Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 16:41, реферат
Цель данной работы состоит в рассмотрении коррупции в системе государственного управления с различных точек зрения.
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность коррупции в системе государственного управления;
- представить коррупцию как проблему национальной безопасности с точки зрения социологов, акцентирующих внимание на данном вопросе;
- рассмотреть меры предотвращение коррупции в управлении государственными ресурсами.
Введение………………..…………………………………………………………….3
Коррупция как проблема национальной безопасности….……..........4
Предотвращение коррупции в системе управления государственными ресурсами.……...….………...………….………………….8 Заключение…………………………………………….……………………..……..13
Список литературы………………………………….………………………..…….15
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КАФЕДРА
МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«Социология и психология управления»
на тему:
«Коррупция как проблема национальной
безопасности».
студентка 5 курса группы 110653
г. Белгород - 2011
Введение………………..……………………………………
Список
литературы………………………………….………………
Введение
В настоящее время Российская Федерация стоит перед необходимостью разрешения проблемы коррупции в сфере государственного управления, угрожающей в современный период безопасности личности, общества и государства. Как показало истекшее десятилетие, коррупция создала серьезные препятствия на пути поступательного развития рыночной экономики, создания и функционирования демократических институтов и, как следствие, снижение доверия общества к государственной власти, разочарование в демократических преобразованиях и падение авторитета страны на международной арене.
Актуальность проблематики обусловлена тем, что коррупция в системе государственного управления является сложным системным явлением, требующим разработки и осуществления целого комплекса разнообразных и последовательных мер административно - правового и организационного характера, направленных на предупреждение и пресечение коррупции в государственном аппарате.
Цель данной работы состоит в рассмотрении коррупции в системе государственного управления с различных точек зрения.
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность коррупции в системе государственного управления;
- представить коррупцию как проблему национальной безопасности с точки зрения социологов, акцентирующих внимание на данном вопросе;
- рассмотреть меры предотвращение коррупции в управлении государственными ресурсами.
В процессе написания реферата
была рассмотрена учебная
1. Коррупция как проблема национальной безопасности
Анализ научной, правовой и публицистической литературы показывает, что существует достаточно много определений коррупции. Корру́пция — (лат. corruptio — порча, растление; corrumpere — портить) преступная деятельность в государственном управлении или политике, использование должностных полномочий, прав и возможностей для личного обогащения, противоречащее законодательству и моральным установкам; продажность общественных и политических деятелей. Например, А. Шлейфер и Р. У. Вишни определяют коррупцию как продажу государственными служащими государственной собственности в частных целях1.
В Федеральном законе «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица2.
Различают верхушечную и низовую коррупцию. Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях, и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.).
Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя, - это также коррупция, которую обычно называют «вертикальной». Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это особо опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.
Большинство специалистов, изучающих коррупцию, относит к ней и покупку голосов избирателей во время выборов. В случае покупки голосов избиратель и кандидат вступают в сделку, в результате которой избиратель получает деньги или иные блага, а кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс. Понятно, что это не единственный тип коррупционных действий в политике.
Коррупция существует и в негосударственных организациях. Сотрудник организации (коммерческой или общественной) также может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами; он также обязан следовать уставным задачам своей организации; у него также есть возможность незаконного обогащения с помощью действий, нарушающих интересы организации, в пользу второй стороны, получающей от этого свои выгоды.
Коррупция, ее масштабы, специфика и динамика - следствие общих политических, социальных и экономических проблем страны. Коррупция всегда увеличивается, когда страна находится в стадии модернизации3.
К общим проблемам, порождающим коррупцию, относятся те, которые свойственны не только России, но и большинству стран, находящихся в стадии модернизации, в первую очередь - переживающих переходный период от централизованной к рыночной экономике. Вот некоторые из этих проблем: трудности преодоления наследства тоталитарного периода; экономический упадок и политическая нестабильность; неразвитость и несовершенство законодательства; неэффективность институтов власти; слабость гражданского общества, отрыв общества от власти4.
Однако в России коррупция в силу своего характера и масштабов – это не просто какое-то отдельное, локальное явление в области политики и государственного управления. Это система отношений, которая пронизывает все структуры нашего государства и общества. Никогда ранее в истории России коррупция не принимала такого масштаба, не смотря на то, что Россия это все-таки на половину восточная страна. По оценкам всемирной организации по противодействию коррупции «Трансперенси интернешнл» Россия в 2007 году по уровню развития коррупции находится на далеко не почетном 90 месте среди 146 стран мира.
Коррупция достигла уже таких масштабов, что несет угрозу коренным национальным интересам страны. Именно коррупция создает условия для проявлений терроризма, который является сегодня наиболее острой угрозой для безопасности граждан и страны в целом. Коррупция, дискредитируя право, как основной инструмент регулирования жизни государства и общества, разрушает правовые и демократические институты государства и общества. Особенно негативно она сказывается на судебной и правоохранительной системах.
Разрушительно воздействие коррупции и на экономическую сферу. Нарушаются механизмы конкуренции, создаются препятствия свободе предпринимательской деятельности, ущемляются права собственности, неэффективно используются бюджетные средства, необоснованно повышаются цены и тарифы. Все это приводит к расширению теневой экономики, сдерживает приток в Россию прямых иностранных инвестиций на фоне высокого уровня вывоза капитала из страны. Таким образом, коррупция препятствует формированию в России конкурентоспособной экономики, снижению бедности, росту благосостояния россиян, становлению сильного гражданского общества.
По мнению Председателя представительства МОО РАП "Общественный антикоррупционный комитет" по СФО О. В. Сафронова, коррупция стимулирует несправедливое перераспределение средств в пользу отдельных корпоративных и социальных групп за счет наиболее уязвимых социальных слоев. Неимущая часть общества, наименее защищенные граждане, почти не имеют возможности противостоять вымогательству и иным коррупционным злоупотреблениям. Коррупция приводит к масштабному вытеснению граждан из сферы бесплатных обязательных государственных услуг, прежде всего в области образования и медицины, что приводит к массовым нарушениям конституционных прав граждан5.
Коррупция самым непосредственным образом содействует криминализации общества. Сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, все больше усиливается организованная преступность, которая не только расширяет возможности «отмывания денег», но и получает доступ к политической власти.
Все это подрывает доверие граждан к государственной власти, разрушает легитимность государственных институтов, препятствует проведению необходимых России преобразований, повышает социальную напряженность, усиливает угрозу терроризма и экстремизма, способствует падению престижа страны в мировом сообществе6.
Уровень коррупции на всех уровнях власти (федеральном, региональном, муниципальном и в органах всех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной) характеризуют данные Фонда ИНДЕМ «Диагностика российской коррупции - социологический анализ»7.
Согласно полученной информации, «пальма первенства» на коррупционном рынке принадлежит исполнительной власти на муниципальном уровне. Кроме того, в экономике признаются наиболее взяткоемкими: кредитно-финансовая сфера, денежное обращение, внешняя торговля, рынок ценных бумаг, операции с недвижимостью, рынок драгоценных металлов и камней.
Эксперты также выделяют коррупционный потенциал отдельных регионов Российской Федерации. Коррупция наиболее распространена в тех из них, которые обладают наибольшими экономическими ресурсами, особенно там, где они сконцентрированы у ограниченного количества субъектов хозяйственной деятельности.
К числу наиболее коррумпированных территорий относятся: крупные города, транспортные узлы, прибрежные и приграничные города, порты. В то же время специалисты утверждают, что в России нет зон, свободных от коррупции. Как показывает большинство социологических опросов, наиболее коррумпированными являются: здравоохранение, жилищно-коммунальная сфера, образование, властная система, правоохранительные, налоговые и таможенные службы8.
Наибольшую опасность представляет коррупция в органах государственной власти и местного самоуправления, а также в экономике. Критической является ситуация в банковской сфере, так как через лжебанки, создаваемые на 1–3 месяца, легализуются многомиллиардные суммы с помощью подставных фирм. Большая часть средств – выручка от незаконного бизнеса. Обналиченные, «живые» деньги идут на подкуп чиновников и политиков, расширение теневой экономики, воспроизводство организованной преступности, закупку оружия для террористических и экстремистских центров.
2.
Предотвращение коррупции
в системе управления
государственными ресурсами.
Проблема борьбы с коррупцией актуальна сегодня практически во всех странах мира. При этом меры, предлагаемые учеными и политиками, в решении данной проблемы можно разделить на две группы: карательные и превентивные. Последние направлены против причин, а не внешних выражений коррупции, а потому лишены многих недостатков, присущих «методу войны»9.
Информация о работе Коррупция как проблема национальной безопасности