Культура и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 13:10, контрольная работа

Описание работы

Понятие культуры в социологии.
Основные компоненты культуры: ценности, верование, обычаи, нормы, язык, техника. Проблема культурных универсалий.
Типы культуры. Субкультура, контркультура. Культурный релятивизм и этноцентризм.
Культурный релятивизм и универсализм.

Работа содержит 1 файл

Социология к.р.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

                Тема 6. Культура и общество

                   Понятие культуры в социологии.

Культура (cultura) в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание;

Культура это  явление созданное человеком и каждая из форм человеческой деятельности относится к культуре. Именно поэтому

культуру часто определяют как «вторую природу».

Культура - прежде всего явление социальное, равно как и  включающее в себя социальные компоненты, поэтому                       она рассматривается в социологии как сложное, динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях.

В социологии под  культурой понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения.

Социология (от латин. Societas — общество и греч.— Logos — наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль, культура и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом.

В 19 в. шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, культурную и экономическую независимость гражданина, вместо привычного феодально-абсолютистского устройства общества. Расширение пределов свобод и прав человека и существенное увеличение возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию социальной общности людей и культуре поведения в обществе, а так же  приобретению прав и свобод.

Так, как культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни, то социология изучает и ее. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет регулирующую функцию в поведение человека, духовной сфере, а также в сфере создания материальных ценностей.

основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи, а так же рассматриваются факторы, влияющие на динамику культуры в целом.

Понятие культуры восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего Рима и в самом начале своего зарождения ассоциировалась с культурой чего-то: культура души, культура

разума, культ богов и культ предков. Такие сочетания существовали в  течение многих столетий, пока в латинских странах не стал входить в употребление термин «цивилизация»,а не много позже и «социология».

Культуру  можно так же охарактеризовать, как акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта.  

    Основные  компоненты культуры: ценности, верование, обычаи, нормы, язык, техника. Проблема культурных универсалий.

Культура охватывает совокупность социального наследия в

области техники, науки, искусства и политических учреждений.

Духовный, сокровенный, тайный аспект понятий культуры развертывается и таким образом: мистика, магия, мистерия.

 В эпоху средневековья слово «культ» употреблялось чаще, чем «культура». Оно выражало способность человека раскрыть собственный творческий потенциал в любви к богу.

 В эпоху  Возрождения воскрешается античное представление о культуре. Оно выражает, прежде всего, активное творческое начало в человеке.

В современном значении слово «культура» стало употребляться XVII в.

В соответствии с этим определением, можно сказать, что культурными феноменами являются не только наука, философия, религия, искусство, техника и все материальные достояния развитой цивилизации, но и след от ноги, оставленный на песке

дикарем и обнаруженный Робинзоном Крузо, куча мусора и сломанные  деревья, оставшиеся в девственном лесу после научной экспедиции, кости, очистки и зола, найденные археологами при раскопках на месте стоянки первобытного племени, - все эти и миллионы других творений человека и следов его вмешательства являются частью культуры.

Основные  компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи. 
Культура раскрывает свое содержание через систему норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке. Зарождение или принятие религии, формирование государства, социальные смуты, нашествия и войны, политические реформы, освободительные течения, технологические перевороты и научные открытия — во всем этом проявляются и культурные закономерности, формирующие данное общество и международные отношения.

Обычаи 

Самые простые  типы поведения складываются, прежде всего, на основе целостных, привычных образцов. Термин «обычай» может отождествляться с терминами «традиция», «обряд», «ритуал», «нравы». Однако традиция относится все же к более широкому кругу явлений и применяется к более дифференцированным формам регуляции деятельности, хотя и получает при этом семантическую перегрузку. Обряд и ритуал — более формализованные варианты привычного поведения, принятые в определенных частях совокупной структуры культурной регуляции.

В основном совпадает  по значению с обычаями термин «нравы»  как сложившаяся форма регуляции  массового поведения. Социально- признанные образцы складываются в обычаи, по которым накопленный опыт передается из поколения в поколение и от индивида к индивиду.

 К обычаям  можно отнести и традиционные  трудовые приемы, формы поведения,  жизненного уклада, воспитания. В  повседневной жизни действуют привычные правила гигиены, сложившиеся варианты общежития. Обычаем регулируются часы, и условия приема пищи, сна. Выбор пищи диктуется отнюдь не только потребностями организма. В России, например, не принято есть змей, собак, лягушек, кошек. Индусы не едят говядины, а мусульмане свинины

Обычаи играют немалую роль в воспитании, способствуя  приобщению к культуре ребенка или  же взрослого человека в инокультурной  среде.

 Нормы

В отличие от обычая норма охватывает не весь отрезок  деятельности, а какой-то ее принцип, параметр, что составляет определенную меру вариативности поведения. Любое общество или отдельная социальная ячейка и группа должны упорядочивать отношения в своей среде, ослаблять тенденции, ведущие к разладу и произволу, устранять влияние стихийных настроений.

Функция нормы  состоит в том, чтобы исключить  влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, психологических  состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения. Норма формирует ожидаемое поведение, понятное окружающим людям.

Нарушение норм — в широком плане предмет  нравственных отклонений, аномалии, противоправное отклоняющееся поведение или  сфера преступных действий. Культурные нормы регламентируют все, с чем связана человеческая жизнь – еду, одежду, отношения между мужчиной и женщиной, развлечения и труд. Уровень овладения культурой определяется тем, насколько хорошо мы усвоили содержащуюся в разнообразных регулятивных знаках информацию и придерживаемся программ поведения, предписанных культурой.

Ценности

На более продвинутом  уровне культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через  систему ценностей. В отличие  от норм, которым следуют, ценности подразумевают выбор того или  иного объекта, состояния, потребности, цели, которые имеют более высокое существование. Ценности помогают обществу и человеку определить хорошее и плохое, идеальное или нет состояние, истину и заблуждение, красоту и безобразие, справедливое и несправедливое, допустимое и запретное, существенное и несущественное и т. д.

Одно и то же, казалось бы, явление может приобретать  различное значение в зависимости  от типа общества или социальной среды. В неразвитом традиционно обществе красота может не иметь ценности, так как слишком ненадежны условия выживания отдельного индивида, семьи или коллектива.

В более развитом обществе красота может стать  как предметом бескорыстного  созерцания или идеализированной любви, так и предметом расчетливой  коммерции, стимулом для расширенного потребления и т. д.

Различные социальные страты вырабатывают специфические  наборы ценностей, вступающие в сложное  взаимодействие друг с другом и теми ценностями, которые утверждаются как  общее достояние в национальных, цивилизационных или интернациональных  рамках.

Но в рамках собственно духовной системы преданность  ценностной ориентации может вступать в противоречие со сложившимися «устоями».

В условиях резких сдвигов (революций) в обществе могут  возникать тенденции к быстрому и радикальному ниспровержению прежде высоко почитавшихся ценностей в пользу новых, подчас прямо противоположных. Однако в устойчивых культурах вырабатываются свои способы и механизмы преодоления противостояния разных ценностных мотиваций без их взаимного разрушительного столкновения.

функции культуры

Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Как любая система, она может  быть структурирована по различным  основаниям.

  • По носителю культура делится на культуру общечеловеческую (или мировую); национальную; культуру социальной группы (классовую, сословную, профессиональную, молодежную и т.д.)
  • По источникам формирования следует разделить культуру народную и профессиональную. Народная культура ярче всего представлена фольклором, хотя и далеко не исчерпывается им. Профессиональная культура создается людьми, профессионально занятыми данной сферой деятельности и, как правило, прошедшими специальную подготовку к ней.

Сравнительно  недавно в оборот вошло и еще  одно значение понятия "профессиональная культура", рассматриваемое в паре с понятием "общая культура личности". Общая культура включает в себя те этические, общеобразовательные, религиозные и прочие знания, которыми должен обладать и руководствоваться в своей деятельности каждый член общества, невзирая на его профессиональную принадлежность.

      Наконец, культуру можно структурировать по ее видам.

    • Материальная. К ней традиционно относят культуру материального производства; материальную культуру быта, под которой понимается культура среды обитания и культура отношения к вещам; а также культуру отношения человека к собственному телу - культуру физическую.
    • Духовная. К духовной культуре причисляют культуру интеллектуальную, нравственную, правовую, художественную и религиозную.

    Hо противопоставление  материальной и духовной культуры  весьма условно, ибо, так называемая  материальная культура только  потому есть культура, что она  в то же время духовна.

    Язык

    Язык играет немаловажную роль не только во взаимодействии различных народов, но и в культуре.

    При помощи языка  у людей формируется чувство принадлежности к культурной общности, к которой они принадлежат. Сохранение культурного наследства, национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. Единство культуры – важное условие крепости государства. Высока объединяющая роль технологий, науки и искусства.  
     

Типы  культуры. Субкультура, контркультура. Культурный релятивизм и этноцентризм. 

Типы  культуры.

Культура –  это весьма сложная, многоуровневая система, поэтому ее принято разделять по ее носителю.

Выделяют мировую  и национальную культуры.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных

народов.

Национальная  культура  - синтез культур различных классов,

социальных слоев и групп соответствующего общества.

Деление культуры можно провести и по роду объективации. Так мы можем различать: материальную культуру, социальную культуру, то есть культуру коллективного общения, духовную культуру.

Информация о работе Культура и общество