Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:25, контрольная работа

Описание работы

К этому времени успехи психологии высоко поднимают ее авторитет. Психологизм становится общей тенденцией обоснования научного знания. С позиций психологии начинают обосновываться разнообразнее знания, что способствует усилению и психологической тенденции в социологии. Кроме того, к последней трети XIX века в психологии появляются теории, которые требуют учета сложных социальных факторов.

Содержание

1 Каковы особенности психологического направления в социологии? Опишите взгляды его наиболее известных представителей 2
2 Эксперимент в социологии. Классификация социологических экспериментов. 7
3 Какие существуют разновидности культуры? Чем они отличаются друг т друга? 14
Литература 17

Работа содержит 1 файл

Социология в-21.docx

— 45.22 Кб (Скачать)

     Натурный (или полевой) эксперимент может  быть контролируемым и неконтролируемым. В неконтролируемых экспериментах  результат достигается путем  достаточно большого числа повторных  опытов, так, чтобы по теории вероятности  неконтролируемые факторы взаимно  погашались и не оказывали бы влияния  на воздействие экспериментального фактора.

     Более строгие данные могут быть получены в контролируемом натурном эксперименте.

     Контролируемый (валидный) эксперимент является попыткой получить относительно чистый эффект воздействия экспериментальной  переменной. С этой целью предпринимается  тщательное выравнивание прочих условий, которые могут исказить результат  влияния экспериментального фактора.

     Выравнивание  условий эксперимента

     Выравнивание  условий относится ко всем объектам, участвующим в опытах: экспериментальным  и контрольным. Возможны эксперименты и без контрольного объекта, повторяющиеся  несколько раз. Тогда выравниванию подлежат условия экспериментальных  объектов в каждой серии опытов.

     Прежде  чем приступить к выравниванию условий, надо выделить характеристики, предположительно влияющие на ожидаемое следствие. Это  требует предварительного анализа  проблемы при разработке программы  исследования. Все эти характеристики потенциально представляют собой экспериментальные  переменные. Но в каждом отдельном  опыте проверяется воздействие только одного из выделенных факторов, а остальные подлежат выравниванию.

     В первую очередь выравнивают основные параметры общей социальной ситуации, такие, как тип поселения, отрасль  производства, этническая и культурная среда, временной интервал и другие особенности, равноприложимые ко всем объектам изучаемого процесса. [6]

     Основные  приемы выравнивания индивидуальных характеристик  в случае, когда единицы наблюдения - индивиды, следующие.

     1. Точечное выравнивание применяют  в опытах с малыми группами. Процедура сводится к подбору  индивидов в подлежащих выравниванию  группах по единым признакам,  выделенным как существенные, таким,  например, как: а) возраст; б)  семейное положение; в) пол;  г) постоянное место жительства  и т.д. Тогда при выравнивании  в экспериментальной и контрольной  группах каждому индивиду в  первой группе должен быть  найден аналог во второй: Иванову,  студенту 3 курса, 20 лет, неженатому, иногороднему должен соответствовать  Петров с точно такими же  данными. Такой способ эффективен  для малочисленных групп, поэтому  применяется, как правило, в  лабораторных экспериментах и  крайне редко - в полевых исследованиях.

     2. Частотное выравнивание предполагает  сопоставление существенных признаков  в опытной и контрольной группах  в пропорциях, средних величинах  и т.д., в соответствии с аналогичными  показателями генеральной совокупности (см. табл. 2)..

     При этом возникает опасность, что может  быть разное сочетание значений выделенных признаков в опытной и контрольной  группах, отличающееся и от их распределения  в генеральной совокупности. Например, если в качестве опытной и контрольной  групп берутся, допустим, по одной  группе юридического и бухгалтерского факультетов, то в них может быть разное соотношение мужчин и женщин, или городских и иногородних, отличающееся от распределения этих параметров во всей генеральной совокупности, т.е. среди всех студентов академии.

     Таблица 2 Частотное выравнивание индивидуальных характеристик в контролируемом эксперименте (в %)

Характеристика, подлежащая

выравниванию

Генеральная совокупность (студенты академии) Группа
Экспериментальная Контрольная
Пол
Мужской 42 40 40
Женский 58 60 60
Местожительство
Городские 75 75 75
Иногородние 25 25 25

     3. Выравнивание по квоте, применяемое  часто в больших выборках, позволяет  устранить недостатки предыдущего  метода. В этом случае сопоставляют  группы по пропорциональному  представительству признаков, взятых  в жестких сочетаниях (квотах), как  показано в табл. 3

     Таблица 3 Выравнивание индивидуальных характеристик  в контролируемом эксперименте методом  квоты (в %)

Квота характеристик, подлежащая выравниванию Группа
экспериментальная Контрольная
Мужчины - юристы III курса, городские, возраст 20 лет 10 10
Женщины - юристы III курса, городские, возраст 20 лет 15 15

     4. Случайно-механическое выравнивание  используется при массовых экспериментах,  на крупных объектах, когда отбор  индивидов производится по правилам  случайной бесповторной выборки.  Однако данный прием не годится  для небольших групп.

     Разновидность контролируемых натурных экспериментов - рандомизация (от английского random - случайность), которая позволяет устранить  или минимизировать воздействие  неконтролируемых "случайных" факторов.

     Используя значительное число экспериментальных  и контрольных объектов или проводя  многочисленные эксперименты, рандомизация позволяет "гасить" влияние неконтролируемых (фоновых) воздействий, если они не являются систематическими. Тогда экспериментальный эффект оценивается обычным исчислением значимости средних по критериям состояния "до - после" на экспериментальных и контрольных объектах, а степень значимости выявленных закономерностей определяется с помощью корреляционного анализа.

     Довольно  плодотворным методом социологического исследования может быть мысленный  эксперимент, или квазиэксперимент. Своеобразие его в том, что  вместо манипуляций с реальными  объектами мы оперируем с информацией  о совершившихся событиях.

     В натурном эксперименте исследователь  проектирует предполагаемые события, воздействуя на экспериментальный  объект их гипотетическими причинами. В мысленном же эксперименте ход  рассуждений обратный: от наличных следствий к возможным причинам. Такой экспериментальный ход  называется ретроспективным анализом или экспериментом "ex-post-facto".

     Например, можно ретроспективно проверить  предположение о том, что характер творческой деятельности студента существенно  влияет на направления его последующей  карьеры (вспомним Жванецкого: "Мы с  Ильченко и Карцевым кончили Одесский институт инженеров водного транспорта. Понятно, что это за институт, если посмотреть, каких специалистов он выпускает"). В данном случае, проверяем, насколько участие студента в  научных исследованиях определяет его дальнейшую карьеру в сфере  науки. Для этого из списка выпускников  вуза выбираем тех, кто сделал карьеру  в научной сфере - защитил диссертацию, работает в вузе или научно-исследовательском  институте и т.д. Затем проверяем  их наличие в списках участников НИРС в те года, когда они учились  в институте. Если доля участвовавших  в НИРС среди этой группы будет  существенно выше, чем в среднем  по контингенту студентов вуза, то, очевидно, сделанное предположение  обоснованно.

     Программа и инструментарий эксперимента

     Программа эксперимента представляет собой описание экспериментально проверяемой гипотезы и процедур ее проверки (системы  переменных, экспериментального фактора, ситуации (условий) эксперимента, экспериментальной  и контрольной групп, инструментария эксперимента).

     В инструментарий эксперимента входят протокол, дневник и карточка наблюдения.

 

     3 Какие существуют разновидности культуры? Чем они отличаются друг т друга?

 

     Виды  культуры как различные области  применения понятия

     Первая  и самая доступная область  культуры — это видимый нами мир  предметов. Причем эти предметы не обязательно  должны быть созданы человеком. Далекие  звезды или безбрежное море являются чисто природными объектами, но мы все  равно воспринимаем их в контексте культуры. Они как-то названы, объяснены, более или менее понятны. Это значит, что даже нерукотворные, природные предметы мы воспринимаем как культурные образования. [1]

     Вокруг  себя мы видим в основном только мир культурных предметов, или предметный вид культуры.

     Многообразие  предметного вида культуры определяется многообразием самой человеческой деятельности. Очень сложно классифицировать различные виды деятельности, как и предметный вид культуры. Но условно это может быть приложимо к природе, обществу и отдельному человеку.

     Виды  культуры по отношению к природе

     В применении к природе выделяют культуру земледелия, садово-парковую культуру, специальное выращивание отдельных  растений, а также само растение (зерновые культуры, особые сорта фруктов  и овощей и т.д.), рекультивацию  ландшафта, т.е. полное или частичное восстановление определенной природной среды, нарушенной предшествующей хозяйственной деятельностью.

     Сюда  же можно отнести и общую культуру материального производства.

     Виды  культурной деятельности в обществе

     Материальное  производство как посредник между  обществом и природой включает в  себя и специфически общественные виды культурной деятельности. К ней относится  прежде всего труд. Еще К. Маркс  различал живой и овеществленный труд. Культура живого труда — это  культура непосредственно производительной деятельности и культура управления производством, строительством, транспортом и т.д. Здесь возможно «'более дробное деление: культура руководителя, культура или мастерство строителя, культура вождения автомобиля и т.д. Очевидно, что в конечном итоге мы придем к совокупности знаний, умений, навыков отдельного человека, которой и определяется его культура и отношение к труду. Овеществленный труд — это средства и орудия труда, весь мир предметов, в которых замерли усилия трудившихся когда-то людей. Понятно, что культура предметного, или овеществленного, мира во многом определяет культуру живого труда, и наоборот. [2]

     Понятие культуры по отношению к отдельному человеку

     Естественно, что культура отдельного человека не существует в отрыве от перечисленных  видообразований культуры. И все  же: ни  отношение к природе, ни отношение к труду или к  каким-то общественным обязанностям —  ничто так не характеризует культуру, как отношение человека к человеку и к самому себе.  Понятие «культура» применяют буквально к каждой человеческой способности — телесной или духовной (психической).

     Человек — это кристалл культуры, ее концентрированное  выражение. Но он же является и душой культуры, ее источником. Это предполагает его всестороннюю развитость, гармонию разума и чувств, души и тела. Для достижения такой цели необходима культура воспитания.

     Предметный  и личностный виды культуры

     Предметный  вид культуры — ее видимость. Разумеется, культура не может существовать без  этой видимости, но она и не сводима к ней. Культура имеет еще и личностный вид, который запечатлен в вещах. По вещи можно судить об уровне интеллектуального, эстетического, нравственного развития ее создателя, об отношениях между людьми, о характере эпохи. Но чтобы увидеть личностное выражение культуры, нужно быть личностью. Каждый из нас видит личностный мир культуры ровно настолько, насколько сам является личностью.

    Виды  культуры и формы культуры

     Как человек есть единство внешнего и внутреннего, так и культура представляет собой такое единство, т.е. предметного и личностного видов.  Внешний, или предметный, вид культуры организован по принципу материального существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют законы природного, материального мира.  Совокупность материальных ценностей принято называть материальной культурой.

     Внутренний, или личностный, вид культуры организован  по принципу духовного существования. Это означает, что ведущую  роль в нем играют идеалы и цели, побуждения и влечения самого  человека, его  представления о себе и окружающем его мире. [3]

     Совокупность  духовных ценностей принято называть духовной культурой.

     Итак,  культура существует в материальной и духовной формах.

 

     Литература

    1. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993.
    2. Ерасов Б.С.  Социальная культурология. В 2 ч.  М., 1994. Ч.1.
    3. Коган Л.Н.  Теория культуры. Екатеринбург, 1993.
    4. Коган Л.Н.  Социология культуры. Екатеринбург, 1992.
    5. Андреева Г.М. К проблематике психологии социального познания
    6. Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование
    7. Головин Н. Основные социологические понятия
    8. Фролов С.C. Социология

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"