Контрольная работа по «Социологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 15:01, контрольная работа

Описание работы

Социология (от латин. socius - состоящий в обществе, в сообществе и греч. logos – учение) - наука об обществе как о целом, рассматривает явления общественного порядка и общие законы их сосуществования (социальная статика) и последовательности (социальная динамика). Социология обязана своим возникновением Огюсту Конту, который первый сделал попытку дать общую теорию строения и развития общественности, основанную на идее закономерности общественных явлений. Затем определились четыре направления в изучении общества: органическое, дарвинистическое, психологическое и экономическо-материалистическое.

Содержание

1. Введение. 3
2. Методы опроса 4
2.1. Анкетирование. 4
2.2. Интервьюирование. 7
3. Заключение 11
4. Список литературы. 1

Работа содержит 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 36.65 Кб (Скачать)

      Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы; определяется только тема интервью.

Интервьюирование  -  форма  очного   проведения   опроса,   при   котором

исследователь находится в непосредственном  контакте  с  респондентом.  Этот метод предпочтительнее анкетирования в следующих отношениях:

    а) вопросов без ответов при нем практически не бывает;

    б) неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены;

    в) имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не         только его вербальных ответов, но и невербальных реакций;

    г) получаемая информация полнее, глубже и достовернее по  сравнению  с

      анкетой.

    Главный недостаток метода интервьюирования  -  его  малая  оперативность, существенные затраты времени, необходимость большого числа  интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых  опросов.

      Для начинающих социологов он представляет немало  трудностей,  т.к.  требует специальной  подготовки  и  солидного  тренинга.  К  тому  же  разные   виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных  наборов знаний и умений.

   Наибольшее  распространение  в  социологии  получило  стандартизированное интервью,   отличительной   особенность   и   которого   является    жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие  формулировки  вопросов  и продуманные модели ответов на них. Его можно проводить  по  опросному  листу анкеты,  что  зачастую  и  делается  для  контроля   и   дополнения,   данных анкетирования.

    Несколько   реже   используют   полустандартизированное   интервью.   Оно проводится  на  основе  не  формализованного  опросного  листа,  а   памятки ("путеводителя")   с   перечнем   обязательных   вопросов,   как    правило, полузакрытых, не исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных  с темой исследования проблем.

    Еще реже встречаются фокусированные интервью, в которых  стандартизирован лишь исходный вопрос (правда, в  нескольких  вариациях),  а  главная  задача видится в сосредоточении внимания респондентов на обсуждении  того  варианта проблемы, который представляется им самым важным.

    Только опытные социологи (да  и  то  не  всегда)  применяют  свободное  и разведывательное интервьюирование. Свободным называют такое интервью,  когда перед интервьюером стоит проблема собрать соответствующую  исследовательским задачам информацию без наличия  предварительно  разработанного  инструмента. Здесь  социолог  свободен  в  выборе  вопросов,  определении   их   порядка, количества и способов выражения, а также приемов фиксации информации.

    Разведывательное интервью (другое его обозначение - глубинное) используют при определении  и/или  уточнении  формулировки  рабочих  гипотез  на  этапе разработки программы исследования. Его цель не только и не  столько  в  том, чтобы получить информацию  об  объекте,  столько  в  выяснении  того,  какую информацию предстоит произвести в предстоящем  исследовании.  При  этом  как интервьюер, так и респондент свободны в выборе способов ведения беседы.

   Каждый из пяти охарактеризованных  типов интервью может реализоваться:

    а) однократно или панельно (многократно через  определенный  временной      интервал);

    б)  в межличностной   (интервьюер-респондент),   личностно-групповой       (группа интервьюеров - респондент или, наоборот, интервьюер  -  группа       респондентов) и  группо-групповой  форме  (когда  группа  интервьюеров       беседует с группой респондентов).

     Для проведения разовых стандартизированных интервью межличностного  характера можно  не  привлекать   квалифицированных   социологов   (порой   это   даже желательно, чтобы повысить непредвзятость данных).  Но  без  них  невозможно получить   достоверную    информацию    во    всех    иных    разновидностях интервьюирования. 
 

 

  •     Заключение

       Опросные  методы   весьма   разнообразны.   Наряду   с   общеизвестным анкетированием и интервьюированием  существуют почтовые, телефонные, прессовые,  факсовые,  экспертные  и др.  опросы.  Каждая  из разновидностей опросов имеет свою специфику.

       Любой социологический опрос нельзя  проводить  до  тех  пор,  пока  не станет  предельно  ясно,  зачем  и  как  это  нужно  делать.  Иначе  говоря, проведению  опроса  должна   предшествовать   разработка   исследовательской программы, четкое определение целей,  задач,  понятий  (категорий  анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария  исследования.

       Каждый  опрос  предполагает  упорядоченный  набор  вопросов  (опросный лист),  служащий  достижению   цели   исследования,   решению   его   задач, доказательству и опровержения  его  гипотез.  Формулировки  вопросов  должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего,  как  способ фиксации категорий анализа.

       Социологический опрос теряет большую часть своего смысла, если  ответы респондентов не анализируются в плоскости их  социальных  и  демографических характеристик.  Поэтому   он   предполагает    обязательно    заполнение "паспортички", куда вносятся те данные о каждом  респонденте,  необходимость которых диктуется опять - таки исследовательской программной.

       Любой  опрос  есть  специфический  акт  коммуникации  между  интервьюером (лицом, его проводящим) и респондентом  (опрашиваемым).  Потому  он  должен проводиться с соблюдением следующих, как минимум, правил:

   1. Респондент знает, кто и зачем  его опрашивает.

   2. Респондент заинтересован в  опросе.

   3. Респондент не заинтересован  в выдаче ложной информации  (говорит,  что думает на самом  деле).

   4. Респондент однозначно понимает  содержание каждого вопроса.

   5. Вопрос имеет один смысл,  не содержит в себе нескольких  вопросов.

   6. Все вопросы ставятся таким  образом,  чтобы  на  них   можно  было  дать      обоснованный и точный ответ.

   7. Вопросы сформулированы без  нарушения  лексических  и  грамматических нормативов.

   8. Формулировка вопроса соответствуют  уровню культуры респондента.

   9. Ни один из вопросов не  имеет оскорбительного для   респондента  смысла,      не унижает его достоинства.

  10. Интервьюер ведет себя нейтрально, не демонстрирует свое отношение ни к      заданному вопросу, ни к ответу на него.

  11. Интервьюер предлагает респонденту  такие  варианты  ответа,  каждый  из      которых приемлем  в равной степени.

  12. Количество вопросов  сообразуется  со  здравым  смыслом,  не  ведет  к      излишней  интеллектуальной и психологической  перегрузке респондента, не      переутомляет его.

  13. Вся система вопросов и ответов  достаточна для  получения   того  объема      информации, которая необходима для решения  исследовательских задач.

 

4. Список литературы.

 
Курбатов В.И. Социология. – Москва, 2000
Романенко Л.М. Гражданское  общество (социологический словарь-справочник). М., 2005.
Пригожин А.И. Современная  социология организаций. – М.: Интерпракс, 2005.
Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. Москва, 1994
    5.

    6. 

    7.

    8. 

Харчева В. Г. Основы социологии (Учебник для XXI века) Москва, 2000

Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.: Наука, 2004.

Осипов Г.В. и др. Социология. М., 2005.

Смелзер Н.Дж. Социология. М., 2004.

Информация о работе Контрольная работа по «Социологии»