Контрольная работа по "Социология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 11:19, контрольная работа

Описание работы

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – социолог и философ, основатель французской социологической школы, многочисленные труды которого оказали и продолжают оказывать исключительно сильное влияние на последующее развитие социологической мысли. Являясь продолжателем контовской позитивистской традиции в социологии, Э. Дюркгейм внёс особенно весомый вклад в разработку проблем предмета и метода социологии как самостоятельной науки с позиций структурного функционализма[1, с. 60].

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э.Дюркгейма………………………………….4
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества………………………………………………………………………………..10
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?..................................................................... 15
Заключение…………………………………………………………………..….. 20
Список используемой литературы……………………………………………. 21

Работа содержит 1 файл

Дюркгейм.docx

— 58.96 Кб (Скачать)



 

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ, ИСТОРИИ И ПРАВА

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По социологии:

Вариант №3

 

 

                                                                         Выполнила: Боклыкова Я.С                                                                                                                                                                  

                                                                         Специальность: Финансы и кредит

                                                                         Группа: 4ФКп-5

                                                                         № зачетной книжки: 09ФФД41003

                                                                        Преподаватель: Матвеева Н.А.

 

 

 

 

Барнаул 2011 г. 
Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Учение о методе Э.  Дюркгейма и концепция социального  факта.            Особенности «социологизма» Э.Дюркгейма………………………………….4

2. Основное содержание  социологической теории Э. Дюркгейма  – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества………………………………………………………………………………..10

3. Что такое парадигма  в социологической интерпретации?  Какие парадигмы можно выделить  в социологии?..................................................................... 15

Заключение…………………………………………………………………..….. 20

Список используемой  литературы……………………………………………. 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) –  социолог и философ, основатель французской  социологической школы, многочисленные труды которого оказали и продолжают оказывать исключительно сильное влияние на последующее развитие социологической мысли. Являясь продолжателем контовской позитивистской традиции в социологии, Э. Дюркгейм внёс особенно весомый вклад в разработку проблем предмета и метода социологии как самостоятельной науки с позиций структурного функционализма[1, с. 60].

Всё вышесказанное обосновывает актуальность выбранной темы контрольной работы.

Целью контрольной работы состоит в том, чтобы изучить Теорию эволюционного развития общества Эмиля Дюркгейма. Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:

    1. Описать учения Э. Дюркгейма и концепции социального факта
    2. Раскрыть взгляд Э. Дюркгейма на социологию как науку
    3. Рассмотреть содержание теории «социальной солидарности»
    4. Дать понятие парадигмы в социологической интерпретации и выделить основные их иды в социологии

Предметом изучения являются  теории, учения, методы и взгляды  Эмиля Дюркгейма, а в частности, его теория эволюционного развития общества.

Объектом изучения является творчество Эмиля Дюркгейма, оказавшее  колоссальное влияние на социологию как науку.

 

 

  1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма

 

    Эмиль Дюркгейм (1857-1918) был приверженцем классического  научного метода в социологии. В истории социологии Э. Дюркгейм  представляет новую и важную главу в ее развитии. Это обусловлено тем, что он практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии - «социальную сферу».

В социально-философской  концепции Дюркгейма социология занимает центральное место среди общественных наук. Она вооружает, по его мнению, все другие общественные науки методом и теорией, на базе которых должны вестись исследования в различных областях общественной жизни.

      Соотношение социологии и философии в понимании Дюркгейма выражалось в требовании, с одной стороны, отделения социологии от философии, а с другой, - нахождения новых видов связей между ними. Для превращения социологии в самостоятельную науку необходимо, считал Дюркгейм, наличие особого предмета данной науки и соответствующего метода [2, с.39].  

По мнению Дюркгейма, социология должна изучать синхронные и коллективные аспекты социальной жизни. Этим он сделал социологию структурирующей наукой, т.е. наукой, изучающей целое, которое нельзя свести к сумме его частей, в котором части рассматриваются в их отношении к целому больше, чем к собственному прошлому, и в котором собственное понимание участником событий действительности имеет подчинённое значение по сравнению с отстранённым научным анализом.

Социология вычленилась в качестве самостоятельной отрасли знания вследствие своей претензии на научное исследование общества. Наиболее чётко принципы классического типа научности были сформулированы в работе французского социолога Э. Дюркгейма «Правила социологического метода» (1895 г.). Дюркгеймовская социология основывается на теории социального факта. В данной работе Э. Дюркгейм излагает основные требования к ним, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки [1, с. 62].

Содержание социальной реальности составляют социальные факты, которые  не следует сводить ни к экономическим, ни к правовым, ни к каким-либо другим фактам действительности. Эти социальные факты обладают следующими самостоятельными характеристиками:

           1) объективное существование, т. е. не зависящее ни от какого отдельно взятого индивида. Для того чтобы понять сущность социальных фактов, их нужно наблюдать извне, открывать заново, как мы открываем факты физической реальности. Поэтому, утверждает Э. Дюркгейм, «… социальные факты следует рассматривать как вещи. Вещи – это все, что нам дано, что представляется или, скорее, навязывается наблюдению». Основное заблуждение всех прежних научных дисциплин, изучавших общество, по мнению Э. Дюркгейма, состояло в том, что они в своем изучении социальных явлений исходили из того значения, какое мы сами им придаем; между тем настоящее значение их можно обнаружить лишь с помощью объективного научного исследования;

           2) способность оказывать давление на любого отдельно взятого индивида принудительной силой, а значит детерминировать его действия. Регуляция поведения индивида в обществе определяется совокупностью социальных фактов, действующих в том обществе, в котором он живёт, и подталкивающих его на совершение именно таких, а не иных поступков [2, с.41].

В качестве одной из важнейших  задач социологической науки  Э. Дюркгейм определял изучение этих социальных фактов, которые по сути дела обесценивали объяснения социального действия с точки зрения «свободной воли». Всю совокупность социальных фактов Э. Дюркгейм подразделял на две основные группы: морфологические и духовные.

К морфологическим, образующим своеобразный «материальный субстрат» общества, можно отнести, например плотность населения. Она действительно не зависит от поступков и намерений ни одного из отдельно взятых индивидов; а вот их условия жизни зависят от плотности довольно сильно. При этом необходимо различать физическую плотность общества и моральную, под которой Э. Дюркгейм подразумевал частоту контактов или интенсивность общения между ними. Сочетание этих двух видов плотности определяет особенности социальной дифференциации или общественного разделения труда в данном обществе. При объяснении социальных явлений Э. Дюркгейм использовал демографические и социально-экологические факторы. Морфологические социальные факты – это явления, совокупность которых образует материальные условия жизни людей, и носят не природный характер, а порождены деятельностью самого общества.

Что же касается духовных социальных фактов, то они не менее объективны, нежели морфологические, хотя и не имеют столь «вещественного» воплощения. К ним следует отнести «коллективные представления», совокупность которых образует коллективное или общее представление. Социальные нормы и другие социальные факторы оказывают влияние на поведение отдельных членов общества через определенные механизмы их усвоения, причем эффективность действия социальных регуляторов проявляется в том, что выполнение норм становится желательным для самого индивида [3, с.139].            

Итак, социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов. Социальный факт специфичен. Он порождён объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе от того, что происходит на уровне индивидуальных сознаний потому, что у него другое основание, другой субстрат – коллективное сознание. Для того чтобы возник социальный факт, указывает Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (так как он образуется из взаимодействия множества сознаний), то он неизменно имеет следствием  закрепление, установление вне индивидуальных сознаний каких-либо образцов поведения, способов действий, ценностей и т.д., которые существуют объективно.

Главная особенность метода Дюркгейма – объяснять социальное социальным – заключается в том, что ценности и идеи воплощаются в социальные нормы и становятся рычагами социальной регуляции. В нормальных условиях внешняя социальная детерминация осуществляется через ценностную ориентацию человека. Нормы и ценности становятся двумя сторонам социального явления, эмпирической жизни вообще. Социальные нормы, как и социальные факты вообще, для Дюркгейма имеют принудительный характер, т. е. заставляют человека действовать в соответствии с их содержанием. Но когда он вводит в оборот ценности и ценностные ориентации, то проявляются новые грани его социологии: социальные нормы эффективны только тогда, когда они опираются не на внешнее принуждение, а на нравственный авторитет общества, нравственное совершенство людей [3, с.140-141].

Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обозначают как «социологизм». Этот термин, несомненно, огрубляет и упрощает представление о дюркгеймовской теории. Тем не менее, он может служить полезным ориентиром, указывающим на некоторые существенные особенности социологических воззрений французского ученого.

Для понимания дюркгеймовского  «социологизма» необходимо выделить и различать в нем два аспекта: онтологический и методологический.

Онтологическая сторона  социологизма», т. е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях:

1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и «реальная, как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.

2. Общество - это реальность особого рода не сводимая к другим ее видам. Речь идет, прежде всего, о всемерном подчеркивании автономии социальной реальности по отношению к индивидуальной, т. е. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. «...Общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui generis, наделенную своими особыми свойствами. Конечно, коллективная жизнь предполагает существование индивидуальных сознаний, но этого необходимого условия недостаточно. Нужно еще, чтобы эти сознания были ассоциированы, скомбинированы, причем скомбинированы определенным образом», - пишет Дюркгейм. Идея дихотомии индивида и общества красной нитью проходит через все научное творчество французского социолога. В различных его исследованиях эта дихотомия выступает в форме понятийных пар, так или иначе воплощающих противоположность этих реальностей. «Индивидуальные факты - социальные факты», «индивидуальные представления - коллективные представления», «индивидуальное сознание - коллективное сознание», «светское - священное» - таковы некоторые из основных дихотомий социологии Дюркгейма.

3. Онтологическая сторона «социологии» не сводится, однако, к признанию основательности и автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение и детерминации человеческого сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным [3, с.143].

Социология мыслилась  Дюркгеймом не просто как самостоятельная  социальная наука в ряду других, но и как «система, корпус социальных наук». В результате «социологизм»  предстает не только как базовая  социологическая концепция, но и как философское учение. Те глобальные проблемы природы морали, религии, познания, категорий мышления, которые стремился разрешить в своих исследованиях Дюркгейм, нередко выходили за рамки собственно социологической проблематики, являясь философскими в самой своей постановке. Отсюда его двойственное отношение к философии. С одной стороны, Дюркгейм отмечал в качестве одного из отличительных признаков социологического метода независимость от всякой философии; с другой - он по собственному признанию, всегда оставался философом.

Таковы основные принципы «социологизма», посредством которых  Дюркгейм обосновывал необходимость  и возможность социологии как  самостоятельной науки [2, с.40].

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основное содержание социологической теории                                          Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества.

Центральная проблема в творчестве Дюркгейма – это проблема социальной солидарности. Еще в своей докторской диссертации он утверждал, что солидарность базируется на разделении труда. По его мнению, существует два исторических типа солидарности. Первый тип – механическая солидарность, или солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт. Этот тип солидарности наблюдается в архаических обществах. С возникновением разделения труда люди все больше отличаются друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, по аналогии со взаимозависимостью и взаимодополняемостью частей тела в организме. Этот второй, более развитый тип солидарности был назван Дюркгеймом органическим [4, с.220].

Книга “О разделении общественного  труда” представляет собой публикацию успешно защищенной докторской диссертации автора.

Содержание ее гораздо  шире заглавия и, по существу, составляет общую теорию социальных систем и их развития. Основная цель работы доказать, что, вопреки некоторым теориям, разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность, или, иными словами, выполняет нравственную функцию. Но за этой формулировкой скрывается другая цель, более значимая для автора: доказать, что разделение труда - эти тот фактор, который создает и воссоздаст единство обществ, в которых традиционные верования утратили былую силу и привлекательность.

Информация о работе Контрольная работа по "Социология"