Контрольная работа по «Социология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 14:05, контрольная работа

Описание работы

Эмиль Дюркгейм (1857-1918) был приверженцем классического научного метода в социологии. В истории социологии Э. Дюркгейм представляет новую и важную главу в ее развитии. Это обусловлено тем, что он практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии - «социальную сферу». Идейно теоретическим источником для Дюркгейма служили концепции просвещения, идеи Сен-Симона и Конта, этика Канта, психология народов Бунда, а также идеи немецкой исторической школы права.

Содержание

1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта.
Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма……………………. 3 стр.
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма –
поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в
развитии общества…………………………………………….….….10 стр.
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие
парадигмы можно выделить в социологии? ……………..….......14 стр.
Заключение ………………………………………………………….....15 стр.
Список литературы………………………………………………......16 стр.

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

      Социальная физиология, которая  исследует «жизненные проявления  обществ», охватывает ряд частных  социальных наук. Она включает  в себя:

- социологию религии,

- социологию морали,

- юридическую социологию,

- экономическую социологию,

- лингвистическую социологию,

- эстетическую социологию.

      Общая социология, подобно общей  биологии, осуществляет теоретический  синтез и устанавливает наиболее  общие законы. Эта структура отражает  общий замысел строения социологической науки, высказанный Контом, то есть можно наблюдать преемственность подходов, которая сохранялась длительное время во французской социологии.

     Заключая этот раздел социологического  учения Дюркгейма, следует подчеркнуть  плодотворность ряда положений его концепции «социологизма» на том историческом периоде развития социологии. Среди них можно назвать следующие: признание общества самостоятельной объективной реальностью по отношению к составляющим его индивидам; рассмотрение влияния социальной среды на индивидуальное сознание и поведение, а также обоснование социальной природы морали религии и самого процесса познания. Но не следует упускать из виду и крайности его «социологизма», который приводил к тому, что фактически сама социальная реальность оказывалась существующей как внешнеиндивидуальная и надиндивидуальная  реальность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.  Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма –

     поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в

                                    развитии общества.

      Главной идеей, вдохновившей Дюркгейма,  была идея социальной солидарности, стремление найти ответ на  вопрос о том, какие связи  объединяют людей в общество. В объяснении этой проблемы Дюркгейм отталкивается от типичной для социологии XIX века идеи двух типов общества: традиционное и современное. Отсюда он выделяет два типа социальной солидарности.

      Во-первых, механическую солидарность, которая была типична для традиционного, архаического общества и основывалась на неразвитости и сходстве составляющих общество людей. Индивид в таком обществе не принадлежит сам себе, а коллективное сознание почти целиком покрывает индивидуальные особенности, то есть отсутствует собственное «Я» - «Я это только МЫ». Как известно, социальное принуждение выражалось здесь в строгих репрессивных законах, карающих за малейшее отклонение от норм коллективного поведения.

     Во-вторых, органическую солидарность, которая порождается разделением общественного труда и которая основана не на сходстве, а на различии индивидов. И если механическая солидарность предполагает поглощение индивида коллективом, то органическая солидарность, напротив, предполагает развитие личности. Именно благодаря разделению труда индивид осознает свою зависимость от общества, которая раньше поддерживалась репрессивными мерами. Как подчеркивал Э. Дюркгейм, так как разделение труда становится важным источником социальной солидарности, то оно (разделение труда) вместе с этим становится основанием морального порядка. Поэтому переход от механической солидарности к органической он считает не только историческим законом, но и главным показателем прогресса.

     Рассматривая солидарность как  высший моральный принцип, высшую  универсальную ценность, Дюркгейм  признавал моральным и разделение труда. Однако нельзя не заметить, что общество, в котором доминирует органическая солидарность, создает условия для расцвета индивидуализма. Сама мораль и коллективная потребность предполагают здесь проявить себя. Вместе с тем, в обществе, где уважается личность, для поддержания мирного сосуществования дифференцированных индивидов необходимы общие ценности. В обществе, высшим законом которого является индивидуализм, важно придать коллективному сознанию достаточный авторитет и достаточно широкое содержание.

     Тем не менее, любое современное  общество, в котором господствует  органическая солидарность, чревато опасностью разъединения и аномалии. Дюркгейм, естественно, видит наличие социальных проблем и конфликтов. Вместе с тем, он считал их просто отклонением от нормы, вызванным недостаточной отрегулированностью отношений между главными классами общества.

      В этом плане Дюркгейм развивал  идею создания профессиональных  корпораций в качестве новых органов общественной солидарности. Они должны, по его замыслу, выполнять широкий круг общественных функций - от производственных до морально-культурных, вырабатывать и внедрять в жизнь новые формы, которые будут регулировать отношения между людьми и способствовать развитию личности.

    Решающую роль в деле социальной интеграции Дюркгейм отводил идеалам и верованиям («коллективным представлениям»), видя в них главные компоненты морали и религии. Этим проблемам, носящим в значительной степени социально-философский характер, была посвящена его последняя крупная работа «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» (1912 г.). В этой работе им был высказан ряд интересных идей о структуре и социальных функциях религии. Немаловажным аспектом данной работы являлась попытка Дюркгейма выявить социальную природу познавательного процесса. Этим он сыграл важную роль в становлении социологии познания.

    Последовательно проводя мысль  о «коллективном сознании» как  источнике и регуляторе общественной жизни и общественного развития, Дюркгейм распространяет ее и на происхождение философских категорий. По его мнению, логические категории - суть «коллективные представления», они передают состояние коллектива, и в этом заложена их всеобщность и устойчивость. Он отмечал, что коллективные представления – продукт громадной кооперации во времени и пространстве. Чтобы создать коллективные представления, множество различных умов соединили, синтезировали, сочетали свои идеи и чувства, многие поколения накапливали в них свои знания и опыт. В коллективных представлениях, по Дюркгейму, сконцентрирована своеобразная умственная жизнь, бесконечно более богатая и сложная, чем умственная жизнь индивида.

      Из аналогии с организмом Дюркгейм выводил также свои понятия «нормального типа» обществ, нормы и патологии, которые применял затем к интерпретации таких явлений, как преступность, кризисы и другие проявления общественной дезорганизации.

     Нормальными, по Дюркгейму, являются те отправления социального организма, которые вытекают из условий его существования. Преступления и другие социальные болезни, нанося вред обществу и вызывая отвращение, вместе с тем нормальны в том смысле, что коренятся в определенных общественных условиях и поддерживают полезные и необходимые общественные отношения.

     Понимание нормального как общепринятого и широко распространенного вело Дюркгейма к парадоксальным заключениям, а порой и к релятивизму. Так, преступление, встречавшееся во всех или в большинстве обществ, рассматривалось им как нормальное явление. Напротив, рост числа самоубийств в конце ХIХ века и некоторые типы экономического кризиса квалифицировалось как патологические. При этом Дюркгейм исходил из необходимости опираться на определенную теорию общества и исторического развития, имея в виду некую идеальную, оптимальную форму общества, по отношению к которому следует рассматривать отклоняющиеся случаи. Но теоретически обосновать эту идею он не мог, что неизбежно и приводило к релятивизму. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3.Что такое парадигма в социологической интерпретации?

               Какие  парадигмы можно выделить в социологии? 

     Социологическая парадигма –  это совокупность основных положений  и          принципов,  лежащих в основе той или  иной теории, обладающая специфическим   категориальным аппаратом и признающаяся  группой ученых. Иногда под парадигмой понимаются крупные теории, группы теорий или метатеории.  Каждая парадигма достаточно своеобразна и избирательна в плане оценки факторов общественного развития, анализа поведения людей, приоритетности рассмотрения тех или иных сторон общества. Именно поэтому ни одна из парадигм не дает всеобъемлющий анализ общества, хотя и вносит свой конкретный частичный вклад в его рассмотрение.

      Все социологические парадигмы  по характеру принципиальных  методологических подходов к анализу общества можно разделить на 3 большие группы:                             

- структурные  парадигмы - рассматривают организацию,  функционирование и  развитие  общества как единого целого  и на макроуровне (функционализм,    конфликтные парадигмы);                                                   

- интерпретивные  парадигмы - делают акцент на  изучении и интерпретации   

человеческого поведения на микроуровне (парадигма  соц. действия,           символический интеракционизм, феноменология, этнометодология);            

- интегральные  и объединительные парадигмы  - выражают взаимосвязь соц.   

структур  и деятельных соц. агентов (интергральная  парадигма П.Сорокина,    структурация А.Гидденса, структуралистский конструктивизм П.Бурдье,        структурно-деятельностная социология П.Штомпки).                    

                                                  Заключение.

    

       Вопрос о природе общества и его кризисе, об интегративном социальном начале, о значении общественной солидарности и разделении труда, о сущности и функциях общественного сознания, методах социологического исследования и статусе социологии как науки, - все эти проблемы, решаемые Дюркгеймом, с позиции  достаточно цельной философско-социологической концепции, принадлежат к числу фундаментальных проблем теоретической социологии, которые продолжают дискутироваться и в настоящее время. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                        Список литературы. 

1)Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

2)Социология .Учеб.-метод. пособие. Колоткин М.Н. – Новосибирск: СГГА, 2001. – 72 с.

3) История социологии в Западной Европе и США. Учеб-ник для вузов. Ответственный редактор — академик И 90 ран Г. В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001. — 576 с. 
 
 
 

Информация о работе Контрольная работа по «Социология»