Краткая история социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:33, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучить в исторической перспективе этапы развития социальной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть понятие социальной работы как общественного явления;
Изучить предпосылки и особенности развития на Беларуси филантропии, меценатства и системы детского призрения;
Проанализировать современное состояние социальной работы в Беларуси.

Работа содержит 1 файл

Краткая история социальной работы.docx

— 39.44 Кб (Скачать)

Краткая история  социальной работы

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социальная работа – одно из древнейших и гуманнейших видов  человеческой деятельности, функция  которой состоит в выработке  и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности – социальной сфере  и специфической социальной деятельности.

Социальная работа может  быть рассмотрена как разновидность  человеческой деятельности, цель которой  – оптимизировать осуществление  объективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и длительного существования  личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.

Профессия социального работника  известна всему цивилизованному  миру. Современный специалист социальной работы – это профессионал, глубоко  разбирающийся в вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях  граждан, точно улавливающий нравственно-психологические  проблемы жизнедеятельности людей  и способный грамотно оказать  им соответствующую ситуации помощь. Его профессиональная деятельность, будучи связанной с регуляцией человеческих отношений, призвана органично реализовывать  целый ряд взаимосвязанных специфических  и достаточно сложных функций, а  именно: нравственно- гуманистическую, организационно-управленческую, информационно- коммуникативную (в том числе рекламно-пропагандистскую), аналитико- прогностическую, организационно-методическую, регуляционно- профилактическую, социоинтегративную и др.

Как специалист в области  социальных отношений, социальный работник должен знать теоретические и  методологические основы социального  управления, специфику организации  социальной работы с различными категориями  населения, ее историю, отечественные  традиции и мировой опыт организации  социальной защиты населения. Кроме  теоретических знаний, социальная работа требует и глубокой психологической  подготовки, выражающейся в наличии  навыков в области социально-психологического и ситуационного анализа, социально-организационной  диагностики условия жизнедеятельности  различных групп населения, проведения социологических исследований, прогнозирования  и выявления тенденций развития социальных процессов, оптимального выбора инструментария, регулирующего их протекание. Важными критериями профессионализма социального работника являются организаторские способности, высокая общая и правовая культура, психолого-педагогический такт.

Современное понимание основ  социального развития исходит из того, что социальная политика государства  должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека. В  связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Одним из значимых и актуальных вопросов является изучение истории  социальной науки. Как известно, достичь  максимально успешных результатов  в любой сфере деятельности можно  лишь при условии знания ее закономерностей  и этапов развития. Следовательно, важно  обратиться к историческим аспектам социальной работы.

Цель данной работы –  изучить в исторической перспективе  этапы развития социальной работы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Рассмотреть понятие социальной работы как общественного явления;
  2. Изучить предпосылки и особенности развития на Беларуси филантропии, меценатства и системы детского призрения;
  3. Проанализировать современное состояние социальной работы в Беларуси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальная работа как общественное явление

 

Социальная работа – это  профессиональная деятельность по организации  помощи и взаимопомощи людям и  группам, попавшим в трудные жизненные  ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем  виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического  знания, профессию, учебную дисциплину.

Отличительной чертой социальной работы как теории является то, что  она получила свое собственное развитие после признания социальной работы как профессии. Новая теория создавалась  как результат настоятельной  потребности общества в научно-теоретических  исследованиях в области социального  развития и взаимоотношений между  личностью и обществом на новом  социально-политическом и экономическом  этапе развития общества, а также  потребности в научно-практических и методологических рекомендациях  по оказанию социальных услуг людям, оказавшимся в сложных жизненных  ситуациях.

Социальная работа находится  на стыке традиционных направлений  социальных наук: философии, психологии, социологии, медицины, политологии, экономики, антропологии, этики и др. В число  ее проблем входят специфические  исследования, связанные с соотношением социальной работы и социальной политики, с социальными процессами, а также  с ответственностью общества за адекватное развитие личности. Таким образом, тематика исследований в области социальной работы достаточно широка и определяется рамками сложной системы: «социальная  среда — человек».

Методология социальной работы подразумевает изучение предмета, объекта, в котором помимо клиента присутствует и сам социальный работник, а также  социального контекста, в рамках которого происходит взаимодействие социального  работника и клиента, структуры  социальной работы, и принципов функционирования отрасли. Большое внимание в социальной работе уделяется изучению и разработке технологий, т. е. способов и методов  конкретной практической социальной работы с различными группами и типами клиентов, нуждающихся в социальных услугах. Особое место занимает разработка превентивных и коррекционных технологий, направленных на предотвращение или исправление  социальных болезней и девиаций.

В социальной работе, по мнению многих зарубежных авторов, научно-исследовательская  деятельность и практическая деятельность развиваются в основном независимо друг от друга. Однако большинство исследователей считают, что на учреждение социальной работы как социального института первостепенное влияние оказали мировоззренческие факторы, попытки научного осмысления социальной действительности и социальных противоречий. Основным генерирующим началом явилось, теоретическое знание, которое и легло в основу социальной практики и социальной науки.

Другое направление утверждает первоосновой социальную практику и  социальное действие и соответственно вторичность научного знания. По мнению ряда ученых, в противном случае теория будет отдаляться от практики и даже мешать практикующим социальным работникам оказывать эффективную помощь нуждающимся.

Если исходить из того, что  первопричина социальной дисгармонии  общество, его устройство, то социальная работа должна быть ориентирована прежде всего на реформирование или радикальное изменение этого общества.

В социальной работе не существует единой теории, а наука представлена разнообразными общественными, социальными  научными школами, в рамках которых  и разворачиваются основные исследовательские  традиции, предлагающие обществу и  практической социальной работе различные  научные и научно-практические парадигмы.

Несмотря на многообразие теоретических построений для практической социальной работы, ее сущностно-функциональная характеристика может быть выражена в деятельности, направленной на изменение, которое в конечном счете ориентировано на содействие в гармонизации отношений между отдельными индивидами, индивидом и группой, индивидом и социумом, общественных отношений в целом, обеспечение социального благосостояния его граждан, формирование чувства личной ответственности за коллективное благосостояние, со стратегической перспективой на устойчивость развития конкретной социальной системы.

Все вышесказанное характеризует  социальную работу как полипарадигмальную теорию и практику. В современной социальной работе существует множество моделей практики, основанных на тех или иных теоретических взглядах.

Таким образом, социальная работа как наука представляет собой  достаточно многовекторное понятие, суть которого заключается, прежде всего, во взаимопомощи и работе с людьми. Это широкое общественное явление требует пристального внимания к себе для достижения главных целей социальной работы.

 

  1. Предпосылки и особенности развития на Беларуси филантропии, меценатства и системы детского призрения

 

В своем историческом развитии социальная забота о нуждающихся приобретала различные формы –  от милостыни до организованной государственной системы социальной защиты, сочетавшейся с различными видами общественной и частной благотворительности, меценатства.

Возникновение и развитие филантропии и меценатства на территории Беларуси было связано с  расслоением общества на классы, когда  появилась возможность безвозмездно отчуждать часть доходов богатых  в пользу бедных. Особенности данного  процесса на Беларуси: а) складывалась парадоксальная ситуация: несмотря на наличие ряда бюрократических препятствий  со стороны центральных и местных  органов государственного управления частная благотворительность на Беларуси продолжала успешно развиваться. Основными причинами данного  явления стали, во-первых, активное участие представителей прогрессивной  российской общественности в делах  благотворения на Беларуси, многие из которых имели белорусские  корни, во-вторых, повышение роли и  значения Русской Православной Церкви; б) большое количество еврейских  фамилий среди филантропов и  меценатов. Данный феномен объясняется  тем, что белорусские губернии длительное время входили в черту еврейской  оседлости.

Частная благотворительность  на Беларуси развивалась по разнообразным  направлениям. Благотворители организовывали и финансировали различные общества и заведения, осуществляли социальный патронаж. В деле развития помощи на Беларуси большое значение имели  общества врачей. Например, в декабре 1879 г. по инициативе доктора медицины С. К. Свентцицкого общество минских врачей на свои средства открыло бесплатную лечебницу для бедных больных. Лекарства выдавались бесплатно. В начале XX века усиливается внимание благотворителей к строительству и содержанию больниц.

На Беларуси во второй половине XIX века возникла проблема профессиональной подготовки детей и подростков. Так, одним из первых откликнулся князь  Доминик Радзивилл: на его средства были построены два ремесленных училища. В 1914 г. на Беларуси было 55 частных учебных заведений против 33 государственных. Да и государственные учебные заведения вместе с пансионами при них могли функционировать, только основываясь на поддержке частных лиц, обществ и учреждений. 

городах открывались частные школы рисования, среди которых была широко известна школа Ю.М. Пэна в Витебске. Широко распространены в досоветской Беларуси и различные общественные музыкальные объединения. В Гомельской губернии, например, была хорошо известна деятельность Музыкально-драматического общества (1908–1914). К белорусским меценатам можно отнести Игната Буйницкого, который создал из крестьян ансамбль песни и пляски, получивший широкую известность в Европе. Для увечных и неизлечимо больных, находившихся под патронатом Виленского отделения Человеколюбивого общества, князь Доминик Радзивилл подарил дом в городе, а супруга бывшего генерал-губернатора Вильно Е.В. Потапова основала крупнейшее на Беларуси благотворительное общество «Доброхотная копейка». Минский градоначальник граф К.Э. Чапский создал первое на Беларуси Общество покровительства спорту, а вслед за ним и Общество защиты женщин. В Минске по инициативе и благодаря материальной поддержке графа Чапского была открыта больница для венерических больных (1898), а несколько ранее – бесплатная амбулатория для бедных и родильный приют (1895).

В начале XX века частная благотворительность  на первое место ставит не просто оказание материальной помощи нуждающимся, а  создание условий, позволяющих вырастить  физически и нравственно здоровых юношей и девушек. В деле благотворительной  помощи сельскому населению бесспорное лидерство в Российской империи  принадлежало Могилевской губернии.

Частная благотворительная  деятельность на Беларуси в годы Первой мировой войны, вызвавшей поначалу небывалый взрыв патриотизма. В  Минске, Гомеле, Витебске, во многих других больших и малых городах развертывается широкая сеть благотворительных  учреждений. В Минске, например, на средства белорусских филантропов были построены  лазарет императрицы Марии, собственный  госпиталь императрицы Марии, Серафимовский  лазарет. Государство стремилось всячески поддерживать развитие благотворительности, которой был придан статус национально  значимого деяния.

Таким образом, благотворительная  помощь нуждающимся по-прежнему осуществлялась, в основном, за счет личных средств представителей богатых и знатных белорусских магнатских родов Радзивиллов, Паскевичей, Хрептовичей, Сапег и др. Однако все большее значение приобретала филантропическая деятельность богатых промышленников и капиталистов, в частности, из числа еврейской предпринимательской верхушки. Заметно повысилась активность в благотворении всего населения, представителей всех сословий (от богатых крестьян до великосветских деятелей), людей среднего достатка, которые вносили в общую копилку столько, сколько это было им по силам. Частные пожертвования составляли от 50 до 100% доходной части бюджета различных благотворительных заведений и обществ.

Информация о работе Краткая история социальной работы