Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 08:01, контрольная работа
Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость предопределили выбор темы контрольной работы .Цель контрольной работы состоит в социологическом анализе особенностей, причин, форм протекания и типологии социальных конфликтов , а также специфики их регулирования в условиях различных состояний социальной системы. Особую значимость для раскрытия темы имели такие положения, как признание конфликта и конфликтности в качестве неотъемлемого элемента общественного бытия и движущей силы общественного развития; многофункциональности конфликта и его способности выполнять конструктивные социальные функции; управляемости и регулируемости конфликтов.
1. ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость предопределили выбор темы контрольной работы .Цель контрольной работы состоит в социологическом анализе особенностей, причин, форм протекания и типологии социальных конфликтов , а также специфики их регулирования в условиях различных состояний социальной системы. Особую значимость для раскрытия темы имели такие положения, как признание конфликта и конфликтности в качестве неотъемлемого элемента общественного бытия и движущей силы общественного развития; многофункциональности конфликта и его способности выполнять конструктивные социальные функции; управляемости и регулируемости конфликтов.
Факты свидетельствуют о том, что конфликты играют в жизни людей, народов и стран гораздо большую роль, чем хотелось бы самим людям: все хотят мира, но каждый стремится к нему по-своему и в результате этого «по-своему» возникает война.
Эта ситуация была замечена еще древними историками и мыслителями. Каждый крупный конфликт не оставался бесследным. Войны описывались и анализировались в исторической литературе и многие историки выделяли в качестве причин военных столкновений несовпадение интересов враждующих сторон, стремление одних захватить территорию и покорить население и стремление других защититься, отстоять свое право на жизнь и независимость.
2. Определение конфликта.
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие . На протяжении всей своей истории люди обращали внимание на возникающие в их среде конфликты, на различные причины и предпосылки этих конфликтов, на своеобразие форм их протекания и на различные, в одних случаях разрушительные, деструктивные, а в других – позитивные, конструктивные, последствия. Поэтому передовые умы всех времен пытались осмыслить сущность и природу конфликтов, а главное, найти и предложить оптимальные пути их предупреждения, регулирования и разрешения.
Начало исследования феномена конфликта восходит к древней философии. Однако зарождение конфликтологии как специальной отрасли научного знания относится ко второй половине ХIХ века и связано с именами К.Маркса и Г.Зиммеля. Именно Г.Зиммелю принадлежит заслуга введения в научный оборот понятия «социология конфликта».
К. Маркс и Г. Зиммель создали оригинальные концепции конфликта, послужившие основой дальнейших исследований. Позднее на основе сделанных ими теоретико-методологических выводов различные аспекты конфликтов рассматривались в работах М.Вебера, Л.Гумпловича, Ч.Кули, Р.Парка Г.Спенсера, Ф.Тенниса, Л.Уорда и других. В середине 50-х годов ХХ века появились новые теории социального конфликта, которые свидетельствовали об оформлении конфликтологии как нового научного направления. Крупный вклад в разработку его теоретических и методологических проблем внесли К.Боулдинг, Р.Дарендорф, М.Дойч, Л.Козер, Л.Крисберг, Ч.Миллс, Т.Парсонс.
Этими учеными были поставлены имеющие важное методологическое значение вопросы о конструктивной и деструктивной стороне конфликта и его значении для функционирования и развития общества, о различных подходах к их регулированию, начиная с обоснования тезиса о необходимости избегать конфликтов (конфликтофобия) и кончая утверждением о значимости использования конструктивной составляющей конфликта в практике социального управления.
Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). Надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные следствия.
В соответствии с классификацией Л. Коузера, конфликты могут быть:
-реалистическими (предметными). Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.
-нереалистическими (беспредметными). Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т. е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций. Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу. Надежный способ профилактики подобных конфликтов в организации — создание благоприятной психологической атмосферы, повышение психологической культуры руководителей и подчиненных, овладение приемами само регуляции эмоциональных состояний в общении.
Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения .Отдельные убийства или целая битва, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника, создание коалиций для объединения усилий в борьбе - это всего лишь некоторые проявления социальных конфликтов.
Во многих случаях крайних проявлений социальных конфликтов их результатом становится полное уничтожение противника (например, Рим уничтожил Карфаген или американские переселенцы практически перебили некоторые племена североамериканских индейцев, враждующих с ними). В конфликтах с менее насильственной формой основная цель враждующих сторон состоит в отстранении противников от эффективной конкуренции путем ограничения их ресурсов, свободы маневра, в снижении их статуса или престижа. Например, конфликт руководителя с исполнителями в случае победы последних может привести к понижению руководителя в должности, ограничению его прав по отношению к подчиненным, падению престижа и, наконец, к его уходу из коллектива. Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безликий характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни. Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей. Простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении свои противников. Жестокость в социальном конфликте иногда ошибочно приписывается садизму и природным задаткам людей, однако чаще всего ее совершают обычные люди, попавшие в экстраординарные ситуации. Конфликтные процессы могут заставить людей играть роли, в которых они должны быть жестокими. Так, солдаты (как правило, обычные молодые люди) на территории противника не щадят мирное население, или в ходе межнациональной вражды обычные мирные жители могут совершать крайне жестокие поступки.
3.Истоки возникновения конфликтов.
Анализ конфликтов надо начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности можно подразделить на пять основных типов:
1. физические потребности (пища, материальное благополучие и т.д.);
2. потребности в безопасности;
3. социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие);
4. потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции;
5. высшие потребности в самовыражении, самоутверждении.
Все поведение человека упрощенно можно представить как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушением равновесия в связи появлением потребности и значимой для индивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели. Любое вмешательство (или обстоятельство), создающее преграду, перерыв в уже начавшемся или намечаемом действии человека, называется блокадой. В случае появления блокады от индивида или социальной группы требуется переоценка ситуации, принятие решения в условиях неопределенности, постановка новых целей и принятие нового плана действий. В такой ситуации каждый человек пытается избежать блокады, ищет обходные пути, новые эффективные действия, а также причины блокады.
Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть отнесена к фрустрации, которая обычно связана с напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и злость. Реакция на фрустрацию может развиваться по двум направлениям - это может быть или отступление, или агрессия.
Отступление - это избежание фрустрации путем кратковременного или олговременного отказа от удовлетворения определенной потребности.
Отступление может быть двух видов:
1) сдерживание -
состояние, при котором индивид отказывается от удовлетворения какой-
либо потребности из страха;
2) подавление - уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии.
Агрессия может быть направлена на другого человека или группу людей, если они являются причиной фрустрации. Агрессия при этом носит социальный характер и сопровождается состояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию и с этого момента начинается социальный конфликт.
Таким образом, для возникновения социального конфликта необходимо:
. во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей;
. во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная
реакция.
4.Основные типы конфликта.
Существуют пять основных типов конфликта:
- Внутри личностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответствует данному нами определению. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п. Внутри личностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе. Или: начальник цеха дал мастеру указание выпустить определенное количество деталей, а технический руководитель в то же самое время — произвести технический осмотр оборудования. Причиной первого конфликта является рассогласование личных потребностей и требований производства, а второго -- нарушение принципа единоначалия. Внутренние конфликты могут возникать на производстве вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте.