Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:51, контрольная работа
Задание № 1 Цель задания: Сформировать у студента представление о социологическом воображении, повышающим эффективность овладения социологией. Основные задачи: Раскрыть понимание Ч.Р. Миллса о социологическом воображении; Изучить компоненты включающие в себя социологическое воображение; Дать определение «искусству доверять» своему обычному видению мира; Рассмотреть почему социологическое воображение Миллс рассматривает как неотъемлемое качество свободных интеллектуалов вообще; Составить вопросы задачи на развитие социологического воображения.
Задание №1. Выборочный конспект из работы Ч.Р. Миллса
«Социологическое воображение»…………………………………………………..3
Задание №2. Эссе на тему: « Образование как социальный институт
общества, его эволюция и современное состояние»………………………………9
Задание №3. Конспект работы В.П. Горяинова по теме: «Критерии
поступательности, обратимости, стагнации и предсказуемости
социального времени»………………………………………………………………13
Задание №4. Социологическое исследование на тему: «Терроризм
как протестное движение»………………………………………………………….18
Задание №5. Конспект из работы Ю.Г. Волкова по теме: «Расовое,
этническое и гендерное неравенство»………….…………………………………25
Литература
Дискриминация. Если предубеждение – это мнение или предрассудок, то дискриминация – это необоснованный отказ в привилегиях, престиже и власти членам меньшинства, которые по своим способностям и навыкам равны членам доминирующей группы. Предубеждение не обязательно совпадает с дискриминацией – прямая взаимозависимость между взглядами и враждебными действиями не всегда неизбежна. Социолог Роберт Мертон выделяет четыре типа взаимосвязи между предубежденностью и дискриминацией и приводит следующие определения индивидов, относящихся к таким типам:
“Убежденный либерал” – человек без предубеждений, никогда не участвующий в дискриминации.
“Колеблющийся либерал” –
человек без предубеждений, тем
не менее участвующий в
“Расист в душе” –
человек с предубеждениями, который,
тем не менее, не станет участвовать
в дискриминации под
“Убежденный расист” – человек с предубеждениями, который без колебаний действует в соответствии со своими взглядами.
Мертон указывает, что законодательство, основанное на принципе равных возможностей, оказывает самое значительное влияние на “колеблющегося либерала” и на “расиста в душе”.
В годы после Второй мировой
войны белые перешли от открытых
и “воинствующих” проявлений дискриминации
к более скрытым формам. Опросы
общественного мнения, проведенные
за последние 40 лет, выявляют неуклонный,
хотя и постепенный сдвиг настроений
белого населения в сторону
Институциональная дискриминация. Дискриминация не является делом только индивидов. В своей повседневной деятельности общественные институты также осуществляют систематическую дискриминацию против членов некоторых групп – институциональную дискриминацию. Так, работодатели часто конкретизируют профессиональные требования к кандидатам, желающим устроиться на какую-то определенную работу. Обычно профессиональные требования связаны с прошлым опытом работы и некоторым уровнем формального образования. Стандарты, которыми руководствуются работодатели, могут выглядеть совершенно недискриминирующими, поскольку они касаются всех кандидатов на место независимо от расы, происхождения и т.п. Но коль скоро у членов некоторых расовых и этнических групп отсутствуют равные с прочими членами общества возможности по приобретению профессионального опыта и получению университетских и прочих профессиональных степеней, их положение на рынке рабочей силы изначально оказывается невыгодным.
Функционалистская и конфликтологическая теории
Функционалистская и конфликтологическая теории придерживаются разных подходов к проблеме расовой и этнической стратификации. Тем не менее эти теории дополняют друг друга.
Функционалистская теория. Функционалисты рассматривают общество по аналогии с живым организмом, в котором различные части вносят свой вклад в выживание целого. С точки зрения целого они анализируют и конкретные социальные функции, и дисфункции. Хотя на первый взгляд может показаться, что расовые и этнические конфликты оказывают разрушительное действие на социальную солидарность и стабильность, сторонники функционального подхода указывают, что конфликты могут, тем не менее, играть позитивную роль в обществе. Во-первых, конфликт стимулирует формирование групп, а группы являются строительными блоками общества.
Во-вторых, конфликт не только помогает идентифицировать себя с группой и установить ее границы, он также способствует сплочению группы, делая ее членов более чувствительными к групповым связям.
В-третьих, этнический и расовый конфликт может выполнять роль предохранительного клапана для всего общества в целом
В-четвертых, функционалисты
указывают, что многообразие конфликтов
между большим количеством
Российская Федерация
– многонациональное
По данным переписей населения 1989 и 1994 гг., на 100 000 населения приходится 82 950 русских.
Русские представляют наиболее
многочисленную группу славянских народов,
проживающих на российской территории,
и преобладают во всех регионах России
за исключением республик
Наиболее компактные места проживания
русских – центральные, западные, частично
северные области европейской части РФ.
В Орловской, Липецкой, Курской, Тамбовской,
Рязанской областях более 90% населения
составляют русские, а в Западной, Восточной
Сибири и на Дальнем Востоке численность
русских достигает 80-85% всей численности
населения этих регионов.
На втором месте по национальному признаку
стоят татары (3,77о), далее украинцы (3%),
чуваши (1,2%). Удельный вес каждой из остальных
национальностей не превышает 1%.
По структуре национального состава (без учета русского населения) регионы можно разделить на три вида:
Север и северо-запад европейской территории страны заселен народностями угро-финской языковой группы: коми, пермяки, карелы, саамы.
В Поволжье, Приуралье, Прикамье и Сибири наряду с русскими проживает ряд народов и народностей, получивших свою автономию после Октябрьской революции 1917 г. Это относящиеся к угро-финской группе удмурты, мордва (эрзя и мокша). Марийцы и говорящие на языках тюркской группы татары, башкиры и чуваши.
Малочисленные народы Севера представлены самодийской группой. К ней относят ненцев, нганасан и селькупов. В центральной части Западной Сибири проживают народы угорской группы – ханты и манси. Населяющие территорию Восточной Сибири и Дальнего Востока эвенки, эвены, нанайцы и удэгейцы составляют тунгусо-маньчжурскую группу. Чукчи, каряки, юкагиры, нивхи относятся к полиазиатским народам, а эскимосы и алеуты, имеющие американоидные черты,– к особой семье. В монгольскую группу входят буряты, проживающие на юге Восточной Сибири. К этой языковой группе относят также калмыков, населяющих юго-западную часть Поволжья.
Литература
http://www.lib.socio.msu.ru
http://www.i-u.ru
http://www.auditorium.ru
http://www.ihtik.lib.ru
http://www.irklib.ru
www.ecsocman.edu.ru