческий потенциал в любви к богу.
В эпоху Возрождения воскрешается античное представление о культуре. Оно выражает, прежде всего, активное творческое начало в человеке.
В современном значении слово «культура» стало употребляться XVII в.
В соответствии с этим определением, можно сказать, что культурными феноменами являются не только наука, философия, религия, искусство, техника и все материальные достояния развитой цивилизации, но и след от ноги, оставленный на песке
дикарем и обнаруженный Робинзоном Крузо, куча мусора и сломанные деревья, оставшиеся в девственном лесу после научной экспедиции, кости, очистки и зола, найденные археологами при раскопках на месте стоянки первобытного племени, - все эти и миллионы других творений человека и следов его вмешательства являются частью культуры.
Основные
компоненты культуры: ценности, нормы,
обычаи.
Культура раскрывает свое содержание
через систему норм, ценностей,
значений, идей и знаний, получающих
выражение в системе морали и права, религии,
в художественной сфере и науке. Зарождение
или принятие религии, формирование государства,
социальные смуты, нашествия и войны, политические
реформы, освободительные течения, технологические
перевороты и научные открытия — во всем
этом проявляются и культурные закономерности,
формирующие данное общество и международные
отношения.
Обычаи
Самые простые типы поведения складываются, прежде всего, на основе целостных, привычных образцов. Термин «обычай» может отождествляться с терминами «традиция», «обряд», «ритуал», «нравы». Однако традиция относится все же к более широкому кругу явлений и применяется к более дифференцированным формам регуляции деятельности, хотя и получает при этом семантическую перегрузку. Обряд и ритуал — более формализованные варианты привычного поведения, принятые в определенных частях совокупной структуры культурной регуляции.
В основном совпадает
по значению с обычаями термин «нравы»
как сложившаяся форма
К обычаям можно отнести и традиционные трудовые приемы, формы поведения, жизненного уклада, воспитания. В повседневной жизни действуют привычные правила гигиены, сложившиеся варианты общежития. Обычаем регулируются часы, и условия приема пищи, сна. Выбор пищи диктуется отнюдь не только потребностями организма. В России, например, не принято есть змей, собак, лягушек, кошек. Индусы не едят говядины, а мусульмане свинины
Обычаи играют немалую роль в воспитании, способствуя приобщению к культуре ребенка или же взрослого человека в инокультурной среде.
Нормы
В отличие от обычая норма охватывает не весь отрезок деятельности, а какой-то ее принцип, параметр, что составляет определенную меру вариативности поведения. Любое общество или отдельная социальная ячейка и группа должны упорядочивать отношения в своей среде, ослаблять тенденции, ведущие к разладу и произволу, устранять влияние стихийных настроений.
Функция нормы состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения. Норма формирует ожидаемое поведение, понятное окружающим людям.
Нарушение норм — в широком плане предмет нравственных отклонений, аномалии, противоправное отклоняющееся поведение или сфера преступных действий. Культурные нормы регламентируют все, с чем связана человеческая жизнь – еду, одежду, отношения между мужчиной и женщиной, развлечения и труд. Уровень овладения культурой определяется тем, насколько хорошо мы усвоили содержащуюся в разнообразных регулятивных знаках информацию и придерживаемся программ поведения, предписанных культурой.
Ценности
На более продвинутом уровне культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей. В отличие от норм, которым следуют, ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, которые имеют более высокое существование. Ценности помогают обществу и человеку определить хорошее и плохое, идеальное или нет состояние, истину и заблуждение, красоту и безобразие, справедливое и несправедливое, допустимое и запретное, существенное и несущественное и т. д.
Одно и то же, казалось бы, явление может приобретать различное значение в зависимости от типа общества или социальной среды. В неразвитом традиционно обществе красота может не иметь ценности, так как слишком ненадежны условия выживания отдельного индивида, семьи или коллектива.
В более развитом обществе красота может стать как предметом бескорыстного созерцания или идеализированной любви, так и предметом расчетливой коммерции, стимулом для расширенного потребления и т. д.
Различные социальные
страты вырабатывают специфические
наборы ценностей, вступающие в сложное
взаимодействие друг с другом и теми
ценностями, которые утверждаются как
общее достояние в
Но в рамках собственно духовной системы преданность ценностной ориентации может вступать в противоречие со сложившимися «устоями».
В условиях резких сдвигов (революций) в обществе могут возникать тенденции к быстрому и радикальному ниспровержению прежде высоко почитавшихся ценностей в пользу новых, подчас прямо противоположных. Однако в устойчивых культурах вырабатываются свои способы и механизмы преодоления противостояния разных ценностных мотиваций без их взаимного разрушительного столкновения.
функции культуры
Культура представляет
собой сложноорганизованную систему,
элементы которой не просто множественны,
но тесно переплетены и
Сравнительно недавно в оборот вошло и еще одно значение понятия "профессиональная культура", рассматриваемое в паре с понятием "общая культура личности". Общая культура включает в себя те этические, общеобразовательные, религиозные и прочие знания, которыми должен обладать и руководствоваться в своей деятельности каждый член общества, невзирая на его профессиональную принадлежность.
Наконец, культуру можно структурировать по ее видам.
Hо противопоставление
материальной и духовной
Язык
Язык играет немаловажную роль не только во взаимодействии различных народов, но и в культуре.
При помощи языка
у людей формируется чувство принадлежности
к культурной общности, к которой они принадлежат.
Сохранение культурного наследства, национальных
традиций, исторической памяти создает
связь между поколениями. Единство культуры
– важное условие крепости государства.
Высока объединяющая роль технологий,
науки и искусства.
Типы
культуры. Субкультура, контркультура.
Культурный релятивизм и этноцентризм.
Типы культуры.
Культура – это весьма сложная, многоуровневая система, поэтому ее принято разделять по ее носителю.
Выделяют мировую и национальную культуры.
Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных
народов.
Национальная культура - синтез культур различных классов,
социальных слоев и групп соответствующего общества.
Деление культуры можно провести и по роду объективации. Так мы можем различать: материальную культуру, социальную культуру, то есть культуру коллективного общения, духовную культуру.