Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:28, контрольная работа

Описание работы

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – выдающийся французский социолог, один из
основателей социологического позитивизма.
Эмиль принадлежит к числу гениев, чьё творчество стало достоянием всего
человечества. До сих пор студенты многих стран изучают социологию в том виде, какой придал им Дюркгейм. Студенты проходят высшую математику по руководствам, первыми
образцами которых явились классические монографии Эйлера.

Содержание

1.Введение
2.Социология Эмиля Дюркгейма. «Социологизм» как философское обоснование социологии.
3. В поисках социальной солидарности: от теории разделения труда к теории
религии.
4. Общая схема дюркгеймовского описания механической и органической солидарности в
соответствии с определенными типами обществ. (по С. Люксу)
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

кр социология.docx

— 58.10 Кб (Скачать)

Исследование  Дюркгейма «Самоубийство» в отличие от остальных его исследований основано на анализе статистического материала, характеризующего динамику само-

убийств в  различных европейских странах. Автор решительно отвергает попытки объяснения исследуемого явления внесоциальными факторами: психологическими психопатологическими, климатическими, сезонными и т. п. Только социология способна объяснить различия в количестве самоубийств, наблюдаемые в разных странах и в разные периоды.

Прослеживая связь самоубийств с принадлежностью к определенным социальным группам, Дюркгейм устанавливает зависимость числа самоубийств от степени ценностно-

нормативной интеграции общества (группы). Он выделяет три основных типа самоубийства, обусловленные различной силой влияния социальных норм на индивида: эгоистическое, альтруистическое и анемическое. Эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабости социальных (групповых) связей индивида, результате чего он остается наедине с самим собой и утрачивает смысл жизни. Альтруистическое самоубийство, наоборот; вызывается полным поглощением обществом индивида, отдающего ради него свою жизнь, т. е. видящего ее смысл вне се самой. Наконец, анемическое самоубийство обусловлено состоянием анемии в обществе, когда социальные нормы не просто слабо влияют на индивидов (как при эгоистическом самоубийстве), а вообще практически отсутствуют, когда в обществе наблюдается нормативный вакуум, т. е. анемия. Понятие анемии, сформулированное еще в первой книге Дюркгейма, получает в «Самоубийстве» дальнейшее развитие и углубленную разработку.

Несмотря  на то, что впоследствии исследование Дюркгейма подвергалось критике

с различных  точек зрения, оно единодушно признается одним из выдающихся достижений

не только в изучении самоубийства, но и в  социологии в целом.

Последний и  самый значительный по объему труд Дюркгейма - «Элементарные

формы религиозной  жизни. Тотемическая система в Австралии». Исследование основано

на анализе  этнографических описаний жизни  австралийских аборигенов. Обращение  к

этим «элементарным» формам позволяет, с точки зрения автора, исследовать религию в  «чистом виде», без последующих  геологических и прочих наслоений. Дюркгейм поставил

перед собой  цель, опираясь на этот материал, проанализировать социальные корни и социальные функции религии. Но по существу цель эта была гораздо более широкой. Во-

первых, вследствие широкой трактовки религиозных  явлений эта работа превращалась в

исследование  социальных аспектов идеологии, ритуала, сакрализации и некоторых других

явлений, выходящих  за рамки собственно религии в  традиционном понимании. Во-

вторых, этот труд содержал в себе попытку построения социологии познания посредством

выведения основных категорий мышления из первобытных  социальных отношений. Не

случайно  первоначально Дюркгейм намеревался  назвать его «Элементарные формы мышления и религиозной жизни».

Дюркгейм  отвергает определения религии  через веру в бога (так как существуют

религии без  бога), через веру в сверхъестественное (последнее предполагает противоположную веру - в естественное, - возникающую сравнительно недавно вместе с позитивной наукой) и т.п. Он происходит из того, что отличительной чертой религиозных верований

всегда является деление мира на две резко противоположные сферы: священное и светское. Круг священных объектов не может быть определен заранее; любая вещь может

стать священной, как необычная, так и самая заурядная. Дюркгейм определяет религию

как «связную систему верований н обрядов, относящихся к священным, то есть отделенным, запретным вещам; верований и обрядов, объединяющих в одну моральную общину, называемую церковью, всех, кто является их сторонниками».

Автор детально анализирует социальное происхождение  тотемических верований,

обрядов, их социальные функции. Будучи порождением общества, религия укрепляет социальную сплоченность и формирует социальные идеалы. Религия - это символическое

выражение общества; поэтому, поклоняясь тем или иным священным объектам, верующий в действительности поклоняется обществу - «реальному» объекту всех религиозных культов. Дюркгейм подчеркивает сходство между религиозными и гражданскими церемониями, он фиксирует внимание на общих чертах сакрализации как социального процесса.

Поэтому его  работа явилась вкладом не только в становление социологии религии в собственном смысле, но и в изучение гражданской религии и светских культов. Подобно предыдущим работам книга «Элементарные формы религиозной жизни» явилась выдающимся достижением социологической мысли; научное сообщество единодушно относит се к разряду социологической классики. Соответственно, бесспорным классиком социологии читается и ее автор.

 

4. Общая схема дюркгеймовского описания механической и органической солидарности в

соответствии с определенными  типами обществ. (по С. Люксу)

 

Механическая солидарность

 

1) Морфологическая  (структурная) основа

Основана на сходствах (преобладает в менее развитых обществах)

Сегментарный  тип (вначале на плановой, затем на территориальной основе)

Слабая взаимозависимость(относительно слабые социальные связи)

Относительно  малый объем населения

Относительно  низкая материальная и моральная  плотность

 

2) Типы норм (воплощенные в праве)

Правила с  репрессивными санкциями

Преобладание  уголовного права

 

З а) Формальные признаки коллективного сознания

Большой объем

Высокая интенсивность

Высокая определенность

Власть группы абсолютна

 

3 б) Содержание  коллективного сознания

Высокая степень  религиозности

Трансцендентность (господство над интересами человека и беспрекословность)

Приписывание  высшей ценности обществу и интересам  общества как целого

Конкретность  и легальный характер

 

Органическая солидарность

 

1) Морфологическая  (структурная) основа

Основана на разделении труда (преобладает в более развитых обществах)

Организованный  тип (слияние рынков и рост городов)

Большая взаимозависимость (относительно сильные социальные связи)

Относительно  большой объем населения

Относительно  высокая материальная и моральная  плотность

 

2) Типы норм (воплощенные в праве)

Правила с  реститутивными санкциями

Преобладание  кооперативного права (гражданского, коммерческого, процессуального, административного и конституционного)

 

З а) Формальные признаки коллективного сознания

Малый объем

Низкая интенсивность

Низкая определенность

Больший простор  для индивидуальной инициативы и  рефлексии

 

3 б) Содержание  коллективного сознания

Возрастающая  светскость

Ориентированность на человека (связь с интересами человека и открытость для об-

суждения)

Приписывание  высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей,

трудовой  этике и социальной справедливости

Абстрактность и общий характер. 

5. Заключение

Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социологические

теории XX в. так  или иначе соотносились с теорией основателя Французской социологи-

ческой школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под

воздействием  дюркгеймовских идей.

Вслед за Контом Дюркгейм рассматривал общество главным  образом как сферу солидарности, сплоченности, согласия. Не случайно изучение согласия в социологии считается дюркгеймовской традицией.

Доказывая «нормальный» характер солидарности в обществе и «анормальный» характер ее отсутствия, Дюркгейм в значительной мере выдавал желаемое за действительное. За это он подвергался вполне обоснованной критике. Он чрезмерно оптимистично

оценил реальность и перспективы «органической» солидарности и недооценил вероятность возникновения новых форм (или возрождения) «механической» солидарности в тоталитарных обществах.

Известно, что  разделение труда не только порождает  социальную солидарность;

оно ведет  к формированию специфических социальных групп со своими особыми, нередко конфликтующими интересами, Это обстоятельство справедливо подчеркивал Маркс. Тем не менее, акцент Дюркгейма на солидарности и согласии имел под собою во всяком случае не меньше основания, чем акцент на роли борьбы и конфликта в обществе, свойственный теориям Маркса и социальных дарвинистов. Очевидно, что социальная солидарность - не менее, а, вероятнее всего, более «нормальное» и универсальное явление, чем социальный конфликт.

Важное значение в социологии Дюркгейма имела трактовка общества как преимущественно нравственной реальности. Как и для Kонта, социальный вопрос для него был не столько экономико-политическим, сколько нравственно-религиозным вопросом. Мораль Дюркгейм понимал как практическую, действенную, реальную силу; все, что не имеет серьезного нравственного основания, с его точки зрения, носит непрочный и временный характер. Поэтому он считал, что политические революции - это кровавые театральные действа, которые мало что изменяют в социальных системах. Для того чтобы политические преобразования действительно вызвали социальные изменения, они должны выразить и затронуть глубинные нравственные ценности и устремления общества.

В эпистемологическом аспекте вклад Дюркгейма был не менее значителен, чем в

онтологическом. Он убедительно применил к сфере  социологического знания принципы

научного  рационализма. Его исследования представляют собой образец сочетания теоретического и эмпирического подходов к изучению социальных явлений. Дюркгейм явился родоначальником структурно-функционального анализа в социологии: он исследовал социальные факты под углом зрения их функций в конкретных социальных системах. Вместе с тем он не отказался полностью от сравнительно-исторической и эволюционистской методологии сравнивая между собой различные типы обществ и рассматривая сложные общества как комбинации одних и тех же простых элементарных единиц.

Дюркгейм  разработал методологические принципы социологической мышления,

конкретные  методы, правила и процедуры, касающиеся определения, наблюдения, объяснения социальных явлений, научного доказательства и т. д. Он внес вклад в самые разные отрасли социологическою знания: в общую теорию, в частные теории, в исследование отдельных сфер и явлений социальной жизни: морали, права, отклоняющегося поведения. семьи, воспитания, религии, ритуала и т. д.

Провозгласив  основным принципом своей методологии необходимость изучать социальные факты как вещи, он отстаивал взгляд на социологию как на строгую объективную науку, свободную от всякого рода идеологических предрассудков и умозрительных спекуляций.

Безусловно, в его вере в науку было немало наивного и утопического. Но, тем не менее, эта вера, опиравшаяся на глубокую логическую аргументацию и собственные

научные исследования Дюркгейма, сыграла огромную роль в  становлении социологии,

признании ее научного статуса и авторитета.

Дюркгейм  внес важнейший вклад в становление  и утверждение профессиональной

социологической этики. В своих трудах он доказывал особое значение профессиональной

этики в современном  обществе. Своей собственной деятельностью он демонстрировал высокий образец этой этики в сфере социальной науки. Дюркгейм исходил из необходимости практической ориентации социологического знания. Но для того чтобы эта ориентация могла осуществиться, для того чтобы социология приносила пользу обществу, он считал необходимым в процессе познания отделять профессиональную этику социолога от гражданской этики, познавательные ценности - от любых других.

Будучи противником  растворения познавательных ценностей  в иных, Дюркгейм

одновременно  был противником растворения  социологического подхода в подходах,

свойственных другим наукам. Это ревнивое стремление обосновать и отстоять самостоятельность социологии сочеталось у него с решительным неприятием дилетантизма в этой науке, компрометировавшего ее в глазах ученых и широкой публики: ведь в то время, как, впрочем, и теперь, под рубрикой или заглавием «социология» нередко фигурировало все, что угодно. Социологическая этика Дюркгейма - это этика честного, непредвзятого и компетентного исследования.

В институционально - организационном аспекте вклад Дюркгейма в социологию

был также  необычайно велик. Именно благодаря  ему социология во Франции стала университетской дисциплиной. Он одним из первых в мире, если не первым, стал читать лекционные курсы по социологии. В университетах Бордо и Парижа он создал первые в стране социологические кафедры.

Школа отличалась относительно высокой степенью сплоченности, основанной на

общности  теоретических и социально-политических взглядов, активной работе в журнале,

разделении труда и специализации в определенных предметных областях, научном авторитете Дюркгейма, дружеских связях и т. д.

Среди участников школы были видные ученые: социолог и этнолог Марсель Мосс

(возглавивший школу после смерти ее основателя); социологи С. Бугле, Ж. Дави, М.

Хальбвакс; экономист Ф. Симиан; правоведы Э. Леви, Ж. Рей, П. Ювелен; лингвисты А.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"