Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 Коррупция в системе государственного
властвования……………..…………………………………….………………….5
1.1 Понятие коррупции…………………………………………………….–
1.2 Характеристика коррупции……………………………………………6
1.3 Коррупция в органах государственной
власти: особенности и социальные последствия
…………………………………………………11
ГЛАВА 2 Динамика развития коррупции
в условиях современной России…………………………………………………………………………….14
2.1 Коррупция в современной
России …………………………………... –
2.2 Современные оценки коррупции
……………………………………16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………20
Введение
Необходимо признать, что сегодня
коррупция стала одной из основных
угроз национальным интересам и
национальной безопасности России, ведущим
фактором стагнации экономики, сохранения
и развития выраженного социального
неравенства вопреки официальным
усилиям государства. Значительная
часть федеральных экономических
программ потерпела крах в результате
коррупционной блокады. Коррупция
в немалой степени ограничила
свободное действие экономических
законов и снизила престиж
России в глазах мирового сообщества,
стала одним из главных препятствий
на пути выгодных для всей страны зарубежных
инвестиций.
Многие ожидания народа, связанные
с демократическими преобразованиями
последнего десятилетия, оказались
обманутыми в результате неспособности
государства и гражданского общества
найти в себе силы для преодоления
коррупции. Российское общество устало
от коррупции. Национальное самосознание
созрело для глубоких антикоррупционных
преобразований, затрагивающих все
сферы социальной жизни. Настало
время для формирования и укрепления
новой социальной и правовой среды,
в которой не распространяется коррупция.
Сегодня проблема коррупции и борьбы
с ней является одной из приоритетных
для российского общества и государства.
По проблемам коррупции принимаются сотни
решений на федеральном уровне, создаются
антикоррупционные комиссии в Государственной
Думе и Совете Федерации, а также в Совете
Безопасности РФ, создаются многочисленные
общественные организации в регионах,
проводятся исследования и защищаются
диссертации, публикуются статьи и книги.
Тем не менее, проблема коррупции в нашей
стране не решается. В России по-прежнему
нет единой антикоррупционной политики
как части государственной политики.
Актуальность проблемы обусловили
выбор темы данной курсовой работы: коррупция
в сфере государственного управления
как взаимосвязанные угрозы для общества.
Предметом работы являются общие закономерности
возникновения, функционирования и развития
коррупционных отношений, их сущность,
структура, основные элементы и принципы.
Цель заключается в определении
понятия коррупции, социологическом
изучении причин, условий ее возникновения
и форм проявления в России.
Для достижения указанной цели автор
поставил перед собой следующие
задачи:
1) дать формулировку понятия коррупции
как социального феномена;
2) выявить особенности и социальные последствия
коррупции в органах государственной
власти;
3) проследить динамику коррупции в современной
России.
ГЛАВА 1. Коррупция в системе
государственного властвования
1.1 Понятие коррупции
Существующие терминологические
подходы к коррупции чаще всего
определяют ее как подкуп [лат. corruptio];
подкупность и продажность общественных
и политических деятелей, государственных
чиновников и должностных лиц[1]. Коррумпировать
[лат. corrumpere] – в этом контексте означает
«подкупать кого-либо деньгами или иными
материальными благами»[2]. Определение
"corrumpere" в римском праве трактовалось
самым общим образом в смысле «повреждать,
ломать, разрушать, подкупать» и применялось
для обозначения противоправных действий
в судебной практике, когда заинтересованные
лица противодействовали принятию того
или иного закона. Это понятие произошло
от сочетания латинских слов: "correi"
– это несколько участников одной
из сторон процесса и "rumpere" - ломать,
повреждать, отменять. В результате образовался
самостоятельный термин, который предполагал
участие нескольких (не менее двух) лиц
с целью порчи или «повреждения» нормального
хода судебного разбирательства или процесса
управления общественными делами.
Толковый словарь русского языка характеризует
коррупцию как подкуп взятками, продажность
должностных лиц, политических деятелей[3].
В справочном документе ООН о
международной борьбе с коррупцией
последняя определяется как «злоупотребление
государственной властью для
получения выгоды в личных целях».
Рабочее определение, предлагаемое
междисциплинарной группой по коррупции
Совета Европы, гораздо шире. Согласно,
этого подхода, коррупция представляет
собой взяточничество или любое
другое поведение лиц, которым поручено
выполнение определенных обязанностей
в государственном или частном
секторе, которое ведет к нарушению
обязанностей, возложенных, на них в
рамках должности и имеет целью
получение любых незаконных выгод
для себя и других.
1.2 Характеристика
коррупции
Корни коррупции скрываются в механизме
осуществления государственной
власти.[4] С появлением общества и его
социальным расслоением, возникла объективная
потребность в государстве, как некой
организованной форме управления социальными
группами с противоречивыми интересами.
Такая форма организации спасла общество
от саморазрушения и создала условия для
дальнейшего развития.
Предназначение государства
как социального института заключается
в обеспечении жизнедеятельности
общества. В этой связи все
функции государства связаны
с управлением социальными делами,
обеспечением порядка и общественной
безопасности.
Государственная
власть, представляющая собой разновидность
социальной власти, обладает всеми
признаками последней, т.е. является
организованной силой, обеспечивающей
способность той или иной социальной
общности (властвующего субъекта) подчинять
своей воле членов общества (подвластных),
используя любые методы, в том
числе и метод принуждения.
В идеале государство
должно действовать в интересах
всех слоев и групп общества
и выступать нейтральным механизмом
управления социальными процессами,
позволяющим участникам общественных
отношений, вне зависимости от
социального положения, иметь
равные права и обязанности,
обеспеченные обязательностью их
соблюдения.
Перерождение государства
и изменение его социальной
роли под влиянием коррупции
проявляется в нарушении гармонии
использования государственной
властью методов осуществления
управления - убеждения и принуждения.
В основе их гармоничного сочетания
лежит критерий социальной оправданности,
согласно которому соотношение
методов осуществления власти
должно регулироваться общественными
интересами. В этой связи С.С.Алексеев
справедливо отметил: “власть, являясь
необходимым и конститутивным элементом
оптимальной организации жизни людей,
управления общественными делами, обладает
такими имманентными качествами, которые
в процессе ее утверждения и упрочнения,
когда она переступает порог социально-оправданных
величин, превращают власть в самодовлеющую,
самовозрастающую, авторитарную по своим
потенциям силу»[5]. Действительно, лишаясь
социальной оправданности, власть, сосредоточенная
в руках отдельных корпоративных или социальных
групп, превращается в самостоятельную
силу, стоящую над остальным обществом.
Лишенная социальной справедливости и
превратившись в инструмент “навязывания
воли”, власть в условиях социального
расслоения действительно может представлять
собой “организованное насилие”[6]. В
свою очередь, коррупция представляет
собой своеобразный индикатор, сигнализирующий
о том, что власть перестает служить широким
общественным интересам.
Возникновение коррупции
связано с механизмом отношений,
который используется властвующими
субъектами в качестве инструмента
достижения собственных целей.
Для них государственная власть
представляет собой возможность
проведения внутри социальных
отношений собственной воли, независимо
от причин ее обоснования и
вопреки сопротивлению общественного
большинства, что обеспечивает
ей привилегированные и доминирующие
позиции в обществе[7].
Наиболее удачно
сопоставил власть и коррупцию
Т.Парсонс, считавший, что “сама
власть по своей природе –
сравнительно редкий объект. Обладание
ею одним, ограничивает власть
другого. Эта особенность власти,
а так же её инструментальный
статус превращают данную в
нечто, к чему пылко стремятся
люди, усматривая в ней прямое
средство для немедленного удовлетворения
своих разнообразных потребностей
и мотивов[5] ”. В чем заключается
связь властных отношений с
изучаемым явлением? Власть человека,
если рассматривать ее универсально,
состоит в его нынешних возможностях
овладеть очевидными будущими благами”[8].
Опосредуя власть через человека, Гоббс
очень точно определяет ее место в системе
социальных отношений. Без человека власть
нечто “мертвое”, лишенное своей сущности
и, соответственно, своего предназначения.
Ее внутреннее содержание “оживает”
только при появлении единственно возможного
носителя - человека, существа явно не
совершенного, подверженного постоянному
воздействию среды своего обитания - общества
с его меняющейся системой ценностей.
Учитывая несовершенство человека
как носителя власти и его постоянное
стремление извлекать собственную выгоду
из общества, мы убеждаемся, что для него
единственным средством достижения желаемого
результата является власть. Ее в данном
случае М.Вебер рассматривает как любую
возможность проведения внутри социальных
отношений собственной воли, даже вопреки
сопротивлению общественного большинства
и независимо от того, на чем такая возможность
основана [9] Сущность власти проявляется
только в процессе общественного управления
и включает ряд обязательных элементов,
таких, как:
- приказ осуществляющего
власть, то есть выражение им
воли по отношению к тому, над
кем он осуществляет власть, сопровождаемый
угрозой применения санкций в
случае неповиновения выражаемой
таким образом воле;
- подчинение того,
над кем осуществляется власть,
тому, кто ею обладает, т.е. причинение
выраженной в приказной воле
осуществляющего власть;
- существование
общественных норм поведения,
согласно которым отдающий приказы
имеет на это право, и тот,
кого эти приказы касаются, обязан
подчиняться приказам осуществляющего
власть.
Таким образом,
характерной чертой власти является
ее принудительный характер, а
именно существование определенного
механизма, позволяющего ей законным
образом осуществлять с помощью
норм позитивного права принуждение
в отношении тех, кто не желает
подчиняться принятым правилам поведения
или воле правящих сил. При этом необходимо
отметить, что экономическая власть в
ее чистом виде не содержит элемента так
называемого политического принуждения[10].
Приведение в движение
процесса реализации властных
отношений связано с существованием
субъекта, обладающего возможностью
придания абстрактной субстанции
власти силы реального воплощения
независимо от обстоятельств
ее получения. Сегодня при любом
политическом режиме таковым
субъектом выступает небольшая
часть общества - элита. Нельзя
не согласиться с ее особой
общественной ролью. Известные
западные политологи ХХ в. В.Парето,
Э.Моска и Р.Михельстр сходились
во мнении, что элита представляет
собой ограниченный слой “творческих
личностей”, возвышающихся “над”
обществом, задающих ему цели
развития и пользующихся определенными
привилегиями[11]. Возможности этого слоя,
обусловленные его общественным положением,
позволяют ему придать отношениям власти
общеобязательный характер. Необязательно
это будет происходить насильственным
путем. В нашем исследовании коррупционеры
как носители государственной власти
соотносимы с элитой общества по ряду
критериев. Во-первых, благодаря наделенной
их властью, коррупционеры выступают в
качестве управляющего субъекта в отношениях,
связанных с властным управлением. Это
подчеркивает их привилегированное социальное
положение. Во-вторых, господствующее
общественное положение позволяет коррупционерам
определять направления развития общества,
самостоятельно избирать приемы и методы
управления им. Возможность признания
и одобрения действий коррупционеров
связана с неправильной оценкой происходящих
процессов, формирующейся в обществе вследствие
придания негативным последствиям образа
социальной полезности.
В основе коррупции
лежит стремление непосредственных
носителей власти к обладанию
материальными благами и средствами
их достижения, что является следствием
сформировавшегося у них особого
социального интереса, основанного
на иных ценностях, чем те, которые
служат обществу ориентиром желаемого
поведения. Порождением этого являются
безудержное стремление к обладанию материальными
благами, желание пребывать в привилегированном
социальном положении. Обладание властью
и ее использование становится для них
средством достижения первых двух ориентиров,
а также выступает в качестве стабилизирующего,
сохраняющего неизменность сложившегося
положения фактора. Этим объясняется поразительная
живучесть коррупции, практическая невозможность
ее полного искоренения.