Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 09:48, дипломная работа
Целью работы является анализ экономических и социальных характеристик Красноярского края в системе региональных рейтингов.
В ходе работы необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить особенности метода рейтинговых оценок
Описать принципы и методологические проблемы построения рейтингов
Проанализировать значение рейтинга в практике управления регионами
Определить экономические и социальные характеристики региона
Введение ..................................................................................................................3
Глава 1 Теоретические основы рейтингового оценивания ……………………9
1.1 Рейтинг как универсальная форма оценки ....................................................9
1.2 Методология и методические проблемы построения рейтинга .................12
1.3 Актуальность рейтинга в практике управления регионами .........................20
Глава 2 Рейтинги регионов России …………………………………………….23
2.1 Экономические и социальные характеристики регионов ............................23
2.2 Классификация региональных рейтингов и методология их построения... 27
2.3 Международные рейтинги в оценке регионального развития....................48
Глава 3 Красноярский край в системе международных и региональных рейтингов …………………………………………………………………………55
3.1 Красноярский край в системе рейтингов экономического развития .........55
3.2 Красноярский край в региональных рейтингах социального развития.... 61
3.3 Сравнительный анализ экономических и социальных показателей развития Красноярского края в региональных рейтингах ...........................................65
Глава 4 Анализ динамики экономической и социальной ситуации в Красноярском крае (по материалам рейтингов, экспертных и массовых опросов) ………………………………………………………………………….67
4.1 Динамика социального самочувствия населения Красноярского края .....67
4.2 Уровень социально-экономического развития Красноярского края в оценках экспертов и населения региона ............................................................71
4.3 Сравнительный анализ рейтинговых, экспертных и массовых оценок экономической и социальной ситуации в Красноярском крае ........................74
Заключение ............................................................................................................77
Список использованных источников ..................................................................80
Приложение А-П ..................................................................................................86
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт педагогики, психологии и социологии
Кафедра социологии
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
____________ В.Г. Немировский
« ____» ________________ 2012 г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
040201.65 «Социология»
Красноярский край в системе международных и региональных рейтингов экономического и социального развития
Научный руководитель |
_____________________ подпись, дата |
Доцент кафедры социологии, кандидат социологических наук А.В. Немировская | ||
Выпускник |
_____________________ подпись, дата |
К.Р. Хамидуллина
| ||
|
Красноярск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ..................... |
Глава 1 Теоретические основы рейтингового оценивания ……………………9 |
1.1 Рейтинг как
универсальная форма оценки .............................. |
1.2 Методология и методические проблемы построения рейтинга .................12 |
1.3 Актуальность
рейтинга в практике |
Глава 2 Рейтинги регионов России …………………………………………….23 |
2.1 Экономические и социальные характеристики регионов ............................23 |
2.2 Классификация
региональных рейтингов и |
2.3 Международные
рейтинги в оценке |
Глава 3 Красноярский край в системе международных и региональных рейтингов …………………………………………………………………………55 |
3.1 Красноярский
край в системе рейтингов |
3.2 Красноярский край в региональных рейтингах социального развития.... 61 |
3.3 Сравнительный
анализ экономических и |
Глава 4 Анализ
динамики экономической и социальной
ситуации в Красноярском крае (по материалам
рейтингов, экспертных и массовых опросов) …………………………………………………………………………. |
4.1 Динамика
социального самочувствия |
4.2 Уровень социально- |
4.3 Сравнительный анализ рейтинговых, экспертных и массовых оценок экономической и социальной ситуации в Красноярском крае ........................74 |
Заключение .............................. |
Список использованных
источников .............................. |
Приложение А-П .............................. |
ВВЕДЕНИЕ
Оценивать предметы, события, отношения, поступки, других и себя, в том числе, – основное и, пожалуй, любимое дело всего человечества на протяжении его существования. Давать оценку значит взаимодействовать с миром, реагировать на настоящее и фиксировать себя в нем, реализуя имеющуюся свободу. С увеличением такой свободы и расширением пространства тем и явлений от общества требуется больший отклик. Однако в силу ограниченности времени человек не может постоянно работать над формированием своего отношения к окружающему, здесь возникает пространство для доверия. Человек отдает процесс оценки, желая получить только результат, который позволит ему удержаться в контексте настоящего. В такой ситуации идеальной формой оценки становится рейтинг, как метод и как результат.
Удобство метода рейтинговых оценок для тех, кому мы доверяем этот процесс, заключается, во-первых, в огромных возможностях подмены истины более выгодной информацией, а, во-вторых, в малой степени ответственности за результат, ошибки и погрешности которого всегда можно обосновать непрофессионализмом составителей рейтинга, скрыв другие смыслы. Удобство рейтинга для человека, как потребителя, основывается на упрощенной форме представления результатов рейтингования, это ранжированный список, точно показывающий лидеров и аутсайдеров. Рейтинговая оценка – это быстрый ответ на вопросы о том, что покупать или за кого голосовать, величина разницы между позициями в рейтинге определяет степень нашей уверенности в сделанном выборе. Перечисленные преимущества обуславливают возросшую популярность рейтингов, и единственное, что может прервать ее – это нарушение доверия, на котором эта форма оценки построена. Наиболее безопасный вариант использования рейтингов – предварительное изучение методики построения рейтинговых оценок, процесса получения результата.
В данной работе мы подробно рассмотрим существующие региональные рейтинги. Оценка экономических и социальных характеристик регионов имеет огромное значение для принятия решений органами власти в управлении каждого субъекта в отдельности и страны в целом. Рейтинг как наиболее понятный и доступный источник оценки социально-экономической ситуации в регионе формирует представление жителей о своем регионе в сравнении с другими субъектами России. Представления жителей об экономических и социальных характеристиках региона неразрывно связаны с отношением людей к нему. Поэтому в данной работе мы определим взаимосвязь трёх компонентов оценки социально-экономического положения региона: занимаемая регионом позиция в системе рейтингов субъектов России, представления населения о социальных и экономических характеристиках региона и отношение жителей к своему региону. Проведём сравнительный анализ динамики перечисленных составляющих региональной оценки. Таким образом, важность объекта и последствий рейтинговых оценок определяют необходимость подробного изучения методик построения и степень достоверности региональных рейтингов, и описание экономических и социальных характеристик Красноярского края в системе существующих рейтингов субъектов России.
Проблема – недостаточный уровень знаний о Красноярском крае в системе региональных рейтингов экономического и социального развития.
Объект дипломной работы – экономические и социальные характеристики Красноярского края.
Предмет дипломной работы – экономические и социальные характеристики Красноярского края в системе региональных рейтингов.
Целью работы является анализ экономических и социальных характеристик Красноярского края в системе региональных рейтингов.
В ходе работы необходимо выполнить следующие задачи:
В рамках данного исследования использован системный подход при изучении системы региональных рейтингов. Также для классификации существующих рейтингов регионов России был применен структурно-функциональный подход.
Данное исследование основывается на использовании социокультурного подхода к изучению регионов России, разработанного Н.И. Лапиным, на методике исследования процессов модернизации, разработанной специалистами Китайской академии наук, а также на работах по изучению рейтинговых оценок Ю.А. Левады и методов региональных сравнений С.А. Суспицына.
В первой главе данного исследования рассматриваются особенности построения и методы рейтинговых оценок, их преимущества и недостатки, возможные методологические проблемы; практика использования рейтинга в качестве инструмента региональных сравнений и основы для принятия управленческих решений.
Во второй главе дается определение региона, его экономических и социальных характеристик. Предоставляется список существующих в России организаций, которые имеют опыт составления региональных рейтингов. Также предлагается разработанная нами классификация рейтинговых организаций, подробно рассматриваются методики построения региональных рейтингов экономического и социального развития.
В третьей главе предоставляется анализ положения Красноярского края и города Красноярска в наиболее значимых, на наш взгляд, региональных рейтингах экономического и социального развития. В ходе сравнения экономических и социальных показателей рейтингов определяются сильные и слабые стороны региона.
В четвертой главе проводится сравнительный анализ социально-экономической ситуации в Красноярском крае в системе трёх оценок: рейтинговой, экспертной и в оценке социального самочувствия населения региона. Определяется степень соответствия динамики социально-экономического развития региона в данных оценках.
Основным понятием работы является «рейтинг», под которым мы будем понимать процесс присвоения объекту определенного места в группе аналогичных объектов согласно величине качественного или количественного показателя, отвечающего выбранному для сравнения критерию, или совокупности критериев.
В рамках данной работы мы должны получить и сопоставить информацию по трём основным компонентам:
1. Социально-экономическое положение Красноярского края в системе регионального рейтингования:
2. Социальное самочувствие населения Красноярского края:
3. Экономическая и социальная ситуация в Красноярском крае в
оценках экспертов и жителей региона:
Гипотеза-основание:
Позиция Красноярского края в экономических рейтингах регионов России в целом выше позиции края в рейтингах социального развития.
Гипотезы-следствия: