Коррупция как проблема национальной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 16:41, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении коррупции в системе государственного управления с различных точек зрения.

Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие и сущность коррупции в системе государственного управления;

- представить коррупцию как проблему национальной безопасности с точки зрения социологов, акцентирующих внимание на данном вопросе;

- рассмотреть меры предотвращение коррупции в управлении государственными ресурсами.

Содержание

Введение………………..…………………………………………………………….3

Коррупция как проблема национальной безопасности….……..........4
Предотвращение коррупции в системе управления государственными ресурсами.……...….………...………….………………….8 Заключение…………………………………………….……………………..……..13
Список литературы………………………………….………………………..…….15

Работа содержит 1 файл

Коррупция.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

       Поскольку коррупция в целом, равно как и коррупция при управлении государственными и муниципальными ресурсами, является сложным системным явлением, то и действия по борьбе с коррупцией должны носить системный характер. В настоящее время в России и в мире разрабатываются различные стратегии предотвращения коррупции. Рассмотрим некоторые из них с целью определения стратегии предотвращения коррупции в управлении государственными и муниципальными ресурсами.

     Меры превентивного характера были собраны специалистами Мирового банка (Индермит Гилл, Филипп Ле Уэру) в единую многоцелевую стратегию борьбы с коррупцией, которая состоит из пяти разделов:

1. Институциональные  основы: институциализация независимой и эффективной судебной власти; расширение сферы действия парламентского контроля; обеспечение независимости правоохранительных органов.

2. Политическая  ответственность: политическая конкуренция, заслуживающие доверия политические партии; прозрачность в финансировании партий; прозрачность процедуры голосования для избирателей; обязанность госслужащих декларировать имущество, правила, регулирующие вопрос конфликта интересов.

3. Расширение  возможностей участия гражданского  общества: гарантирование свободы информации; усиление роли СМИ.

4. Конкурентный  частный сектор: реструктуризация монополий с целью повышения конкурентности; снижение барьеров входа на рынок, связанных с необходимостью получения различных разрешений; прозрачность корпоративного менеджмента; увеличение прав деловых ассоциаций.

5. Управление  государственным сектором: найм на государственную службу на основе заслуги, достойная оплата труда государственных служащих; децентрализация власти; повышение прозрачности бюджетного процесса для контролирующих органов; повышение прозрачности в налоговой администрации, лишение налоговых служащих возможности произвольно предоставлять налоговые льготы, упрощение налоговой администрации10.

        Бесспорно, что реализация описанных выше направлений и мероприятий будет способствовать предупреждению коррупции. Однако в приведенном перечне практически отсутствуют меры, направленные на совершенствование российского законодательства, тогда как, по мнению многих ученых и политиков гораздо существеннее, когда коррупция основана на законе, когда сам закон способствует её возникновению и создает для неё благоприятные условия.

        По мнению специалистов Фонда ИНДЕМ (возглавляет фонд его учредитель и директор Георгий Сатаров) - возглрешение проблемы несовершенства законодательства должно осуществляться по следующим направлениям www.indem.ru:

- распутывание противоречий и прояснение туманностей в действующем законодательстве, поскольку все это создает возможность для чиновного произвола и коррупции;

- «закрытие» многочисленных отсылочных норм в действующих законах;

- ревизия шкалы наказаний за коррупционные действия с учетом того, что часто завышенные наказания мешают доказательству преступлений;

- дифференцирование в Уголовном кодексе коррупционных действий;

- пересмотр шкал пошлин, штрафов и т.п. (слишком высокие штрафы так же неэффективны, как и слишком низкие, поскольку стимулируют уход от них с помощью взятки).

        В аналитическом докладе Фонда «Коррупция в России: кто кого?» предложены конкретные практические шаги в направлении борьбы с несовершенными нормами права в виде ужесточения контроля над ведомственным нормотворчеством и учреждения постоянно действующей экспертизы законодательства на «антикоррупционность»11.

       В работе В. М. Полтеровича «Об институциональных ловушках» говорится о том, что способы борьбы с коррупцией вытекают из ее причин. Это совершенствование законодательства, уменьшение количества чиновников и роли конкретного чиновника в той или иной ситуации. В частности, ослабление государственного вмешательства в бизнес. Строгая регламентация действий чиновников законодательными актами, повышение зарплаты для действительно необходимых чиновников, повышение эффективности работы правоохранительных органов в деле борьбы с коррупцией.

        Важную роль в борьбе с коррупцией имеет открытость соответствующей информации. В этой связи интересны предложения по использованию сети Интернет в борьбе с коррупцией, высказанные в статье Е. Г. Кульянова (фонд ИНДЕМ) “Проблемы и перспективы применения Интернет-технологий в борьбе с коррупцией”. В статье речь идет о том, что получающий всё большее распространение в России Интернет может стать большим подспорьем в борьбе с коррупцией. Основным направлением его использования для решения поставленной проблемы (борьбы с коррупцией) является создание специализированных сайтов, посвященных противостоянию коррупции и содержащих: результаты научных исследований и разработок по проблеме; описание опыта борьбы с коррупцией конкретных общественных организаций разного уровня; описание опыта противостояния коррупции конкретных органов государственной власти разного уровня (включая органы местного самоуправления); законодательные и нормативные акты, направленные на предотвращение коррупции и предусматривающие наказание за неё; публицистические материалы с морально-этической оценкой коррупционного поведения; учебные, методические, библиографические, справочные материалы по проблеме; контактные адреса "борцов с коррупцией" разного уровня и сфер деятельности и их спонсоров, готовых финансировать такую деятельность; описание конкретных фактов коррупции и, главное, наказания виновных; любые другие материалы по проблеме (например, анекдоты и карикатуры) Помимо справочно-информационной функции эти (или специально созданные) сайты должны выполнять и координационные и консалтинговую функции, способствую формированию антикоррупционной сети в России12.

        По мнению другого социолога С. Цагикяна, предупреждение коррупции – главное направление борьбы с этим социальным злом. Конечно, предупредить преступление гораздо проще, чем бороться с ним. Но сложность заключается в том, причины преступности вообще и коррупции, в частности лежат в экономической, идеологической, социально-культурной сферах, в сфере формирования психологии людей, их взглядов, навыков, привычек. Очевидно, что коррупция тесно связана с различными формами злоупотребления властью, причём на всех её уровнях, и особенно нетерпима и опасна она в судебной и правоохранительной практике, в судебных и правоохранительных органах, для которых борьба с этим злом является прямой функцией. Так, по статистическим данным, которые приводятся Центром изучения коррупции юридического факультета Санкт-Петербургского Государственного Университета   «при наличии достаточных средств  можно в 50 случаях из 100 повлиять на постановку  любого приговора  и принятия любого судебного решения13.

         Масштабы коррупции в России будут сокращаться только по мере того, как в стране будет укрепляться право, институты демократии, конкурентоспособная, инновационная экономика, формироваться массовый и сильный средний класс, укрепляться духовные и нравственные устои общества. Другими словами, искоренение коррупции в России как системы общественных отношений возможно только тогда, когда все – и государственная власть, и общество – станут бороться не только с последствиями коррупции, но и с ее причинами14.

       В целом научной экспертной  общественностью проделана значительная  работа по обобщению мирового  и отечественного опыта борьбы  с коррупцией, разработке методик антикоррупционной экспертизы законопроектов, выработке предложений по формированию антикоррупционной политики.  Из приведенного выше анализа следует, что эта политика должна включать в себя меры, направленные на решение следующих задач:

- организация борьбы с коррупцией на всех ее уровнях;

- сужение поля условий и обстоятельств, благоприятствующих коррупции;

- уменьшение выгод для обеих сторон, участвующих в коррупционной сделке, от заключения последней;

- увеличение вероятности выявления коррупционных действий и наказания за причиненный ими вред;

- влияние на мотивы коррупционного поведения;

- создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях.  
 

  

  
 

Заключение 

          Главная цель данной работы заключалась в рассмотрении коррупции в системе государственного управления с различных точек зрения. По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Определяя термин «коррупция», большинство исследователей придерживается понятия, предложенного специалистами Всемирного банка, согласно которому «коррупция - это злоупотребление властными полномочиями в личных интересах». В связи с этим проблема предупреждения и пресечения коррупции в сфере государственного управления является одной из приоритетных задач государства.

            В связи с этим необходимы разработка и осуществление целого комплекса разнообразных и последовательных мер административно - правового и организационного характера, направленных на предупреждение и пресечение коррупции в государственном аппарате. И прежде всего, необходимо совершенствование законодательства об органах исполнительной власти, государственной службе Российской Федерации, а также совершенствование законодательства об административной и дисциплинарной ответственности должностных лиц органов государственного управления.

            В целях предупреждения и пресечения коррупционных правонарушений в сфере функционирования государственных органов исполнительной власти, необходимо создание механизма, который позволил бы обеспечить информационную прозрачность процесса принятия решений, затрагивающих интересы всего общества и государства, использования федеральными органами исполнительной власти бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

           Кроме того, необходимо сформировать и законодательно закрепить способы общественного влияния на деятельность государственных органов исполнительной власти, а именно формирование независимой экспертизы общественно значимых проектов подготавливаемых решений.  
 

Список  литературы 

  1.  Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". – М.: Право, 2010. - 24 с.
  2. Гаухман Л. Коррупция и коррупционное преступление // Законность. 2000. № 6.
  3. Гилл И. Меры борьбы с коррупцией // Мир и политика. 2008. № 11.
  4. Дегтярев А. Маликов Р. Институционный анализ деловой коррупции в России // Вопросы экономики. 2005. № 10.
  5. Козонов  Э. Ю., Жукаев А. М.  Коррупция: истоки и пути преодоления . — М.: МАКС Пресс,  2006. – 378 с.
  6. Кульянов Е. Г. «Проблемы и перспективы применения Интернет-технологий в борьбе с коррупцией”// Вопросы экономики. 2006. № 2.
  7. Латов Ю. В. Экономика преступлений и наказаний. - М.:РГГУ, 2006. – 241 с.
  8. Левин М. И., Сатаров Г. А., Цирик М. Л. Россия и коррупция: кто кого. – М., Индем, 1998. - 46 с.
  9. Лунеев В. В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы - М., Эксмо, 2006. – 325 с.
  10. Нестик Т. А. Коррупция и культура // Экономическая теория преступлений и наказаний. 2002. №4/2.
  11. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство: причины, следствия, реформы. - М.: Логос, 2003. 212 с.
  12. Сафронова О. В. Коррупция угрожает национальным интересам России // Мир и политика. 2008. № 6.
  13. Шурупов Г.Ю. Борьба с коррупцией в России: Законодательный аспект.  Новосибирск: НГУ, 1999. - 412 с.
  14. Цагикян С. Криминологические и уголовно-правовые аспекты предупреждения коррупции // Российский следователь», № 11, 2004.

Информация о работе Коррупция как проблема национальной безопасности