Контрольная работа по "Социология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 00:15, контрольная работа

Описание работы

Общество может изменяться самым неожиданным, непредсказуемым образом. Большинство обществ, несмотря на временные отступления, развивается прогрессивно. Наука стимулирует технический прогресс. Ручные орудия труда вытесняются машинами, их место заменяют автоматизированные комплексы. Меняются образ и уровень жизни населения, благоустраиваются города, превращаясь в мегаполисы. Традиционные многоколенные семьи распадаются на множество семей, они не включают в себя дедушек, бабушек и других родственников.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………...3-5
2.Социальные изменения…………………………………………………………...5-7
3. Революция как форма социальных изменений………………………………..8-10
4. Эволюционные изменения…………………………………………………….11-15
5. Социальные реформы………………………………………………………….16-18
6. Заключение……………………………………………………………………..19-20
7. Список использованной литературы……

Работа содержит 1 файл

теория контрольной работы.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

В обществе известны различные революции: в производительных силах, науке, технике и культуре. Эти типы революции относятся к бескровным глобальным процессам, происходившим стихийно, без целенаправленного вмешательства партий или групп [4].  


 

4.Эволюционные изменения

Эволюционная  теория - это монистическое мировоззрение, признающее, что во всей вселенной совершается великий и единый, неудержимо шествующий вперед процесс развития, процесс преобразования простых форм в более совершенные, которому подчинены все состояния и формы явлений: возникновение и движения небесных тел; образование земной коры и горных пород; растительного и животного мира на земле; жизнь человеческих обществ; все произведения человеческого духа: язык, литература, религия, мораль, право, искусство.    

 Эволюционные изменения — это частичные и постепенные изменения, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо свойств, качеств, элементов в различных социальных системах, и приобретающих, в связи с этим, восходящую или нисходящую направленность [5].

В социологии социальных изменений существует значительное количество концепций, теорий и направлений. Наиболее исследованные теории: эволюционистская, неоэволюционистская, и теория циклических изменений.      Предшественником эволюционистских теорий следует считать А. Сен-Симона. Распространенную идею в конце XVIII — начале XIX в. о жизни общества как равновесии он дополнил положением о неуклонном последовательном продвижении общества к более высоким уровням развития. О.Конт связал процессы развития общества, человеческого знания и культуры. Все общества проходят три стадии: примитивную, промежуточную и научную,

 которым соответствуют формы человеческого  знания: теологического,  метафизического  и позитивного. Эволюция общества для него - это рост функциональной специализации структур и улучшение адаптации частей к обществу как целостному организму.

        Виднейший представитель эволюционизма Г.Спенсер представлял эволюцию как восходящее движение, переход от простого к сложному, не имеющий линейного и однонаправленного характера. Спенсер считал, что сущность эволюционных изменений и прогресса заключается в усложнении общества, в усилении его дифференциации, в отмирании неприспособленных индивидов, социальных институтов, культур, выживании и процветании приспособленных. Социальное изменение рассматривается как результат адаптации системы к своему окружению. Только структуры, обеспечивающие социальной системе большую приспособленность к среде, продвигают эволюцию вперед [2].

        Приведенные эволюционистские концепции главным образом объясняли происхождение социальных изменений эндогенными, т.е. внутренними причинами. Процессы, происходящие в обществе, объясняли по аналогии с биологическими организмами. Классический эволюционизм, по сути, исключает человеческий фактор в социальных изменениях, внушая людям неизбежность восходящего развития.

        Неоэволюционизм. В 50-х гг. XX в. после периода критики и опалы социологический эволюционизм вновь оказался в центре внимания социологов. Такие ученые, как Г. Ленски, Дж. Стюарт, Т. Парсонс и другие, дистанцируясь от классического эволюционизма, предложили свои теоретические подходы к эволюционным изменениям. Если классический эволюционизм исходит из того, что все общества проходят один и тот же путь развития от низших форм к высшим, то представители неоэволюционизма приходят к выводу, что каждая культура, каждое общество наряду с общими тенденциями имеют свою логику эволюционного развития [5]. Основное внимание направляется не на последовательность необходимых стадий, а на причинный механизм изменений. При анализе изменений неоэволюционисты стараются избегать оценок и аналогий с прогрессом. Основные взгляды формируются в виде гипотез и предположений, а не в виде прямых утверждений. Эволюционные процессы протекают не равномерно по восходящей прямой линии, а скачкообразно и носят многолинейный характер. На каждой новой ступени общественного развития ведущей может стать одна из линий, игравших даже второстепенную роль на предыдущей стадии.

          Теории циклических изменений. Цикличность различных природных, биологических и социальных явлений была известна уже в глубокой древности. Так, древнегреческие философы Платон, Аристотель и другие разработали учение о цикличности политических режимов власти. В эпоху Просвещения итальянский придворный историограф Джамбаттиста Вико (1668-1744) разработал теорию циклического развития истории. Он считал, что типичный исторический цикл проходит три стадии: анархия и дикость; порядок и цивилизация; упадок цивилизации и возврат к новому варварству. При этом каждый новый цикл качественно отличается от предыдущего,  т. е. движение идет по восходящей спирали. Русский философ и социолог К. Я. Данилевский считал, что каждая цивилизация подобно биологическому организму проходит стадии зарождения, возмужания, дряхления и гибели. По его мнению, ни одна цивилизация не является лучшей или более совершенной; каждая имеет свои собственные ценности и тем самым обогащает общую человеческую культуру; каждая имеет свою внутреннюю логику развития и проходит свойственные ей стадии. Теория жизненных циклов цивилизаций нашла свое развитие в трудах английского историка А. Тойнби: всемирная история представляет собой возникновение, развитие и упадок относительно замкнутых дискретных (прерывистых) цивилизаций [5]. Основные выводы приверженцев данной теории:

      1)  циклические процессы бывают замкнутыми, когда каждый полный цикл возвращает систему в исходное (тождественное первоначальному) положение; бывают спиралевидными, когда повторение определенных этапов происходит на качественно ином уровне (более высоком или более низком);

        2) любая социальная система в своем развитии переживает ряд последовательных стадий:  зарождение, развитие (зрелость), упадок, разрушение;

         3) фазы развития системы, имеют различную интенсивность и временную протяженность: ускоренные процессы изменений на одной фазе могут сменяться длительным застоем (консервацией);

        4) ни одна цивилизация (культура) не является лучшей или более совершенной;

        5) социальные изменения - результат естественного процесса развития социальных систем и результат активной преобразующей деятельности человека.

        Наглядным примером циклического  характера социальных изменений  служит смена поколений людей.  Каждое поколение нарождается, проходит период социализации, период активной деятельности, далее следует период старости и естественного завершения жизненного цикла. Каждое поколение формируется в специфических социальных условиях, поэтому не похоже на предыдущие поколения и приносит в жизнь что-то свое, новое, чего еще не было в социальной жизни. Тем самым оно осуществляет многочисленные социальные изменения.                     

        Другой подход к изучению причин социальных революций, экзогенный, представлен теорией диффузии - просачиванием культурных образцов из одного общества в другие [5]. В центр анализа здесь помещены каналы и механизмы проникновения внешних влияний. К ним относились завоевания, торговля, миграция, колонизация, подражание и др. Любая из культур неизбежно испытывает на себе влияние других культур, в том числе культур завоеванных народов. Этот встречный процесс взаимовлияния и взаимопроникновения культур называется в социологии аккультурацией. Например, в США важнейшую роль на протяжении всей истории играли иммигранты из самых разных стран мира. Можно говорить об усилении в последние годы влияния на прежде практически неизменную англоязычную культуру американского общества испаноязычной и афроамериканской субкультур.

Понятия «эволюция» и «революция» помогают понять характер социальных изменений. Часто данные понятия рассматриваются как противоположные. Эволюционные процессы отождествляются с постепенными изменениями, революции – с радикальными переменами в развитии явлений природы и общества. Революции содержат значительные эволюционные вкрапления, во многих случаях совершаются в эволюционной форме. В свою очередь эволюция не сводится только к постепенным изменениям, она включает и качественные скачки. Следовательно, в обществе постепенные количественные и качественные изменения есть взаимообусловленные и взаимопроникающие звенья одного и того же процесса развития [4].

 Социальные революции  играют прогрессивную роль: разрешают многочисленные противоречия в эволюционном развитии общества; поднимают общественное развитие на новую степень, отбрасывают все устаревшее. Но в ХХ в. отношение к революционным процессам пересматривается. Показательна позиция английского историка и философа А. Тойнби, который оценивает революцию как торможение прогресса. Он считает, что революция, уничтожая устаревшие порядки, производит громадные разрушения, перечеркивающие положительные моменты революции.

Современная наука, не отрицая революционной формы развития, переносит центр тяжести в анализе социальных изменений на эволюционную, реформистскую форму. Но и нельзя отождествлять эволюцию с прогрессом, т.к.  многие общества в результате социальных изменений оказываются в кризисном состоянии и/или деградируют. Например, Россия в результате начавшихся в начале 90-х гг. XX в. либеральных реформ по основным своим показателям (социально-экономическим, технологическим, морально-этическим и др.) оказалась отброшенной в своем развитии на многие десятилетия назад.

 

 

5. Социальные  реформы

      Реформа – это преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы предполагают постепенные изменения социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Реформа может иметь и стихийный характер, но всегда – это процесс постепенного накопления каких-либо новых элементов, свойств, в результате чего изменяется вся социальная система или важные ее стороны [1]. Под реформами обычно понимают медленные

эволюционные изменения, не приводящие к массовому насилию, быстрой смене политических элит, быстрым и радикальным изменениям в социальной структуре и ценностных ориентациях.

Реформы проводятся с помощью новых законодательных актов и направлены на совершенствование существующей системы без ее качественных изменений.        Выделяют следующие виды реформ экономические, политические и социальные[1]. Переход экономики к рыночным ценам, приватизация, закон о банкротстве предприятий, новая налоговая система - примеры экономических реформ. Изменение Конституции, формы голосования на выборах, расширение гражданских свобод, переход от монархии к республике - примеры политических реформ.

       Социальные реформы касаются преобразований в тех сферах общества (сторон общественной жизни), которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Так введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице новой формы социальной защиты населения не просто затрагивают наши интересы, но касаются социального положения многочисленных слоев населения, ограничивают или расширяют доступ миллионов к социальным благам - образованию, здравоохранению, занятости, социальным гарантиям. То есть социальные реформы изменяют существующую систему общественного распределения.

      Социальные реформы имеют два подвидах: социальной модернизации и социальной трансформации [1]    Социальная модернизация — прогрессивные социальные изменения, улучшающие параметры функционирования социальной системы  (подсистемы). Социальная модернизация - процесс превращения традиционного общества в индустриальное. Модернизация имеет две разновидности: органическую - развитие на собственной основе (процесс превращения традиционного общества с преобладанием натурального хозяйства с сословной иерархией, в индустриальное, с развитой механизацией и автоматизацией труда и массовым производством товаров); органическую — ответ на внешний вызов, с целью преодолеть отсталость (инициируется «сверху»). Например, реформы Петра I, в результате которых Россия должна была достичь уровня развития западных стран.

Модернизация анализирует схемы и модели возможных общественных преобразований на пути к индустриальному и постиндустриальному обществу. Поначалу модернизация понималась как «вестернизация», т.е. копирование западных устоев во всех областях жизни, а в качестве прообраза современного общества выступало американское. Модернизация описывалась как форма «догоняющего развития», а главным средством реформ считалась экономическая помощь западных стран. При этом предполагалось, что достижение определенного уровня дохода на душу населения автоматически вызовет изменения и во всех других сферах общества: политической, социальной, культурной. Такой взгляд не выдержал проверки действительностью. В афро-азиатских, латиноамериканских и других странах либерализация обернулась коррупцией чиновников, катастрофическим расслоением населения, конфликтами в обществе. Стало очевидно, что модернизация может проводиться и вне западной демократической модели. Главный упор делается на национальную форму проведения реформ. А решающим фактором признается социокультурный фактор, а именно - тип личности, национальный характер.

Социальная трансформация – это изменение политической государственной 

системы, отказ от монополии одной партии, создание парламентской республики западного типа, общая демократизация общественных отношений;     

   обновление экономических основ общественной системы, отход  центральной плановой экономики с ее распределительными функциями, ориентация на экономику рыночного типа: разгосударствление собственности и широкая программа приватизации;

   создание нового правового механизма экономических и финансовых отношений, допускающий многоукладность форм экономической жизни и создающий инфраструктуру для развития частной собственности; введение свободных цен [2].

Информация о работе Контрольная работа по "Социология"