Коррупция в системе государственного властвования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Необходимо признать, что сегодня коррупция стала одной из основных угроз национальным интересам и национальной безопасности России, ведущим фактором стагнации экономики, сохранения и развития выраженного социального неравенства вопреки официальным усилиям государства. Значительная часть федеральных экономических программ потерпела крах в результате коррупционной блокады. Коррупция в немалой степени ограничила свободное действие экономических законов и снизила престиж России в глазах мирового сообщества, стала одним из главных препятствий на пути выгодных для всей страны зарубежных инвестиций

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 Коррупция в системе государственного властвования……………..…………………………………….………………….5
1.1 Понятие коррупции…………………………………………………….–
1.2 Характеристика коррупции……………………………………………6
1.3 Коррупция в органах государственной власти: особенности и социальные последствия …………………………………………………11
ГЛАВА 2 Динамика развития коррупции в условиях современной России…………………………………………………………………………….14
2.1 Коррупция в современной России …………………………………... –
2.2 Современные оценки коррупции ……………………………………16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 36.01 Кб (Скачать)

      Изучение природы  коррупции должно проводиться  с учетом ее двух особенностей. Во-первых, коррупция возникает в  недрах механизма реализации  отношений, где коррупционеры,  выступая в качестве непосредственного  носителя власти, являются связующим  звеном его различных частей. Коррупция изменяет  функциональное  предназначение механизма властеотношений,  в связи с чем его работа  осуществляется лишь с учетом  интересов  участников коррупционных  отношений. При этом коррумпированные  носители власти выходят из-под  контроля общества, а сама власть  из инструмента реализации социальной  воли превращается в  самостоятельную,  обособленно действующую силу, возводящую  волю коррупционеров в ранг  обязательной нормы поведения  для остальных слоев общества. Вторая особенность связана с  моментом возникновения коррупции  в процессе реализации властеотношений.  Она проявляется в том, что  властеотношения перестают выполнять  социально полезную роль в  процессе управления обществом  и используются коррупционерами  исключительно как средство достижения  собственных целей.

      В таком качестве  власть приобретает несколько  аспектов, используемых коррупционерами:

      - директивный аспект  – в соответствии с ним власть  понимается, как господство, обеспечивающее  выполнение приказов, директив. Речь  идет о  высшей для данного  общества властной инстанции,  отдающей обязательные для исполнения  приказы, где власть представляет  собой возможность осуществления своей воли, обеспеченной господствующим социальным положением. Это совершенно реальная и крайне важная характеристика власти;

      - функциональный  аспект – то есть понимание  власти, как способности и умения  практически реализовать функцию  общего управления. Его суть заключается  в практической возможности властвующего  субъекта реализовать свою волю  посредством существующего механизма  властеотношений.

      Таким образом,  явление коррупции по своей  природе неразрывно связано с  механизмом реализации власти, где  коррупционеры, выступая в качестве  непосредственных носителей власти, используют ее в качестве инструмента  достижения привилегированного  социального положения, связанного  с обладанием значительными материальными  благами.

 

1.3 Коррупция в органах государственной власти: особенности и социальные последствия

 

Сегодня есть все основания говорить об особом виде коррупции – коррупции  политической. Она представляет собой  коррупционные (или связанные с  коррупцией) формы политической борьбы правящих или оппозиционных элит, партий, групп и отдельных лиц за власть. Данный вид коррупции разрушает фундаментальные демократические процессы и основательно подрывает политические и правовые устои власти и ее авторитета. Очевидно, что коррупция в органах государственной власти является частью политической коррупции в целом.

Политические аспекты коррупции  многозначны и противоречивы. Они  недостаточно разработаны в нашей криминологической, правовой и политологической науке, хотя практические реалии настоятельно этого требуют. В мировой литературе эти проблемы давно и продуктивно анализируются.

В Уголовном Кодексе РФ не предусмотрено  уголовной ответственности за политическую коррупцию. О ней можно говорить применительно к некоторым коррупционным деяниям против конституционных прав и свобод человека и гражданина, против основ государственного строя и государственной власти. Политически мотивированная коррупция совершается отдельными лицами или группами с целью захвата или удержания власти, а также против своих политических конкурентов.

В России, да и в других странах, широко распространена опасная политическая коррупция, совершаемая путем внешне легитимного, а фактически неправомерного овладения денежными и товарными потоками, нецелевого использования бюджетных ресурсов, получения финансовых средств (путем «черного» или «серого» нала) на выборные кампании и другие политические цели под будущие государственные должности, финансовые льготы, получение необходимых квот и других привилегий. К политической коррупции следует также отнести разнообразные формы изощренных и «грязных» избирательных технологий, реализуемых для непосредственной и опосредованной покупки голосов избирателей во время выборов.

Серьезным аспектом политической коррупции  является отсутствие политической воли для эффективной борьбы с коррупцией. Есть достаточно оснований полагать, что коррупционная стихия отвечает интересам определенной части правящей, политической и экономической элиты.

Итак, необходимо осознавать, что коррупция в органах государственной  власти имеет серьезные политические последствия: демократия становится неэффективной. Уменьшается доверие к власти, падает престиж страны на международной арене, искажается реальная политическая конкуренция, появляется ностальгия о твердой руке и утверждается объективно подкрепляемая, но непродуктивная мысль: либералы принесли стране вреда больше, чем коммунисты. Именно поэтому сегодня особенно остро стоит проблема борьбы с коррупцией. 

ГЛАВА 2. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КОРРУПЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

2.1 Коррупция в современной России

 

Согласно оценкам различных  экспертов, Россия, является одним из самых коррумпированных государств планетынаходясь, в 2011 году, на 143 месте  из 182, в списке Transparency International. Согласно оценкам экспертов, рынок коррупции  в стране составляет 240 млрд долл.[12]

По оценкам, в разных отраслях разворовывается  от 20 до 60 процентов бюджетных средств.

Согласно докладу Общественной палаты, опубликованному 3 ноября 2011 г., коррупция приняла системный  характер, разрушая экономику и право. Среди самых проблемных областей — ЖКХ, устройство детей в детсады и школы, медицинская помощь. Но сообщать в правоохранительные органы граждане боятся — лишь 22 % были готовы сделать это. В результате нарастает чувство социальной несправедливости, особенно среди молодежи и обеспеченных слоев населения. Меры правительства по борьбе с коррупцией названы «не адекватными» её размаху.

В 2006 году ВЦИОМ провёл опрос, согласно которому отношение к мздоимцам  смягчилось и значительная доля населения  даже не считает коррупцию преступлением. 20 ноября 2009 года Госдума РФ приняла закон «Об общих принципах организации предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций», который позволяет взимать с граждан плату за «государственные услуги» и «государственные функции». По мнению представителей КПРФ и ЛДПР этот закон легализует коррупцию.

9 декабря 2003 года Россия подписала,  а в 2006 году ратифицировала  Конвенцию Организации Объединённых  Наций против коррупции. За  исключением ключевой статьи 20 (незаконное обогащение), предусматривающей государством «возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». Легко объяснимые проволочки с ратификацией этой статьи приводят к безнаказанности высокопоставленных коррупционеров. В частности, до сих пор не расследуется происхождение гигантских состояний милиционера подполковника Артема Кузнецова, следователя майора Павла Карпова, ряда сотрудников налоговых инспекций Москвы. А арестованный в начале 2011 года начальник Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ (БКБОП) генерал милиции Александр Боков, имея несметные богатства, проходит по формально не имеющей отношения к коррупции статье о мошенничестве.

Одной из разнообразных форм коррупции  в современной России стало трудоустройство  родственников чиновников всех рангов в структуры с высоким уровнем  доходов, что можно рассматривать  как оплату за их лояльность в отношении  «удочеривших-усыновивших» и их структур. Родственники часто становятся прикрытием для бизнеса и собственности чиновников, путем переписывания права владения. В печати отмечались вызывающие такие подозрения случаи. В частности, племянница губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, дочь его брата, депутата Госдумы Алексея Ткачева, 22-летняя студентка Анастасия Ткачева, стала совладелицей двух трубных заводов на Кубани, крупной девелоперской компании и животноводческой группы компаний «Югптицепром».

Самым выскопоставленным чиновником-коррупционером в современной России стал министр  юстиции Валентин Ковалев. Ковалев  и его помощник Андрей Максимов были в 2001 году признаны судом виновными  в хищении вверенного имущества  и неоднократном получении взяток в крупном размере по статьям 160 и 290 УК РФ. Срок наказания Ковалеву составил 9 лет условно с испытательным сроком на 5 лет.

По мнению британского еженедельника The Economist, коррупция в России поразила высшие эшелоны российской власти:

«Для правителей России коррупция  — не приятное дополнение к власти, а суть системы. За последние 10 лет (то есть с 2002, — прим. перев.) небольшая  группа людей, находящаяся вне досягаемости закона, приобрела состояния, превышающие  любые фантазии царей. Возврат к  власти г-на Путина защитит эти неправедные богатства».

 

2.2 Современные оценки коррупции

 

Согласно опросам «Левада-центра», в 2005—2006 годах 50 % респондентов называли коррупцию в числе главных  препятствий на пути экономического подъёма в России [15].

В 2006 году первый заместитель Генпрокурора РФ Александр Буксман заявил, что  по некоторым экспертным оценкам  объём рынка коррупции в России оценивается 240 с лишним млрд долларов США. Согласно оценкам фонда ИНДЕМ, эта величина ещё выше: только в деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд долл. США в год (не включая коррупцию на уровне политиков федерального уровня и бизнес-элиты). По оценке того же фонда, средний уровень взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос в тот период с 10 до 136 тыс. долл [15].

Согласно опросу ВЦИОМ, проведённому в 2006 году, более половины опрошенных имеют личный опыт дачи взяток.

Наличие в законодательной базе государства возможностей для нелегального обогащения чиновников (в России, в  частности, появилось такое понятие, как «взяткоёмкость отдельного закона») путём вымогания взяток или незаконной приватизации, или специальных льгот  для чиновников, приводит к большой дифференциации доходов чиновников на легальные и нелегальные доходы.

В 2005 году доходы чиновников, занятых  в органах власти, выросли на 44,1 % [15].

В 2007 году председатель Национального  антикоррупционного комитета России Кирилл Кабанов заявлял, что никакой  борьбы с коррупцией в России нет: аресты чиновников среднего звена систему  взяточничества не нарушают, политика по противодействию коррупции не выработана.

Коррумпированные чиновники и  политики в развивающихся странах, в числе которых и Россия, ежегодно получают $20-40 млрд взяток, подсчитали в Трансперенси Интернешнл. Коррумпированность в России по состоянию на сентябрь 2009 года, по оценке организации, на уровне Бангладеш, Кении и Сирии: 147-е  место из 180. По данным Следственного  комитета Генпрокуратуры, количество зарегистрированных взяток увеличилось  с 6700 в 2007 г. до 8000 в 2008 г. По данным МВД, в январе — августе 2009 г. зарегистрирован 10 581 случай взяточничества — на 4 % больше, чем год назад. При этом количество зарегистрированных взяток в крупном  размере (свыше 150 000 руб.) увеличилось  на 13,5 % до 219 [15].

Согласно докладу Общественной палаты, опубликованному 3 ноября 2011 г., коррупция приняла системный  характер, разрушая экономику и право[15]. Среди самых проблемных областей — ЖКХ, устройство детей в детсады и школы, медицинская помощь. Но сообщать в правоохранительные органы граждане боятся — лишь 22 % были готовы сделать это. В результате нарастает чувство социальной несправедливости, особенно среди молодежи и обеспеченных слоев населения. Меры правительства по борьбе с коррупцией названы «не адекватными» её размаху.

Татьяна Михайлова утверждала, что  по оценкам, в разных отраслях разворовывается  от 20 до 60 процентов бюджетных средств.

По мнению экономиста Евгения Ясина, масштабы коррупции в России многократно преувеличиваются.

В конце 2011 года международная консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers и организация Transparency International опубликовали доклады, согласно которым масштабы коррупции  в России сокращаются. В докладе PWC отмечено, что «широкий общественный резонанс, который вызывает эта тема, и меры, принимаемые российским правительством в правовом поле, а также работа внутри компаний по укреплению систем обеспечения комплаенса и формированию у сотрудников культуры этичного поведения, — все это приносит свои плоды» [15].

 

 

Заключение

 

Подводя итоги курсовой работы можно сделать выводы, что коррупция становится нормой, а не исключением. Правоохранительные органы, сами отчасти пораженные коррупцией, не имеют достаточных возможностей и необходимой реальной независимости для борьбы с институциональной коррупцией.

Информация о работе Коррупция в системе государственного властвования