Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:28, контрольная работа
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — российско-американский социолог. Российско-американским его называют потому что до 1922 года он жил и творил в России, откуда его выслали за публикации противоречащие взглядам большевистского правительства. Первоначально выехал в Берлин, затем проживал в Праге. В октябре 1923 году выехал в США, читал лекции в различных колледжах и университетах. В 1930 году принял американское гражданство. В 1931 году основал социологический факультет в Гарвардском университете и руководил им до 1942 года. В 1931-1959 годах — профессор Гарвардского университета. В 1965 году — президент Американской социологической ассоциации.
Социологическая теория П. Сорокина 2
Мотивации трудовой деятельности 16
Использованная литература 23
В этом смысле культура может пониматься как устойчивый, действующий дольше жизни одного поколения механизм адаптации общества к внешним условиям среды и изменениям своей собственной внутренней структуры. При этом свойственная культуре статичность не исключает полностью изменений. В рамках целого общества культурные изменения, безусловно, имеют место, но их протекание чаще всего растянуто во времени, менее динамично, чем жизнь отдельных членов общества. Именно эта «медлительность» принятия изменений и обеспечивает устойчивость социального развития, когда каждый новый культурный феномен, претендующий на включение в рамки господствующей культуры, проходит длительную проверку и апробацию (Нужно отметить, что в условиях современной цивилизации такое положение вещей претерпевает значительные изменения). Таким образом, культура выполняет весьма значимую роль стабилизатора общественной жизни.
Устойчивость культуры к
резким и глобальным изменениям можно
объяснить тем, что культура как
социальный феномен одновременно и
постоянно воссоздается (принимается
и используется) большим числом носителей данно
В качестве примера здесь
можно привести те изменения, которые
в рамках Западной цивилизации только
в течение ХХ столетия претерпело
представление о том, какая одежда
является наиболее приемлемой для повседневной общественной
жизни мужчины. Смокинг, цилиндр и зонт-трость
в результате постепенного процесса изменений
культурных приоритетов сменились сначала
простым костюмом (от которого сегодня
зачастую остается только пиджак), а позже
вообще футболками, джинсами и складными
зонтами-автоматами (а то и их отсутствием).
Женская же мода на одежду претерпела
еще большие метаморфозы и изменилась
еще более радикально. В то же время так
называемый «деловой стиль» в гораздо
меньшей степени подвержен изменениям,
хотя тоже значительно видоизменился.
Подобные трансформации происходят во
всех без исключения сферах культуры.
Разница состоит лишь в том, насколько
интенсивны эти изменения и каково их
влияние на жизнь общества. Так, изменения
в моде на одежду или имиджевые аксессуары
не оказывают непосредственного серьезного
влияния в целом на культуру и жизнь общества
(за исключением тех случаев, когда определенный
способ одеваться становится атрибутом
политической или религиозной принадлежности,
определенного социального движения,
как в случае с хиппи). Совершенно иная
ситуация складывается, когда изменения
касаются ценностных ориентиров культуры,
а значит и общества. Такие изменения влекут
за собой значительные перемены в подавляющем
большинстве сфер культуры и общественной
жизни, могут привести к полному обновлению
культуры. Примеров такого рода трансформаций
было немало в истории. Один из последних
- изменения ценностных ориентиров в постсоветских
обществах, свидетелями и непосредственными
участниками которых являемся мы сами.
Мотивация - это внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели.
Отношение человека к трудовой деятельности определяется различными побудительными силами. Они могут быть внутренними и внешними.
К внутренним относятся потребности, интересы, желания, стремления, ценности, ценностные ориентации, идеалы, мотивы; внешним - разнообразные средства экономического и морального воздействия (стимулы), используемые государством, предприятиями, общественными организациями для повышения трудовой активности работников. Возникновение и развитие побудительных сил является сутью сложного процесса мотивации трудовой деятельности.
Мотивация - это комплекс причин, побуждающих
работников к целенаправленным действиям.
Она выступает движущей, побудительной
силой человеческой деятельности и поведения
на основе глубокой личной заинтересованности
и вовлеченности в ее осуществление. Следует
различать социально-психологическую и со
Мотивация трудовой деятельности – это побудительная сила трудовой деятельности и поведения на основе глубокой личной заинтересованности и вовлеченности в ее осуществление.
Различают перспективную и текущую мотивацию. Если мотивы деятельности человека и поставленная им цель относятся к отдаленному будущему и мотивы предусматривают стратегию поведения, такую мотивацию называют перспективной. Если же мотивы связаны только с ближайшим будущим, то они определяют тактику поведения. Такая мотивация рассматривается как текущая. От перспективности мотивации во многом зависит трудовая активность человека, а следовательно, и эффективность его труда. Перспективная мотивация побуждает работника бороться с трудностями и препятствиями в работе, так как настоящее для него является лишь этапом достижения перспективных целей. Если же работник действует исходя только из текущей мотивации, то малейшая неудача приведет к снижению его трудовой активности. К перспективной мотивации можно отнести знание работником направлений и задач дальнейшего развития своего предприятия. Это позволяет ему свое будущее. Поэтому необходимо прогнозировать социально-экономическое развитие предприятия по таким основным параметрам, как внедрение новых технологий, новых форм организации труда, появление новых и отмирание старых профессий, динамика прибыли, заработной платы работников. Разработка такого прогноза должна осуществляться экономическими, технологическими и социологическими службами. Без стратегической мотивации труда невозможен научно-технический прогресс. Важно правильное сочетание перспективной и текущей мотивации.
Выделяют три типа мотивации труда: прямую, косвенную, побудительную.
Прямая мотивация формирует интерес к работе и ее результатам. В качестве факторов такой мотивации выступает содержание труда, сознание своих достижений для общества, признание их окружающими, чувство ответственности и самореализации личности в труде. Деятельность, основанная на таких мотивах, приносит удовлетворение. Человек трудится не только для получения заработка. Он испытывает интерес к содержанию самой работы, творчеству. Поэтому контролировать труд таких работников нет необходимости.
Косвенная мотивация основана на материальной заинтересованности. Факторами этого типа мотивации являются формы оплаты труда, уровень напряженности норм труда, уровень инфляции, цены на продукцию. В данном случае труд выступает в форме цены на рабочую силу, как «инструментальная» ценность, которая обменивается на производимые товары и услуги.
Побудительная мотивация базируется на страхе и обязанностях. Она определяется властью, уровнем безработицы и отсутствием гарантии сохранения рабочего места, социальной напряженностью, неуверенностью в завтрашнем дне.
Мотивация трудовой деятельности представляет собой систему, которая включает потребности, интересы, ценностные ориентации и установки, мотивы и мотивационную структуру поведения. Упрощенная модель мотивации поведения через потребление предполагает следующую цепочку: потребности → побуждения (или мотивы) → поведение (действие) → результат удовлетворения потребностей (удовлетворение, частичное удовлетворение или отсутствие удовлетворения).
Роль мотивации в трудовой деятельности индивида
Незаметный для неопытного глаза процесс потери интереса работника к труду, его пассивность приносит такие ощутимые результаты, как текучесть кадров, руководитель вдруг обнаруживает, что ему приходится вникать во все детали любого дела, выполняемого подчиненными, которые, в свою очередь, не проявляют ни малейшей инициативы. Эффективность организации падает. Чтобы не допустить потерю потенциальных прибылей, менеджер должен добиться максимальной отдачи от своих подчиненных. Для эффективного управления таким дорогим ресурсом как люди менеджеру необходимо выделить определенные параметры работы, поручаемой подчиненным, изменяя которые он может воздействовать на психологические состояния исполнителей, тем самым, мотивируя либо демотивируя их. Грамотно спроектированная работа должна создавать внутреннюю мотивацию, ощущение личного вклада в выпускаемую продукцию. Человек - существо социальное, а значит, чувство сопричастности способно вызвать в нем глубокое психологическое удовлетворение, оно так же позволяет осознать себя как личность.
В этом
состоит подход к мотивации, основанный
на "Теории Y", суть которого - воздействие
на психологическое состояние
Эффективность
методов управления связанных с
оценкой результатов
Не существует единых методов мотивации персонала, эффективных во все времена и при любых обстоятельствах. Однако, любой метод, применяемый руководителем, основан на выбранной фирмой стратегии управления человеческими ресурсами. Полярные стратегии ("Теория X" и "Теория Y") были сформулированы Д. Макгрегором. У. Оучи добавил к ним "Теорию Z". Большинство популярных методов рациональной мотивации основано на принципах одной из этих теорий. Это означает, что выбор конкретного метода мотивации должна, в первую очередь, определять общая стратегия управления персоналом, которой следовала или желает следовать фирма.
Таким
образом, результаты поведения на рабочем
месте зависят от мотивации, навыков
и способностей. Равновысокий результат,
может быть, достигнут либо через
высокую мотивацию и
При
высокой мотивации и
Таким образом, эффективная трудовая мотивация может сформироваться только при справедливой и прозрачной системе оплаты труда, вкупе с уважительным отношением к наёмному работнику, составляющему основу интеллектуального потенциала общества.
Социальное взаимодействие –
это процесс непосредственного или опосредованного
воздействия социальных субъектов (факторов)
друг на друга.
Все социальные явления, процессы, отношения
возникают в результате взаимодействия.
В процессе взаимодействия происходит
обмен информацией, знаниями, опытом, материальными,
духовными и иными ценностями; индивид
определяет свою позицию относительно
других людей, своё место в социальной
структуре. По мнению П.А. Сорокина, социальное
взаимодействие – это взаимный обмен
коллективным опытом, знаниями, понятиями,
высшим результатом которого является
возникновение культуры.
Важнейшим компонентом социального взаимодействия
является предсказуемость взаимных ожиданий.
Немалое влияние на понимание сущности
социального взаимодействия оказала теория
обмена Джорджа Хоманса. Согласно этой
теории, каждая из сторон обмена стремиться
получить максимально возможные вознаграждения
за свои действия и минимизировать затраты.
Обмен, по Хомансу, определяется четырьмя
основными принципами:
К числу важнейших вознаграждений
Хоманс относит социальное одобрение.
Взаимно вознаграждаемое взаимодействие
имеет тенденцию к регулярности и перерастает
во взаимодействие на основе взаимных
ожиданий. Если ожидания не подтверждаются,
то мотивация к взаимодействию и обмену
будет снижаться. Но между вознаграждением
и затратами нет прямой пропорциональной
зависимости, так как кроме экономической
и иной выгоды действия людей детерминированы
(обусловлены) множеством других факторов.
Например, желанием получить максимально
возможное вознаграждение без должных
затрат; или напротив – желанием сделать
добро, не рассчитывая на вознаграждение.