Контрольная работа по: «Социология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:28, контрольная работа

Описание работы

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — российско-американский социолог. Российско-американским его называют потому что до 1922 года он жил и творил в России, откуда его выслали за публикации противоречащие взглядам большевистского правительства. Первоначально выехал в Берлин, затем проживал в Праге. В октябре 1923 году выехал в США, читал лекции в различных колледжах и университетах. В 1930 году принял американское гражданство. В 1931 году основал социологический факультет в Гарвардском университете и руководил им до 1942 года. В 1931-1959 годах — профессор Гарвардского университета. В 1965 году — президент Американской социологической ассоциации.

Содержание

Социологическая теория П. Сорокина 2
Мотивации трудовой деятельности 16
Использованная литература 23

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 51.06 Кб (Скачать)

Министерство образования Нижегородской  области

Государственное бюджетное образовательное  учреждение

Нижегородский государственный инженерно  – экономический институт

 

 

Факультет: СПО

Кафедра: Гуманитарные науки

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Социология»

Вариант 4

 

 

 

 

Выполнил студент 

экономического факультета

заочной формы обучения

1 курса группы 12 ЭЗ

Семёнов Н. П.

Проверила: к.с.н., доцент

Бухалова Н. А.

 

г. Княгинино

2013 г.

Оглавление

 

Социологическая теория П. Сорокина 2

Мотивации трудовой деятельности 16

Использованная литература 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социологическая теория П. Сорокина

 

Введение

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — российско-американский социолог. Российско-американским его называют потому что до 1922 года он жил и творил в России, откуда его выслали за публикации противоречащие взглядам большевистского правительства. Первоначально выехал в Берлин, затем проживал в Праге. В октябре 1923 году выехал в США, читал лекции в различных колледжах и университетах. В 1930 году принял американское гражданство. В 1931 году основал социологический факультет в Гарвардском университете и руководил им до 1942 года. В 1931-1959 годах — профессор Гарвардского университета. В 1965 году — президент Американской социологической ассоциации.

Социология, по его мнению, наука, рассматривающая социокультурную систему как целое. В этом отношении она существенно отличается от таких наук, как экономическая теория, политология или правоведение, которые имеют дело лишь с одной сферой социокультурного пространства, в то время как социология — со всеми сферами, с общими свойствами, признаками социальных явлений.  
 
В теоретической социологии он выделял три основных раздела: социальная аналитика, изучающая строение и состав общества; социальная механика, изучающая закономерности социальных явлений; социальная генетика, изучающая общество с точки зрения его развития.  
 
В качестве простейшей модели социального явления П. Сорокин рассматривал взаимодействие индивидов. По его мнению, комбинируя различные процессы взаимодействия, можно получить любой сложнейший социальный процесс, любое социальное событие. Структуру социального взаимодействия он определял как связь трех элементов: индивидов (минимум — двух), вступающих в акт взаимодействия и этим обуславливающих поведение друг друга, "актов" (или действий) и "проводников" этих действий (язык, письменность, деньги, орудия труда, предметы быта и т.д.). Взаимодействия подразделяются на антагонистические и солидарные, односторонние и двухсторонние, кратковременные и длительные. П. Сорокин определяет социологию как науку, изучающую поведение людей, живущих в среде себе подобных".  
Большое внимание П. Сорокин уделял изучению социальной стратификации, под которой понимал "дифференциацию некой совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге". Она находит выражение в существовании различных социальных слоев и групп, занимающих неравное положение в обществе. По его мнению, основу стратификации составляет неравномерное распределение прав и привилегий, наличие или отсутствие материальных и духовных ценностей, власти и влияния среди представителей той или иной социальной группы. Выделяют три основных формы социальной стратификации: экономическую — деление на имущих и неимущих; политическую — неравенство в авторитете и престиже, званиях и почестях, наличие управляющих и управляемых; профессиональную — разделение на различные группы по роду их деятельности, занятиях, неравенство в престиже профессии. Он утверждал, что общества без расслоения и неравенства никогда не существовало и не существует, могут лишь меняться формы и пропорции расслоения.  
 
П. Сорокин одним из первых ввел в научный оборот понятие "социальная мобильность". Под социальной мобильностью он понимал, во-первых, перемещение индивидов из одной социальной группы в другую; во-вторых, исчезновение одних и появление других социальных групп. Социальные перемещения или социальная мобильность осуществляется либо по вертикали — "вертикальная мобильность", либо по горизонтали — "горизонтальная мобильность".  
 
Центральной темой творчества П.Сорокина является социокультурная динамика. Основное понятие, которым он пользуется, — "социокультурная система", "включающая в себя бесконечное многообразие культурных ценностей — материальных и духовных (язык, религия, философия, произведения искусства, орудия труда, здания, церемонии, ритуалы и т.д.). Изучение искусства, науки, религии, права привело его к выводу, что в истории существуют три социокультурные системы, периодически сменяющие друг друга: умозрительная, чувственная, идеалистическая, каждая из которых характеризуется своим представлением о природе реальности и методе ее познания. П. Сорокин подчеркивал, что всякая великая культура представляет собой не механическое соединение разнообразных явлений, а единство, все части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, главную ценность. Для умозрительного типа культуры характерна всесторонняя (т.е. в науке, искусстве, философии, праве и т.д.) ориентация на потусторонние, или сверхчувственные ценности. При такой культуре реальность постигается сверхчувственным образом при помощи интуиции. В культуре чувственного типа, напротив, преобладающим влиянием пользуются материальные ценности, реальность воспринимается чувствами. Идеалистическая культура представляет собой сбалансированное сочетание ценностей двух вышеперечисленных типов, реальность познается при помощи рационального интеллекта.  
 
П. Сорокин полагал, что каждая социальная система неповторима, уникальна. Она переживает период зарождения, расцвета и упадка. Сложные волнообразные взаимосвязи и взаимопереходы от одного типа культуры к другому составляют существо процесса общественного развития в истории человеческого общества.  
 
Современную культуру П. Сорокин считал культурой чувственного типа, которая переживает глубокий кризис. В качестве путей выхода из кризиса он предлагал тотальное разоружение, нравственно-религиозное возрождение человечества, признание принципа "альтруистической любви" абсолютной ценностью, переход к умозрительной социокультурной системе.

Основные  труды  П. Сорокина

  • Преступность и ее причины.
  • Преступление и кара, подвиг и награда: Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали.
  • Система социологии.
  • Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. (Главный труд Сорокина в четырех томах в 1937—1941 гг. Приобрел славу классического труда в области социологии и культурологии)
  • Социология революции.
  • Социальная мобильность.
  • Элементарный учебник общей теории права в связи с учением о государстве.
  • Социологические теории современности: Специализированная информация по общеакадемической программе «Человек, наука, общество: комплексное исследование».
  • Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь. 
  • Человек. Цивилизация. Общество.
  • Кризис нашего времени: социальный и культурный обзор.
  • Дальняя дорога: Автобиография.

 

Основные положения  интегративной социологии

Принципы интегрализма присутствовали в мировоззренческих позициях Сорокина с самых первых работ. Однако, понимание им интеграции и интеграционных процессов со временем изменялось, преобразовавшись в целостную философию интегрализма в конце его творческого пути. 
Однако, наиболее целостную, объемную и многогранную концепцию интегрализма представляет Сорокин в своих поздних работах, утверждая: «Моя философия – интегрализм».  
Эта концепция представляет собой сложную систему, включающую в себя понятие Интегральной Истины (составляющую основу интегральной науки), Человека как интегральное существо, интегрального суперорганического мира и Высшей интегральной ценности. 
По Сорокину, Истина, полученная с помощью интегрального использования всех трех каналов познания – чувства, разума и интуиции – это более полная и более ценная истина, нежели та, которая получена через один из этих каналов. 
Человек, по Сорокину также постигается как «чудесное интегральное существо», «Он является не только животным организмом, но также и рационально мыслящим и деятельным», «…он также является сверхсознательным творцом, который в состоянии контролировать и переступать пределы своих бессознательных и сознательных сил и который фактически делает это в моменты «божественного вдохновения» в наилучшие периоды своего интенсивного творчества». 
П.А. Сорокин утверждает: «новый нарождающийся социокультурный строй обещает обеспечить добровольное объединение религии, философии, науки, этики, изящных искусств в одну интегрированную систему высших ценностей Истины, Добра и Красоты». 
В основу его миропонимания можно положить принцип «золотой середины». Эта «золотая середина» будет представлять собой совокупность максимума позитивных характеристик и минимума негативных каждого из интегрируемых элементов множества. 
Сорокин не только описывает и обосновывает необходимость построения Интегрального общества, он идет дальше и подробным образом исследует стратегию, которая могла бы этому способствовать. 
Для Сорокина общество – результат объединенного действия миллионов индивидов, и если общество хочет устранить социальное зло и достичь интегрального равновесия, нужно делать людей лучше, то есть ступить на «путь религиозно-нравственной деятельной любви человека ко всем людям, ко всему живому, ко всему миру, любви безусловной и постоянной». 
Основа его концепции в следующем. «Благодать любви» - одна из трех высочайших энергий, известных человеку, которая является мобилизирующей силой позитивной поляризации и служит созидательной энергией исторического прогресса. 
Сорокин выделяет ее функции: «она была и остается реальной силой, которая может: остановить межличностную и межгрупповую агрессию; преобразовать враждебные отношения в дружеские; исследования также показали: что любовь порождает любовь, а ненависть порождает ненависть; что любовь может влиять на международную политику и умиротворять конфликты; что любовь – это дающая жизнь сила, необходимая для физического, ментального и морального здоровья; что альтруисты живут дольше, чем эгоисты; что у детей, лишенных любви, больше шансов стать морально и социально дефективными; что любовь является сильным противоядием против преступных, патологических и суицидальных тенденций, против ненависти, страха и психоневрозов; что любовь выполняет важные познавательные и эстетические функции; что она является самой возвышенной и самой эффективной воспитательной силой для просвещения и морального облагораживания человечества; что она является сердцем и душой свободы и всех основных моральных и религиозных ценностей; что минимум любви абсолютно необходим для продления существования любого общества, и особенно для гармоничного социального порядка и созидательного прогресса; наконец, что в настоящий катастрофический момент истории рост «производства, распределения и циркуляции любви - энергии» и значительная альтруизация индивидов, институтов и культуры является необходимым условием для предотвращения новых войн и смягчения межличностных и межгрупповых раздоров». 
Главным фактом, подтверждающим актуальность изучения творчества великого социолога является непреходящая ценность его идей и прозрений, его прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и в мире в настоящее время. Это подчеркивается и российскими, и зарубежными социологами. 
Особенно ценной для существующей сейчас ситуации в России видится положение Сорокина о том, что только глобальная ценностная переориентация внутри самого общества может стать гарантом его стабилизации, дальнейшего развития и процветания, что никакие отдельные меры в области экономики и политики не смогут помочь в устранении кризиса.

 

Роль  культуры в формировании личности

 

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

 

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и  общества, можно судить по поведению  людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так  называемых детей джунглей, которые  оказались полностью лишенными  общения с людьми, свидетельствует  о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный  образ жизни, овладеть языком и научиться  добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими "существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило  вокруг, которые ритмично раскачивались  взад и вперед, словно дикие звери  в зоопарке", шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что  они являются представителями особого  вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких детей не произошло  развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение  стимулировало бы развитие их способностей и становление их "человеческих" личностей.

 

Если культура регулирует поведение  людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать ее репрессивной? Часто  культура действительно подавляет  побуждения человека, но она не исключает  их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются. Способность культуры управлять  человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего не беспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно также существует предел знаний, который может усвоить человеческий мозг.

 

Факторы окружающей среды также  ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана  могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды  могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических  джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного  времени возделывать определенные участки земли, поскольку на них  нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.

 

Поддержание устойчивого общественного  порядка также ограничивает влияние  культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения  таких поступков, как убийство, воровство  и поджог. Если бы эти поступки получили широкое распространение, стало  бы невозможным сотрудничество между  людьми, необходимое для собирания  или производства продуктов питания, обеспечения жильем и осуществления  других важных видов деятельности.

 

Другая важная часть культуры состоит  в том, что культурные ценности формируются  на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей.

 

Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое общество с точки зрения другого пренебрегает главным и занимается маловажными  делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние  на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным  пренебрежением, даже в сферах, необходимых  для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно  совершенствующаяся технология соответствует  требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь  человека - и юность, и смерть, и  память о нем после смерти.

 

В результате такого отбора прошлые  и нынешние культуры совершенно различны. В некоторых обществах считали войну самой благородной деятельностью человека. В других ее ненавидели, а представители третьих не имели о ней представления. В соответствии с нормами одной культуры женщина имела право выходить замуж за своего родственника. Нормы другой культуры это решительно запрещают. В нашей культуре галлюцинации считаются симптомом психического заболевания. Другие общества расценивают "мистические видения" как высшую форму сознания. Короче говоря, существует великое множество различии между культурами.

 

Даже беглое соприкосновение с  двумя или несколькими культурами убеждает, что различиям между  ними нет числа. Мы и Они ездим  по разным сторонам, Они говорят  на ином языке. У нас разные мнения о том, какое поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия добродетельной жизни. Значительно  труднее определить общие черты, свойственные всем культурам, - культурные универсалии.

 

Социологи выделяют более 60 культурных универсалий. К ним относятся спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения, шутки, язык религиозные обряды, изготовление орудий труда и попытки влиять на погоду.

 

Однако для разных культур могут  быть характерно разные виды спорта, украшений  и т.д. Окружающая Среда является одним из факторов, вызывающие эти  различия. Кроме того, все культурные особенности обусловлены историей определенного общества и формируется в результате уникального развития событий. На основе разных видов культур возникли разные виды спорта, запреты на кровные браки и языки, но главное - в той или иной форме они имеются в каждой культуре.

 

Почему существуют культурные универсалии? Некоторые антропологи считают, что они формируются на основе биологических факторов. К ним  относятся наличие двух полов; беспомощность  младенцев; потребность в пище и  тепле; возрастные различия между людьми; усвоение разных навыков. В связи  с этим возникают проблемы, которые  надо решать на основе данной культуры. Определенные ценности и образы мышления также являются универсальными. В  каждом обществе запрещено убийство и осуждается ложь, ни в одном  из них не одобряется страдание. Все  культуры должны способствовать удовлетворению определенных физиологических, социальных и психологических потребностей, хотя в частности возможны разные варианты.

 

В обществе возникает тенденция  судить о других культурах с позиции  превосходства своей собственной. Эта тенденция называется - энтоцентризмом. Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности миссионеров, которые стремятся обратить, "варваров" в свою веру. Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям.

 

Этноцентризмом отмечена деятельность первых антропологов. Они были склонны сравнивать все культуры со своей, которую считали самой передовой . По мнению американского социолога Уильяма Грем Самнера культуру можно понять только на основе анализа ее собственных ценностей , в ее собственном контексте. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом. Читатели книги Самнера были потрясены, прочитав, что людоедство и детоубийство имели смысл в тех обществах, где практиковались подобные обычаи.

 

Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между  близкими культурами. Например, в Германии двери в учреждении всегда плотно закрыты, чтобы разъединить людей. Немцы считают, что иначе служащие отвлекаются от работы. Наоборот, в  США двери кабинетов обычно открыты. Американцы, которые работают в Германии, часто жаловались, что закрытые двери  вызывали у них ощущение неприветливости  окружающих и чувство отчуждения. Закрытая дверь для американца имеет  совсем не тот смысл, что для немца.

 

Роль культуры в общественной жизни.

 

 Роль культуры в общественной жизни невозможно переоценить, так как, по большому счету, культура является той средой, в которой протекает человеческая жизнь, а значит, и жизнь всего общества. Человек как существо разумное создал совершенно уникальное жизненное пространство - культуру. И это пространство (или реальность, открытая только человеку) стало жизненной средой человека. Именно культура является тем ключевым компонентом, который позволяет определенной совокупности индивидов создавать социальную целостность, то есть общество. Общие способы коммуникации, общие цели и ценности, общие представления о должном, правильном и неправильном позволяют обществу сохранять стабильность и преемственность не только на протяжении жизни одного поколения, но и значительно более длительные промежутки времени - сотни, а иногда даже тысячи лет.

Информация о работе Контрольная работа по: «Социология»