Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 14:05, контрольная работа
Эмиль Дюркгейм (1857-1918) был приверженцем классического научного метода в социологии. В истории социологии Э. Дюркгейм представляет новую и важную главу в ее развитии. Это обусловлено тем, что он практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии - «социальную сферу». Идейно теоретическим источником для Дюркгейма служили концепции просвещения, идеи Сен-Симона и Конта, этика Канта, психология народов Бунда, а также идеи немецкой исторической школы права.
1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта.
Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма……………………. 3 стр.
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма –
поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в
развитии общества…………………………………………….….….10 стр.
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие
парадигмы можно выделить в социологии? ……………..….......14 стр.
Заключение ………………………………………………………….....15 стр.
Список литературы………………………………………………......16 стр.
Социальная физиология, которая
исследует «жизненные
- социологию религии,
- социологию морали,
- юридическую социологию,
- экономическую социологию,
- лингвистическую социологию,
- эстетическую социологию.
Общая социология, подобно общей
биологии, осуществляет теоретический
синтез и устанавливает
Заключая этот раздел
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма –
поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в
развитии общества.
Главной идеей, вдохновившей
Во-первых, механическую солидарность, которая была типична для традиционного, архаического общества и основывалась на неразвитости и сходстве составляющих общество людей. Индивид в таком обществе не принадлежит сам себе, а коллективное сознание почти целиком покрывает индивидуальные особенности, то есть отсутствует собственное «Я» - «Я это только МЫ». Как известно, социальное принуждение выражалось здесь в строгих репрессивных законах, карающих за малейшее отклонение от норм коллективного поведения.
Во-вторых, органическую солидарность,
которая порождается
Рассматривая солидарность как
высший моральный принцип,
Тем не менее, любое
В этом плане Дюркгейм
Решающую роль в деле социальной интеграции Дюркгейм отводил идеалам и верованиям («коллективным представлениям»), видя в них главные компоненты морали и религии. Этим проблемам, носящим в значительной степени социально-философский характер, была посвящена его последняя крупная работа «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» (1912 г.). В этой работе им был высказан ряд интересных идей о структуре и социальных функциях религии. Немаловажным аспектом данной работы являлась попытка Дюркгейма выявить социальную природу познавательного процесса. Этим он сыграл важную роль в становлении социологии познания.
Последовательно проводя мысль о «коллективном сознании» как источнике и регуляторе общественной жизни и общественного развития, Дюркгейм распространяет ее и на происхождение философских категорий. По его мнению, логические категории - суть «коллективные представления», они передают состояние коллектива, и в этом заложена их всеобщность и устойчивость. Он отмечал, что коллективные представления – продукт громадной кооперации во времени и пространстве. Чтобы создать коллективные представления, множество различных умов соединили, синтезировали, сочетали свои идеи и чувства, многие поколения накапливали в них свои знания и опыт. В коллективных представлениях, по Дюркгейму, сконцентрирована своеобразная умственная жизнь, бесконечно более богатая и сложная, чем умственная жизнь индивида.
Из аналогии с организмом Дюркгейм выводил также свои понятия «нормального типа» обществ, нормы и патологии, которые применял затем к интерпретации таких явлений, как преступность, кризисы и другие проявления общественной дезорганизации.
Нормальными, по Дюркгейму, являются те отправления социального организма, которые вытекают из условий его существования. Преступления и другие социальные болезни, нанося вред обществу и вызывая отвращение, вместе с тем нормальны в том смысле, что коренятся в определенных общественных условиях и поддерживают полезные и необходимые общественные отношения.
Понимание нормального как общепринятого
и широко распространенного вело Дюркгейма
к парадоксальным заключениям, а порой
и к релятивизму. Так, преступление, встречавшееся
во всех или в большинстве обществ, рассматривалось
им как нормальное явление. Напротив, рост
числа самоубийств в конце ХIХ века и некоторые
типы экономического кризиса квалифицировалось
как патологические. При этом Дюркгейм
исходил из необходимости опираться на
определенную теорию общества и исторического
развития, имея в виду некую идеальную,
оптимальную форму общества, по отношению
к которому следует рассматривать отклоняющиеся
случаи. Но теоретически обосновать эту
идею он не мог, что неизбежно и приводило
к релятивизму.
3.Что такое парадигма в социологической интерпретации?
Какие парадигмы
можно выделить в социологии?
Социологическая парадигма –
это совокупность основных
Все социологические парадигмы
по характеру принципиальных
методологических подходов к анализу
общества можно разделить на 3 большие
группы:
- структурные
парадигмы - рассматривают организацию,
функционирование и развитие
общества как единого целого
и на макроуровне (
- интерпретивные парадигмы - делают акцент на изучении и интерпретации
человеческого поведения на микроуровне (парадигма соц. действия, символический интеракционизм, феноменология, этнометодология);
- интегральные и объединительные парадигмы - выражают взаимосвязь соц.
структур
и деятельных соц. агентов (интергральная
парадигма П.Сорокина, структурация
А.Гидденса, структуралистский
Вопрос о природе общества и его кризисе,
об интегративном социальном начале, о
значении общественной солидарности и
разделении труда, о сущности и функциях
общественного сознания, методах социологического
исследования и статусе социологии как
науки, - все эти проблемы, решаемые Дюркгеймом,
с позиции достаточно цельной философско-социологической
концепции, принадлежат к числу фундаментальных
проблем теоретической социологии, которые
продолжают дискутироваться и в настоящее
время.
1)Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
2)Социология .Учеб.-метод. пособие. Колоткин М.Н. – Новосибирск: СГГА, 2001. – 72 с.
3) История
социологии в Западной
Европе и США. Учеб-ник для вузов. Ответственный
редактор — академик И 90
ран Г. В. Осипов.
— М.: Издательство НОРМА (Издательская
группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001. — 576 с.