Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:34, реферат
Противостояние фундаментальных и эмпирических исследований в значительной степени тормозило развитие социологии, мешало кооперации ученых и объединению их усилий. Выход из этого положения был найден в результате формирования еще одного уровня социологического знания - теорий среднего уровня. Этот научный термин был введен в практическую деятельность исследователей американским социологом Робертом Мертоном (186).
1)Список вопросов.
2)Основная часть.
3)Список использованной литературы.
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины
Харьковский Национальный Университет Радиоэлектроники
Домашняя работа по курсу:
«Социология»
Выполнил Проверила:
Ст.гр кн-08-1
Карпенко Р.В
Харьков 2011
Содержжание:
1)Список вопросов.
2)Основная часть.
3)Список использованной литературы.
Список вопросов:
1)Чем было обусловлено возникновение специальных социологичесчких теорий (теорий среднего уровня)? Какие уровни социологического знания вам известны?
2)Какие функции семьи как социального института вы знаете? Представте ситуацию: семья перестала выполнять свою специфическую функцию - репродуктивную. Охарактеризуйте последствия для общества.
3) Как вы понимаете понятие "агент социализации"? Кто или что может быть агентом социализации на разных этапах жизни человека?
Основная часть
1)Противостояние фундаментальных и эмпирических исследований в значительной степени тормозило развитие социологии, мешало кооперации ученых и объединению их усилий. Выход из этого положения был найден в результате формирования еще одного уровня социологического знания - теорий среднего уровня. Этот научный термин был введен в практическую деятельность исследователей американским социологом Робертом Мертоном (186). Теории среднего уровня занимают некоторое промежуточное положение между фундаментальными теориями и эмпирическим обобщением первичной социологической информации.
По мнению Р. Мертона, теории среднего уровня - это "теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватывающими систематическими попытками создать единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений". Такие теории призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания, таких, как изучение семьи, отклоняющегося поведения, конфликта и т.д. Используя в целом идеи и терминологию, заимствованную из фундаментальных социологических теорий, теории среднего уровня тем не менее формируют систему специфических понятий и определений, используемых только в данной области социологических исследований.
Теории среднего уровня,
таким образом, относительно самостоятельны
и вместе с тем тесно связаны
как с эмпирическими
Социологи полагают, что выделение теорий среднего уровня создает целый ряд неоспоримых удобств и преимуществ, главные из которых:возможность создания прочной и удобной теоретической основы для исследований конкретных областей человеческой деятельности и отдельных составляющих социальных структур без использования громоздкого и излишне абстрактного понятийного аппарата фундаментальных теорий;
Осуществление тесного взаимодействия с реальной жизнью людей, которая всегда находится в поле зрения теорий среднего уровня, отражающих практические проблемы жизни общества;
Демонстрирование возможностей и убедительности социологических исследований в глазах менеджеров, ученых и специалистов несоциологических областей знания.
Появление и развитие теорий среднего уровня были с удовлетворением встречены социологами. В настоящее время эти теории прочно вошли в научную практику. Одновременно они породили достаточно узкую специализацию социологов, например появление социологов, которые работают только в области социологии семьи или социологии образования, собирают эмпирические данные, обобщают их и делают теоретические выводы и модели только в пределах этих областей социологического знания. Вместе с тем с введением в научную практику теорий среднего уровня повысилась эффективность деятельности социологов, занимающихся фундаментальными исследованиями, так как они стали получать богатые теоретические разработки в отдельных областях социологии и обобщать их, не обращаясь постоянно прямо к эмпирическим данным.
Все теории среднего уровня
можно условно можно разделить
на три группы: теории социальных институтов
(изучающие сложные социальные зависимости
и отношения), теории социальных общностей
(рассматривающие структурные
Однако, в настоящее время использование данных теорий среднего уровня для развития общесоциологических теорий связано с определенными трудностями, так как социологи, занимающиеся исследованием разных сторон жизни общества, используют различные научные подходы к изучению стоящих перед ними проблем (одни используют концепции, относящиеся к области теории конфликтов, другие - к области социального обмена, и т.д.). Это говорит о том, что фундаментальная социология еще не решила своих проблем и не выработала единого, синтезированного подхода к изучению общества.
2)Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет об общественных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества. Важно подчеркнуть, что это суть функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции главные, однако, необходимо различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи.
Специфические функции
семьи вытекают из сущности
семьи и отражают ее
Наличие личных потребностей
в семье и детях, личных
Вышесказанное характеризует
потенциальную возможность
Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению "Я" каждого, и др., - эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.
В начале ХХ столетия
социальные институты все
Подобная "прогрессистская"
точка зрения не стала
Содержание деятельности
семьи достаточно подробно
3) Агенты социализации - это люди, группы, институты, которые осуществляют социализацию.
Основные агенты социализации:
семья
школа
друзья, сверстники
средства массовой информации
и другие
Семья
В семье ребенок принимается безусловно, он ценен фактом своего существования. Семья обеспечивает не только опеку, защиту и социальную безопасность, но и эмоциональную поддержку отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает.
Ключевая роль в
социализации ребенка
По сравнению с другими
институтами общества семья
Эффективность семьи как агента социализации во многом определяется следующими факторами:
нравственно-психологическим микроклиматом в семье;
материальным и социальным статусом семьи;
степенью разрешения противоречия между семейными интересами и потребностями, с одной стороны, и производственной занятостью родителей, особенно матери - с другой;
ролью отца и матери в общении с детьми;
структурой и составом семьи и т.д.
Именно в семье пересекаются
все силы общества, фокусируются
социальные ценности и
Традиционная семья
через процесс социализации