Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:34, реферат

Описание работы

Противостояние фундаментальных и эмпирических исследований в значительной степени тормозило развитие социологии, мешало кооперации ученых и объединению их усилий. Выход из этого положения был найден в результате формирования еще одного уровня социологического знания - теорий среднего уровня. Этот научный термин был введен в практическую деятельность исследователей американским социологом Робертом Мертоном (186).

Содержание

1)Список вопросов.
2)Основная часть.
3)Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Социология дз.docx

— 29.24 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки, молодежи и спорта Украины

Харьковский Национальный Университет  Радиоэлектроники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашняя работа по курсу:

«Социология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил                 Проверила:

Ст.гр кн-08-1                                                                            Заздравнова О.А

Карпенко Р.В

 

 

 

 

 

 

 

 

Харьков 2011

 

 

Содержжание:

 

1)Список вопросов.

2)Основная часть.

3)Список использованной  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список вопросов:

1)Чем было обусловлено возникновение  специальных социологичесчких теорий (теорий среднего уровня)? Какие уровни социологического знания вам известны?

 

2)Какие функции семьи как социального института вы знаете? Представте ситуацию: семья перестала выполнять свою специфическую функцию - репродуктивную. Охарактеризуйте последствия для общества.   

            

3) Как вы понимаете понятие "агент социализации"? Кто или что может быть агентом социализации на разных этапах жизни человека?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

1)Противостояние фундаментальных и эмпирических исследований в значительной степени тормозило развитие социологии, мешало кооперации ученых и объединению их усилий. Выход из этого положения был найден в результате формирования еще одного уровня социологического знания - теорий среднего уровня. Этот научный термин был введен в практическую деятельность исследователей американским социологом Робертом Мертоном (186). Теории среднего уровня занимают некоторое промежуточное положение между фундаментальными теориями и эмпирическим обобщением первичной социологической информации.

 

По мнению Р. Мертона, теории среднего уровня - это "теории, находящиеся  в промежуточном пространстве между  частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватывающими систематическими попытками создать единую теорию, которая будет объяснять все  наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений". Такие теории призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания, таких, как изучение семьи, отклоняющегося поведения, конфликта и т.д. Используя в целом идеи и терминологию, заимствованную из фундаментальных социологических теорий, теории среднего уровня тем не менее формируют систему специфических понятий и определений, используемых только в данной области социологических исследований.

 

Теории среднего уровня, таким образом, относительно самостоятельны и вместе с тем тесно связаны  как с эмпирическими исследованиями (которые поставляют необходимый "сырой" материал для их создания и развития), так и с общесоциологическими теоретическими построениями, которые  дают возможность использовать наиболее общие теоретические разработки, модели и методы исследований. Это  промежуточное положение теорий среднего уровня позволяет им сыграть  роль мостика между "высокой" теорией  и эмпирическими данными в  результате исследования конкретных явлений  и процессов.

 

Социологи полагают, что  выделение теорий среднего уровня создает  целый ряд неоспоримых удобств  и преимуществ, главные из которых:возможность создания прочной и удобной теоретической основы для исследований конкретных областей человеческой деятельности и отдельных составляющих социальных структур без использования громоздкого и излишне абстрактного понятийного аппарата фундаментальных теорий;

 

Осуществление тесного взаимодействия с реальной жизнью людей, которая всегда находится в поле зрения теорий среднего уровня, отражающих практические проблемы жизни общества;

Демонстрирование возможностей и убедительности социологических исследований в глазах менеджеров, ученых и специалистов несоциологических областей знания.

Появление и развитие теорий среднего уровня были с удовлетворением  встречены социологами. В настоящее  время эти теории прочно вошли  в научную практику. Одновременно они породили достаточно узкую специализацию  социологов, например появление социологов, которые работают только в области  социологии семьи или социологии образования, собирают эмпирические данные, обобщают их и делают теоретические  выводы и модели только в пределах этих областей социологического знания. Вместе с тем с введением в  научную практику теорий среднего уровня повысилась эффективность деятельности социологов, занимающихся фундаментальными исследованиями, так как они стали  получать богатые теоретические  разработки в отдельных областях социологии и обобщать их, не обращаясь  постоянно прямо к эмпирическим данным.

 

Все теории среднего уровня можно условно можно разделить  на три группы: теории социальных институтов (изучающие сложные социальные зависимости  и отношения), теории социальных общностей (рассматривающие структурные единицы  общества - от малой группы до социального  класса) и теории специализированных социальных процессов (изучающие социальные изменения и процессы). В каждой из выделенных нами групп содержится большое число теорий среднего уровня, которое увеличивается по мере углубления и развития изучения общества, по мере развития социологии как науки. Социологи, занимающиеся узкими областями исследования, разрабатывают специфический понятийный аппарат, проводят эмпирические исследования по своей группе проблем, обобщают полученные данные, делают теоретические обобщения  и, наконец, соединяют эти обобщения  в теорию в пределах своей узкой  области. В результате этой деятельности социологи, занимающиеся теориями среднего уровня, находятся в тесном контакте с социологами, занимающимися фундаментальными исследованиями, поставляя ценные теоретические  материалы, которые можно рассматривать  как составную часть фундаментальных  разработок.

 

Однако, в настоящее время использование данных теорий среднего уровня для развития общесоциологических теорий связано с определенными трудностями, так как социологи, занимающиеся исследованием разных сторон жизни общества, используют различные научные подходы к изучению стоящих перед ними проблем (одни используют концепции, относящиеся к области теории конфликтов, другие - к области социального обмена, и т.д.). Это говорит о том, что фундаментальная социология еще не решила своих проблем и не выработала единого, синтезированного подхода к изучению общества.

 

 

 

2)Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет об общественных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества. Важно подчеркнуть, что это суть функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции главные, однако, необходимо различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи.

 

 Специфические функции  семьи вытекают из сущности  семьи и отражают ее особенности  как социального явления, тогда  как неспецифические функции  - это те, к выполнению которых  семья оказалась принужденной  или приспособленной в определенных  исторических обстоятельствах. Таким  образом, специфические функции  семьи, к которым относятся  рождение (репродуктивная функция), содержание и социализация детей,  остаются при всех изменениях  общества, хотя характер связи  между семьей и обществом может  изменяться в ходе истории.  Поскольку человеческое общество  всегда нуждается в воспроизводстве  населения, постольку "всегда" остается социальная необходимость  в семье как социальной форме  организации рождения и социализации  детей, причем, в такой своеобразной  форме, когда реализация этих  общественно значимых функций  происходит при личной мотивации  индивидов к семейному образу  жизни - без всякого внешнего  принуждения и давления.

 

 Наличие личных потребностей  в семье и детях, личных желаний  и влечений к браку и семье  - очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и  общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают  потребность в семейном образе  жизни и потребность в детях,  и лишь благодаря этому происходит  воспроизводство населения. Если  представить себе, вообразить иные  формы социальной организации  воспроизводства населения, основанные  на принуждении, не на личных  мотивах людей, то эти формы  уже не могут считаться семьей  в привычном социокультурном  смысле, соответствующем всем известным  из истории типам семей. С  другой стороны, теоретически  возможное появление биотехнологий  зачатия и "вынашивания"  плода вне материнского организма,  в "пробирке", будет означать устранение семьи как исторически сложившейся личностной и даже интимной формы удовлетворения социальной потребности в воспроизводстве населения.

 

 Вышесказанное характеризует  потенциальную возможность такого  изменения общественной жизни,  когда социальная необходимость  в воспроизводстве населения  приходит в противоречие со  свободой выбора личностью любых  форм социального поведения. Насколько  реалистична подобная перспектива,  на это как раз и должна  ответить социология семьи. В  принципе возможно такое (катастрофическое!) изменение социума, при котором социально приемлемыми оказываются насильственные меры принуждения людей к тем видам социального поведения личности, что противоречат личным влечениям. (К ним, в частности, следует отнести и "пробирочные", конвейерные формы организации воспроизводства населения, которые вполне могут быть реализованы казарменным государством во избежание угрозы депопуляции). Вероятность подобного исхода определяется тем, что исторически убывает потребность семьи в детях. Будущее семьи как гармонии между личной потребностью супругов в детях и обезличенной потребностью социума в работниках зависит от способности социальной системы сохранить семью вместе с личностной вовлеченностью супругов в реализацию ее специфических функций.

 

 Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению "Я" каждого, и др., - эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.

 

 В начале ХХ столетия  социальные институты все более  совмещают с семьей и выполнение  функций образования и воспитания (школы и детсады), защиты и  охраны (полиция, армия), функции  питания, одежды, досуга (сфера обслуживания), функции благосостояния и передачи  социального статуса (индустриальный  наемный труд). Уильямом Огборном все эти факты были обобщены в теории "перехвата" семейных функций, утверждающей "прогрессивный" характер этого процесса.

 

 Подобная "прогрессистская"  точка зрения не стала всеобщей. П.А.Сорокин видел в уменьшении и сворачивании социокультурных функций семьи, в т.ч. специфических, негативное воздействие индустриально-урбанистской цивилизации, неизбежно превращающее семью в бездетное сожительство мужчин и женщин "где дом будет местом ночных встреч для сексуального общения" (Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992. С. 406-408).

 

 Содержание деятельности  семьи достаточно подробно может  быть описано путем анализа  тех функций, которые она выполняет  как для общества в целом,  так и для самих ее членов. Основные функции современной  семьи: 

 

 

 

 

 

 

3) Агенты социализации -  это люди, группы, институты, которые  осуществляют социализацию.

 

Основные агенты социализации:

семья

школа

друзья, сверстники

средства массовой информации

и другие

 

Семья

 В семье ребенок  принимается безусловно, он ценен фактом своего существования. Семья обеспечивает не только опеку, защиту и социальную безопасность, но и эмоциональную поддержку отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает.

 

 Ключевая роль в  социализации ребенка принадлежит  маме. Главная задача матери - привить  малышу желание принимать другого  человека, слушать его и делать  ему приятное.

 По сравнению с другими  институтами общества семья обладает  максимальными возможностями в  процессе приобщения детей к  социальным ценностям и ролям.   

 

 

Эффективность семьи как  агента социализации во многом определяется следующими факторами:

нравственно-психологическим  микроклиматом в семье;

материальным и социальным статусом семьи;

степенью разрешения противоречия между семейными интересами и  потребностями, с одной стороны, и производственной занятостью родителей, особенно матери - с другой;

ролью отца и матери в  общении с детьми;

структурой и составом семьи и т.д.

 Именно в семье пересекаются  все силы общества, фокусируются  социальные ценности и интересы. И это особенно актуально в  период перехода от детства  к юности, когда ярко демонстрируется  претензия на взрослость, ориентация  на нормы и ценности, принятые  в мире взрослых, сложные и  противоречивые переживания, порождаемые  стремлением подростка к идентификации  себя с этим миром. 

 Традиционная семья  через процесс социализации решает  задачу преемственности поколений,  сохранения нравственных ценностей  и установок, бытового уклада, и даже профессиональных предпочтений. Выполняет она это весьма успешно,  ибо ничто так не защищает  личность, как устойчивый, стабильный  институт семьи. Залогом этой  стабильности является преемственность  традиций, социальных ролей, обычаев,  которые дают возможность личности  выработать устойчивые адаптационные  механизмы для жизни в социуме,  даже в условиях ухудшения  материального и социального  положения. 

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"