Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 15:01, контрольная работа
Социология (от латин. socius - состоящий в обществе, в сообществе и греч. logos – учение) - наука об обществе как о целом, рассматривает явления общественного порядка и общие законы их сосуществования (социальная статика) и последовательности (социальная динамика). Социология обязана своим возникновением Огюсту Конту, который первый сделал попытку дать общую теорию строения и развития общественности, основанную на идее закономерности общественных явлений. Затем определились четыре направления в изучении общества: органическое, дарвинистическое, психологическое и экономическо-материалистическое.
1. Введение. 3
2. Методы опроса 4
2.1. Анкетирование. 4
2.2. Интервьюирование. 7
3. Заключение 11
4. Список литературы. 1
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московская академия экономики и права»
Факультет: Экономический
по дисциплине:
Вариант
№ 14
Смоленск
2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение. 3
2. Методы опроса 4
2.1. Анкетирование. 4
2.2. Интервьюирование. 7
3. Заключение 11
4. Список литературы. 13
Социология
(от латин. socius - состоящий в обществе, в
сообществе и греч. logos – учение) - наука
об обществе как о целом, рассматривает
явления общественного порядка и общие
законы их сосуществования (социальная
статика) и последовательности (социальная
динамика). Социология обязана своим возникновением
Огюсту Конту, который первый сделал попытку
дать общую теорию строения и развития
общественности, основанную на идее закономерности
общественных явлений. Затем определились
четыре направления в изучении общества:
органическое, дарвинистическое, психологическое
и экономическо-
Формирование различных предметных областей социологии связано с попыткой отличить социальные отношения от экономических, политических и других внутри самого общества. Это способствовало образованию делению социологии на социологию труда, социологию образования, политики, семьи, социальных институтов и процессов и др.
В особый слой социологического знания выделились методика, техника и организация социологических исследований. Как и другие науки, социология имеет объект, предмет и субъект исследования. Объект и предмет социологического исследования - социальная реальность и ее различные стороны и отношения.
Достоверность фактов и выводов, полученных во время социальных исследований, зависит от методов сбора интересующей информации.
Методология
науки — это дисциплина, изучающая
и технические, «процедурные» вопросы
организации исследования, и
более общие вопросы обоснованности
используемых методов,
достоверности наблюдений, критериев
подтверждения или опровержения
научных теории.
Основное предназначение социологических опросов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию. Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет достаточной документальной информации, если оно не доступно непосредственному наблюдению или не поддается эксперименту. В таких ситуациях опрос может стать главным методом сбора информации, но обязательно дополняемым другими исследовательскими методиками.
Данные, полученные опросными методами, выражают только субъективные мнения опрошенных (респондентов). Для получения полного ответа полученные данные необходимо сочетать с другими методами (контент-анализом, наблюдения, эксперименты и т.д.).
Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях:
а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время,
б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.
Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.
Основным (но не единственным) инструментом этого метода является
анкета, состоящая из самого опросного листа, сведений о респонденте и преамбульно-инструктивного раздела. Значимость последнего нельзя недооценивать, т.к. в условиях заочного общения с респондентом преамбула - единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.
Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается не только на основе общих требований к опросу, но и с учетом ряда дополнительных соображений. В анкете можно и нужно ставить:
1. не только программно-
2. как прямые, предлагающие респонденту выразить свою собственную позицию, так и косвенные (согласие или несогласие с позиций других людей) вопросы;
3. вопросы - "крючки", ставящиеся для того, чтобы респондент "клюнул", т.е. ради поддержания его интереса к заполнению анкеты;
4. вопросы - "фильтры", позволяющие выделить часть респондентов по какому-либо признаку, отсеять ту их часть, мнение которой по следующему за "фильтром" вопросу представляется либо особо ценным, наоборот, либо не очень важным;
5. контрольные вопросы,
6. вопросы - "ловушки", являющиеся разновидностью контрольных, предназначенные для выяснения степени искренности ответов;
7. наводящие вопросы, помогающие
точнее понять смысл
8. дихотомические вопросы, предполагающие два взаимоисключающих друг друга варианта ответа (типа "да-нет");
9. вопросы - "меню", т.е. с поливариантными ответами, когда респондент может выбрать любое сочетание вариантов ответов;
10. вопросы - "диалоги", ответы на которые составляются из ответов воображаемых лиц;
11. шкальные вопросы, т.е. такие, ответ на которые заключен в оценке чего-либо по заданной шкале;
12.
табличные вопросы,
13.
закрытые вопросы, т.е.
14. открытые вопросы, не содержащие ни одного варианта ответа, предполагающие, что респондент напишет то, что хочет, в специально отведенном месте анкеты;
15. полузакрытые, точнее, частично закрытые (или частично открытые) вопросы, на которые заранее дана лишь часть вариантов ответа, которая может не удовлетворить респондентов, имеющих возможность дописать свой вариант.
Текст анкеты разрабатывается с учетом того, какую информацию необходимо получить. Разрабатывая текст анкеты, следует избегать однообразия используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Не следует забывать при этом и о последующей обработке анкетных данных. Открытые вопросы, скажем, предпочтительнее закрытых, если важно выявить все нюансы мнений респондентов, но полученную на их основе информацию трудно будет формализовать и обработать. Закрытые вопросы, особенно в форме "меню", шкал, таблиц и дихотомий, более удобные для обработки, но не дают гарантии учета полноты оценок респондента.
Важно подчеркнуть
Постановка контрольных вопросов (в том числе "ловушек") должна соответствовать логической последовательности вопросов, обеспечивающей их взаимоконтроль. Традиционная для социологического анкетирования логика построения вопросников строится на принципе "от общего к частностям", при которой последующие вопросы играют роль контрольных по отношению к предыдущим. Но иногда целесообразно руководствоваться противоположным принципом - "от частностей к общему".
Все эти правила составления анкет помогут использовать и оценить информацию не только по отдельным вопросам, но и учесть информацию которая обнаруживается при осмыслении всех вопросов как взаимодействующих структур, а всех ответов на них как взаимодействующих элементов.
При
интервьюировании контакт между
исследователем и респондентом осуществляется
при помощи интервьюера, который
задает вопросы, предусмотренные
Особенности
интервью по-разному проявляются
в различных его
Интервью по месту работы, занятий, то есть в служебном помещении. Оно наиболее целесообразно, когда изучаются производственные или учебные коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными делами.
Интервью
по месту жительства. Оно становится
предпочтительным, если предмет опроса
касается таких проблем, о которых
удобнее поговорить в неофициальной
обстановке, свободной от влияния
служебных или учебных
В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное.
Формализованное интервью - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.
Фокусированное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.