Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 09:48, дипломная работа
Целью работы является анализ экономических и социальных характеристик Красноярского края в системе региональных рейтингов.
В ходе работы необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить особенности метода рейтинговых оценок
Описать принципы и методологические проблемы построения рейтингов
Проанализировать значение рейтинга в практике управления регионами
Определить экономические и социальные характеристики региона
Введение ..................................................................................................................3
Глава 1 Теоретические основы рейтингового оценивания ……………………9
1.1 Рейтинг как универсальная форма оценки ....................................................9
1.2 Методология и методические проблемы построения рейтинга .................12
1.3 Актуальность рейтинга в практике управления регионами .........................20
Глава 2 Рейтинги регионов России …………………………………………….23
2.1 Экономические и социальные характеристики регионов ............................23
2.2 Классификация региональных рейтингов и методология их построения... 27
2.3 Международные рейтинги в оценке регионального развития....................48
Глава 3 Красноярский край в системе международных и региональных рейтингов …………………………………………………………………………55
3.1 Красноярский край в системе рейтингов экономического развития .........55
3.2 Красноярский край в региональных рейтингах социального развития.... 61
3.3 Сравнительный анализ экономических и социальных показателей развития Красноярского края в региональных рейтингах ...........................................65
Глава 4 Анализ динамики экономической и социальной ситуации в Красноярском крае (по материалам рейтингов, экспертных и массовых опросов) ………………………………………………………………………….67
4.1 Динамика социального самочувствия населения Красноярского края .....67
4.2 Уровень социально-экономического развития Красноярского края в оценках экспертов и населения региона ............................................................71
4.3 Сравнительный анализ рейтинговых, экспертных и массовых оценок экономической и социальной ситуации в Красноярском крае ........................74
Заключение ............................................................................................................77
Список использованных источников ..................................................................80
Приложение А-П ..................................................................................................86
Более надежные результаты достигаются при комбинировании перечисленных методов. Необходимое при таком подходе согласование результатов можно осуществлять способом среднеарифметической величины, математическим способом взвешивания и субъективного взвешивания результатов оценки [10].
Как мы можем видеть, построение рейтинга – достаточно сложный и трудоемкий процесс, при этом такой способ оценки дает составителю значительную долю свободы – самостоятельный выбор метода, показателей, этапов. Данное обстоятельство, с одной стороны, позволяет находить оптимальные решения для оценки определенного объекта. Но, с другой стороны, ответственность за результаты полностью ложится на составителей, в такой ситуации для людей, желающих получать достоверную информацию по результатам рейтингов, становится необходимым проявлять интерес к построению оценки и замечать неточности и ошибки, которые составитель рейтинга допустил. Поэтому, мы считаем, необходимым рассмотреть некоторые методические проблемы построения рейтинга, знание о которых позволит нам определять степень достоверности представленных в рейтинге результатов.
Рейтинговая оценка, как правило, является интегральной – состоит из определенной совокупности различных показателей. Здесь возникает проблема определения значимости или веса компонентов рейтинга. Стараясь максимально полно отразить все компоненты, составители получают эффект «средней температуры по больнице» − чем больше показателей, тем сложнее объяснить полученный результат. Для многих регионов России этот эффект почти запрограммирован из-за сочетания индикаторов с противоположными значениями (минимальными и максимальными), а также проблем достоверности измерений большинства индикаторов [49].
Следующая проблема построения рейтинга, как интегральной оценки, заключается в необходимости привести компоненты к некоторому сопоставимому виду. Эффективным решением данной проблемы является метод линейного масштабирования. Суть метода состоит в том, чтобы отобразить значения каждого показателя в интервале от 0 до 1, сохраняя все пропорции между отдельными значениями. Таким образом, сохраняются все структурные характеристики исходного показателя. Например, распределение переменной «миграционный прирост», измеренное в «количестве человек на 10 000 человек населения» при масштабировании в безразмерную величину (от 0 до 1) полностью сохраняет свое распределение.
Еще одно правило, на которое в рейтинге необходимо обратить внимание, − это отсутствие сильных корреляционных связей между компонентами рейтинга. То есть, составляющие интегральной оценки должны быть независимыми переменными по отношению друг к другу. Наличие сильных корреляций между индикаторами фактически равносильно тому, что один и тот же индикатор будет использован как минимум дважды и каждый раз с разным весом. Для преодоления этого препятствия исходные показатели при составлении рейтинга предварительно нужно раскорелировать [50].
Анализ содержания рейтинговой оценки и основных этапов и методов её построения позволяет сформулировать необходимые требования к процедуре составления рейтинга [11]. Достоверная рейтинговая оценка, на наш взгляд, должна быть:
Опираясь на перечисленные требования, мы во второй главе проанализируем методики ряда социально-экономических рейтингов регионов России.
1.3 Актуальность рейтинга на практике управления регионами
Процессы реформирования
управления социально-экономическим
развитием регионов динамичны и
протекают достаточно противоречиво,
что обуславливает
В настоящий момент основным источником информации служат данные государственной статистики, которая зачастую не отражает новые процессы, происходящие в жизнедеятельности регионов, и реакцию общества на экономические и социальные преобразования. В качестве основного инструмента межрегиональных измерений государственная статистика имеет ряд недостатков. Во-первых, она не дает комплексной оценки положения региона и тем более возможности их сравнения. Во-вторых, представляемая статистическая информация не отражает новые процессы, происходящие в жизнедеятельности регионов, и реакцию общества на экономические и социальные преобразования. Проблемой также является эффективное использование массива отдельных статистических показателей, для этого необходимо обладать специальными знаниями и аналитическими способностями, такой подготовкой владеют немногие специалисты и руководители, занятые в сфере регионального управления [45].
Недостатки данных государственной статистики применительно к задачам оценки и сопоставления регионов России учитывает приобретающий в последние годы популярность метод рейтинговых оценок. Основная идея рейтинговых методов состоит в возможности построения относительно простыми средствами упорядоченных оценок сравнительного положения регионов страны. Данный метод сравнительного анализа позволяет рассчитывать балльные оценки, ранги, частные и сводные рейтинги по достаточно широкому набору показателей, отражающих как количественные, так и качественные характеристики социально-экономического развития региона. Основой для составления рейтингов служат, в том числе, данные государственной статистики, однако результат рейтингования является понятным и доступным для более широкого круга пользователей.
Актуальность
региональных рейтингов определяется
не только перечисленными особенностями
методики, но и востребованностью
рейтинговых оценок со стороны государства
и непосредственно самих
Значение, которое приобретают рейтинги в обеспечении стратегического развития регионов, дает основание для более глубокого изучения данного метода сравнительного анализа. Любое несовершенство методики рейтинга будет искажать общее представление о качестве управления и может потенциально наносить вред соответствующим субъектам во взаимоотношениях с органами федеральной власти.
Итак, в первой
главе мы рассмотрели понятие
«рейтинг», выявили его
Глава 2 Рейтинги регионов России
2.1 Экономические и социальные характеристики регионов
В конце 80-х годов ХХ века Э. Гидденс в тезисах о будущем социологии указывал, что “необходимо будет обратить более пристальное внимание на процесс внутренней регионализации даже самых непротиворечивых из современных государств”. Это положение, очевидно, актуально для современного российского общества, которое является одним из самых противоречивых в своей социальной организации. Россия объединяет множество регионов, существенно различающихся по территориально-климатическим условиям, набору природно-сырьевых ресурсов и их освоенности, типу поселенческих структур, этническому составу и плотности населения, условиям жизнедеятельности каждого из регионов. Такая глубокая дифференциация субъектов РФ предполагает необходимость оценки характеристик экономического и социального развития регионов с целью измерения социально-экономического развития России в целом.
В данном параграфе мы рассмотрим основные подходы к пониманию региона, его экономических и социальных характеристик.
Можно выделить
два основных смысла термина регион:
общетеоретический и конкретно-
В широком, общетеоретическом смысле регион – это исторически сложившееся территориальное сообщество людей в составе большого общества. Регион возникает на основе этнокультурной идентичности населения, заселившего данную территорию, существует и изменяется в результате деятельности его жителей, которые сконцентрированы в городских и сельских поселениях, связаны экономическими интересами и социальной организацией. Регион выполняет функции, отчасти аналогичные функциям общества, но вместе с тем и специфичные. Каждый регион обладает особенностями, отличающими его от других регионов данного социума, взаимодействует со многими из них [23].
В конкретно-практическом смысле регион как субъект РФ представляет собой территориальную единицу политико-административной, экономической и социально-культурной структуры страны; его правовой статус определен Конституцией РФ. Он ограничен рамками определенной территории и характеризуется своеобразием природных условий, этнорелигиозным составом населения, его бытовыми традициями, специализацией производства и обмена товаров и услуг, количеством и структурой рабочих мест, социальной инфраструктурой, дифференцированным уровнем, качеством жизни различных слоев населения, организацией политико-административного управления. Регион служит объектом государственного управления и, вместе с тем, является его субъектом: региональные органы власти осуществляют контроль за деятельностью подведомственных организаций, регулирование политико-административной, социальной и производственной инфраструктуры региона.
Общетеоретическое понимание региона позволяет рассматривать функции, структуры, проблемы и тенденции изменения субъектов РФ в контексте развития всего российского общества. В данной работе регион будет определяться в конкретно-практическом смысле. Именно такое понимание позволит нам наиболее подробно определить совокупность экономических и социальных характеристик региона и представить их в системе рейтингов.
Свойство системности и тесная взаимосвязь сфер жизнедеятельности региона предполагают сложность в определение экономических и социальных характеристик.
Выделяют восемь подсистем региона [41]: