Контрольная работа по «Социология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 14:05, контрольная работа

Описание работы

Эмиль Дюркгейм (1857-1918) был приверженцем классического научного метода в социологии. В истории социологии Э. Дюркгейм представляет новую и важную главу в ее развитии. Это обусловлено тем, что он практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии - «социальную сферу». Идейно теоретическим источником для Дюркгейма служили концепции просвещения, идеи Сен-Симона и Конта, этика Канта, психология народов Бунда, а также идеи немецкой исторической школы права.

Содержание

1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта.
Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма……………………. 3 стр.
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма –
поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в
развитии общества…………………………………………….….….10 стр.
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие
парадигмы можно выделить в социологии? ……………..….......14 стр.
Заключение ………………………………………………………….....15 стр.
Список литературы………………………………………………......16 стр.

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

      ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

      ФИЛИАЛ  В ГОРОДЕ БАРНАУЛ

      РЕГИОНАЛЬНАЯ  КАФЕДРА ФИ и П 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Социология»

                                              Вариант № 3. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                            Студентка: Белоусова  М.А.

                                                            Специальность:  МиМ

                                                            Группа:  2БМ

                                                            Преподаватель:  Абрамкина С.Г.

                                                            Зачетная книжка № 08млб 00848

               
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            Барнаул – 2009

                              

                                       Содержание.

 

1. Учение о  методе Э. Дюркгейма и концепция  социального факта. 

   Особенности  «социологизма» Э. Дюркгейма……………………. 3 стр.                         

2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма –

   поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в

   развитии  общества…………………………………………….….….10 стр.   

3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие

    парадигмы  можно выделить в социологии? ……………..….......14 стр.

 Заключение  ………………………………………………………….....15 стр.                                                                             

   Список  литературы………………………………………………......16 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта.

                     Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма.

 

    Эмиль Дюркгейм (1857-1918) был приверженцем классического научного метода в социологии. В истории социологии Э. Дюркгейм представляет новую и важную главу в ее развитии. Это обусловлено тем, что он практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии - «социальную сферу». Идейно теоретическим источником для Дюркгейма служили концепции просвещения, идеи Сен-Симона и Конта, этика Канта, психология народов Бунда, а также идеи немецкой исторической школы права. Ему принадлежат следующие основные труды: «О разделении общественного труда» (1893г.), «Правила социологического метода» (1895г.), «Самоубийство» (1897г.), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912г.). В сотрудничестве со своими учениками и последователями Дюркгейм издаст «Социологический ежегодник», оказавший большое влияние на развитие обществоведческой мысли во Франции и в Европе.

       Им разработаны методология и  методы социологических исследований. Этому, в частности, посвящена его работа "Правила социологического метода" (1895 г.), в русском переводе "Метод социологии" (1899 г.). Что позволило подвести под социологическую науку базу эмпирических исследований и акцентировать внимание на ее прикладной характер. Об этом говорит его фундаментальный труд "Самоубийство. Социологический этюд" (1897 г.), русский перевод осуществлен в 1912 г.

      С именем Дюркгейма связан  также процесс институционализации  социологии на европейском континенте, ее преподавание как самостоятельной учебной дисциплины. Наконец, отмечая роль Дюркгейма в развитии социологии, нельзя не сказать о нем как об основателе французской социологической школы, которая сконцентрировалась вокруг основанного Дюркгеймом журнала "Анналы социологии" (1898-1913-первая серия и вторая серия 1925-1927 гг.).

      В социально-философской концепции Дюркгейма социология занимает центральное место среди общественных наук. Она вооружает, по его мнению, все другие общественные науки методом и теорией, на базе которых должны вестись исследования в различных областях общественной жизни.

      Соотношение социологии и философии в понимании Дюркгейма выражалось в требовании, с одной стороны, отделения социологии от философии, а с другой, - нахождения новых видов связей между ними. Для превращения социологии в самостоятельную науку необходимо, считал Дюркгейм, наличие особого предмета данной науки и соответствующего метода.  

     Социология должна изучать, полагал  он, социальную реальность, элементами которой являются социальные факты, в совокупности создающие общество. Главными признаками социального факта являются их независимое, объективное существование и их принудительный характер, т.е. способность оказывать на индивида внешнее давление, это коллективные представления или факты коллективного сознания.

       Последним Дюркгейм противопоставлял факты, понимаемые им как формы общественного бытия или так называемой социальной морфологии, которая изучает строение и форму отдельных «материальных» частей общества, его «анатомическую структуру».

      Морфологические факты составляют как бы «материальный», количественный аспект общества, его субстрат, в то время как фаты коллективного сознания, - «коллективные представления», которые являются его духовным, качественным аспектом.

      Факты морфологического порядка наряду с коллективными представлениями Дюркгейм называл «внутренней социальной средой». Подчеркивая способность коллективного сознания производить другие социальные факты и даже создавать общество, социолог придавал ему самодовлеющий автономный характер, никогда не ставя вопрос о границах этой автономии или ее относительном характере. Употребляемое им понятие «материального субстрата» общества воплощалось в экологическом демографическом и технологическом материале.

      Первое правило, которое должно было, по мнению Дюркгейма, обеспечить объективный подход к социальной действительности, выражалось в принципе: «Социальные факты нужно рассматривать как вещи».

      Трактовать социальные явления как «вещи», разъяснял социолог, означает признавать их независимое от субъекта существование и исследовать их объективно, так, как исследуют их предмет естественные науки, цель социологической науки не сводится к описанию и упорядочению социальных фактов через наблюдаемые объективные проявления. С помощью последних устанавливаются более глубокие причинные связи и законы. Наличие закона в социальном мире свидетельствует о научности социологии, которая этот закон раскрывает, о ее родстве с другими науками.

      Стремление найти объективные закономерности социальных явлений обусловило высокую оценку возможностей применения статистики в социологии. Статистические закономерности заключения браков, колебаний рождаемости, числа самоубийств и многие другие, которые на первый взгляд полностью зависят от индивидуальных причин, казались Дюркгейму наилучшим доказательством того, что в них проявляется некоторое коллективное состояние.

      Одной из важнейших проблем метода Дюркгейм считал теоретическое обоснование возможностей научного объяснения социальных фактов. Он дифференцировал и применил в практике социологического исследования два рода анализа: причинный и функциональный.

      Суть причинного объяснения - анализ зависимости социального явления от социальной среды.

     Понятие функции было заимствовано Дюркгеймом из биологии и означало, что между данным физиологическим процессом и некоторой потребностью организма как целого существует отношение соответствия.

     Переводя это положение в социальные термины, он утверждал, что функция социального явления или института состоит в налаживании соответствия между институтом некоторой потребностью общества как целого.

      В качестве обобщающего понятия,  которое выражает основные принципы  теории и методологии социологии Дюркгейма, выступает понятие «социологизм», хотя, естественно, оно не охватывает и не исчерпывает всего многообразия идей Дюркгейма.

     С целью понимания дюркгеймовского  «социологизма» в этом понятии  следует различать два аспекта:  во-первых, онтологический, во-вторых, методологический.

      Касаясь первого, онтологического  аспекта «социологизма», можно выделить  несколько исходных теоретических  позиций или постулатов.

     1.По Дюркгейму, социальная реальность  включена в общий универсальный природный порядок, и она столь же основательна, а главное, «реальна», как и другие виды реальности (биологический, психологический, экономический), а потому, как и последние, развивается в соответствии с определенными законами.

    2.Общество - реальность особого рода, которая не сводится к другим ее видам.

     И здесь следует подчеркнуть  одну основополагающую идею, которая  пронизывает все научное творчество  Дюркгейма.

      Речь в данном случае идет  о безусловном признании автономии  социальной реальности и прежде всего по отношению к индивидуальной, биопсихической реальности, которая воплощена в отдельных индивидах. Различия индивида и общества выступают у него в форме дихотомических пар, в которых так или иначе выражается разнородность этих реальностей.

      Например, «индивидуальные факты», «индивидуальные представления  - коллективные представления», «индивидуальное  сознание - коллективное сознание»  и др.

     Во всякой теории общества, теории  социологии явно или не явно  присутствует теория человека, она (теория социологии) так или иначе базируется на философской антропологии. И в этом плане человек для Дюркгейма - это двойственная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и противостоят друг другу две сущности: социальная и индивидуальная. Эти два начала человеческой природы также выступают у Дюркгейма в разнообразных дихотомиях:

      а) факторы, специфичные для общества, и выделяемые в постулируемые  характеристики человеческой природы;

      б) факторы, общие для данного общества или группы и характерные для одного или нескольких индивидов;

      в) сознание и поведение ассоциированных  индивидов, с одной стороны, и  изолированных индивидов – с  другой.

      Методологический аспект “социологизма” тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.

      Поскольку общество - часть природы, постольку наука об обществе -социология - подобна наукам о природе в отношении методологии. Ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. Отсюда множество биологических и физических аналогий и понятий в его работах, особенно ранних.

     Основной принцип его методологии выражен в знаменитой формуле, согласно которой асоциальные факты нужно рассматривать как вещи. Исследованию должны подвергаться в первую очередь не понятия о социальной реальности, а она сама непосредственно; из социологии необходимо устранить все предпонятия, т. е. понятия, образовавшиеся вне науки.

       Социология Дюркгейма делилась  на три основные сферы: социальную  морфологию, социальную физиологию  и общую социологию, которые отражали  в определенной мере его взгляды  на назначение тех или иных  сфер социальной жизни.

      Социальная морфология аналогична  анатомии; она исследует «субстрат»  общества, его структуру, материальную  форму. В ее сферу входит  изучение географической основы  жизни народов в связи с  социальной организацией, а также  народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории.

Информация о работе Контрольная работа по «Социология»