Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 14:01, курсовая работа
Необходимо признать, что сегодня коррупция стала одной из основных угроз национальным интересам и национальной безопасности России, ведущим фактором стагнации экономики, сохранения и развития выраженного социального неравенства вопреки официальным усилиям государства. Значительная часть федеральных экономических программ потерпела крах в результате коррупционной блокады. Коррупция в немалой степени ограничила свободное действие экономических законов и снизила престиж России в глазах мирового сообщества, стала одним из главных препятствий на пути выгодных для всей страны зарубежных инвестиций
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 Коррупция в системе государственного властвования……………..…………………………………….………………….5
1.1 Понятие коррупции…………………………………………………….–
1.2 Характеристика коррупции……………………………………………6
1.3 Коррупция в органах государственной власти: особенности и социальные последствия …………………………………………………11
ГЛАВА 2 Динамика развития коррупции в условиях современной России…………………………………………………………………………….14
2.1 Коррупция в современной России …………………………………... –
2.2 Современные оценки коррупции ……………………………………16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………
Изучение природы
коррупции должно проводиться
с учетом ее двух особенностей.
Во-первых, коррупция возникает в
недрах механизма реализации
отношений, где коррупционеры,
выступая в качестве
В таком качестве власть приобретает несколько аспектов, используемых коррупционерами:
- директивный аспект
– в соответствии с ним власть
понимается, как господство, обеспечивающее
выполнение приказов, директив. Речь
идет о высшей для данного
общества властной инстанции,
отдающей обязательные для
- функциональный
аспект – то есть понимание
власти, как способности и умения
практически реализовать
Таким образом,
явление коррупции по своей
природе неразрывно связано с
механизмом реализации власти, где
коррупционеры, выступая в
1.3 Коррупция в органах государственной власти: особенности и социальные последствия
Сегодня есть все основания говорить об особом виде коррупции – коррупции политической. Она представляет собой коррупционные (или связанные с коррупцией) формы политической борьбы правящих или оппозиционных элит, партий, групп и отдельных лиц за власть. Данный вид коррупции разрушает фундаментальные демократические процессы и основательно подрывает политические и правовые устои власти и ее авторитета. Очевидно, что коррупция в органах государственной власти является частью политической коррупции в целом.
Политические аспекты
В Уголовном Кодексе РФ не предусмотрено уголовной ответственности за политическую коррупцию. О ней можно говорить применительно к некоторым коррупционным деяниям против конституционных прав и свобод человека и гражданина, против основ государственного строя и государственной власти. Политически мотивированная коррупция совершается отдельными лицами или группами с целью захвата или удержания власти, а также против своих политических конкурентов.
В России, да и в других странах, широко распространена опасная политическая коррупция, совершаемая путем внешне легитимного, а фактически неправомерного овладения денежными и товарными потоками, нецелевого использования бюджетных ресурсов, получения финансовых средств (путем «черного» или «серого» нала) на выборные кампании и другие политические цели под будущие государственные должности, финансовые льготы, получение необходимых квот и других привилегий. К политической коррупции следует также отнести разнообразные формы изощренных и «грязных» избирательных технологий, реализуемых для непосредственной и опосредованной покупки голосов избирателей во время выборов.
Серьезным аспектом политической коррупции является отсутствие политической воли для эффективной борьбы с коррупцией. Есть достаточно оснований полагать, что коррупционная стихия отвечает интересам определенной части правящей, политической и экономической элиты.
Итак, необходимо осознавать,
что коррупция в органах
ГЛАВА 2. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КОРРУПЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1 Коррупция в современной России
Согласно оценкам различных экспертов, Россия, является одним из самых коррумпированных государств планетынаходясь, в 2011 году, на 143 месте из 182, в списке Transparency International. Согласно оценкам экспертов, рынок коррупции в стране составляет 240 млрд долл.[12]
По оценкам, в разных отраслях разворовывается от 20 до 60 процентов бюджетных средств.
Согласно докладу Общественной палаты, опубликованному 3 ноября 2011 г., коррупция приняла системный характер, разрушая экономику и право. Среди самых проблемных областей — ЖКХ, устройство детей в детсады и школы, медицинская помощь. Но сообщать в правоохранительные органы граждане боятся — лишь 22 % были готовы сделать это. В результате нарастает чувство социальной несправедливости, особенно среди молодежи и обеспеченных слоев населения. Меры правительства по борьбе с коррупцией названы «не адекватными» её размаху.
В 2006 году ВЦИОМ провёл опрос, согласно которому отношение к мздоимцам смягчилось и значительная доля населения даже не считает коррупцию преступлением. 20 ноября 2009 года Госдума РФ приняла закон «Об общих принципах организации предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций», который позволяет взимать с граждан плату за «государственные услуги» и «государственные функции». По мнению представителей КПРФ и ЛДПР этот закон легализует коррупцию.
9 декабря 2003 года Россия подписала,
а в 2006 году ратифицировала
Конвенцию Организации
Одной из разнообразных форм коррупции в современной России стало трудоустройство родственников чиновников всех рангов в структуры с высоким уровнем доходов, что можно рассматривать как оплату за их лояльность в отношении «удочеривших-усыновивших» и их структур. Родственники часто становятся прикрытием для бизнеса и собственности чиновников, путем переписывания права владения. В печати отмечались вызывающие такие подозрения случаи. В частности, племянница губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, дочь его брата, депутата Госдумы Алексея Ткачева, 22-летняя студентка Анастасия Ткачева, стала совладелицей двух трубных заводов на Кубани, крупной девелоперской компании и животноводческой группы компаний «Югптицепром».
Самым выскопоставленным чиновником-
По мнению британского еженедельника The Economist, коррупция в России поразила высшие эшелоны российской власти:
«Для правителей России коррупция — не приятное дополнение к власти, а суть системы. За последние 10 лет (то есть с 2002, — прим. перев.) небольшая группа людей, находящаяся вне досягаемости закона, приобрела состояния, превышающие любые фантазии царей. Возврат к власти г-на Путина защитит эти неправедные богатства».
2.2 Современные оценки коррупции
Согласно опросам «Левада-
В 2006 году первый заместитель Генпрокурора РФ Александр Буксман заявил, что по некоторым экспертным оценкам объём рынка коррупции в России оценивается 240 с лишним млрд долларов США. Согласно оценкам фонда ИНДЕМ, эта величина ещё выше: только в деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд долл. США в год (не включая коррупцию на уровне политиков федерального уровня и бизнес-элиты). По оценке того же фонда, средний уровень взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос в тот период с 10 до 136 тыс. долл [15].
Согласно опросу ВЦИОМ, проведённому в 2006 году, более половины опрошенных имеют личный опыт дачи взяток.
Наличие в законодательной базе государства возможностей для нелегального обогащения чиновников (в России, в частности, появилось такое понятие, как «взяткоёмкость отдельного закона») путём вымогания взяток или незаконной приватизации, или специальных льгот для чиновников, приводит к большой дифференциации доходов чиновников на легальные и нелегальные доходы.
В 2005 году доходы чиновников, занятых в органах власти, выросли на 44,1 % [15].
В 2007 году председатель Национального антикоррупционного комитета России Кирилл Кабанов заявлял, что никакой борьбы с коррупцией в России нет: аресты чиновников среднего звена систему взяточничества не нарушают, политика по противодействию коррупции не выработана.
Коррумпированные чиновники и политики в развивающихся странах, в числе которых и Россия, ежегодно получают $20-40 млрд взяток, подсчитали в Трансперенси Интернешнл. Коррумпированность в России по состоянию на сентябрь 2009 года, по оценке организации, на уровне Бангладеш, Кении и Сирии: 147-е место из 180. По данным Следственного комитета Генпрокуратуры, количество зарегистрированных взяток увеличилось с 6700 в 2007 г. до 8000 в 2008 г. По данным МВД, в январе — августе 2009 г. зарегистрирован 10 581 случай взяточничества — на 4 % больше, чем год назад. При этом количество зарегистрированных взяток в крупном размере (свыше 150 000 руб.) увеличилось на 13,5 % до 219 [15].
Согласно докладу Общественной палаты, опубликованному 3 ноября 2011 г., коррупция приняла системный характер, разрушая экономику и право[15]. Среди самых проблемных областей — ЖКХ, устройство детей в детсады и школы, медицинская помощь. Но сообщать в правоохранительные органы граждане боятся — лишь 22 % были готовы сделать это. В результате нарастает чувство социальной несправедливости, особенно среди молодежи и обеспеченных слоев населения. Меры правительства по борьбе с коррупцией названы «не адекватными» её размаху.
Татьяна Михайлова утверждала, что по оценкам, в разных отраслях разворовывается от 20 до 60 процентов бюджетных средств.
По мнению экономиста Евгения Ясина, масштабы коррупции в России многократно преувеличиваются.
В конце 2011 года международная консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers и организация Transparency International опубликовали доклады, согласно которым масштабы коррупции в России сокращаются. В докладе PWC отмечено, что «широкий общественный резонанс, который вызывает эта тема, и меры, принимаемые российским правительством в правовом поле, а также работа внутри компаний по укреплению систем обеспечения комплаенса и формированию у сотрудников культуры этичного поведения, — все это приносит свои плоды» [15].
Заключение
Подводя итоги курсовой работы можно сделать выводы, что коррупция становится нормой, а не исключением. Правоохранительные органы, сами отчасти пораженные коррупцией, не имеют достаточных возможностей и необходимой реальной независимости для борьбы с институциональной коррупцией.
Информация о работе Коррупция в системе государственного властвования