Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:25, контрольная работа
К этому времени успехи психологии высоко поднимают ее авторитет. Психологизм становится общей тенденцией обоснования научного знания. С позиций психологии начинают обосновываться разнообразнее знания, что способствует усилению и психологической тенденции в социологии. Кроме того, к последней трети XIX века в психологии появляются теории, которые требуют учета сложных социальных факторов.
1 Каковы особенности психологического направления в социологии? Опишите взгляды его наиболее известных представителей 2
2 Эксперимент в социологии. Классификация социологических экспериментов. 7
3 Какие существуют разновидности культуры? Чем они отличаются друг т друга? 14
Литература 17
Натурный (или полевой) эксперимент может быть контролируемым и неконтролируемым. В неконтролируемых экспериментах результат достигается путем достаточно большого числа повторных опытов, так, чтобы по теории вероятности неконтролируемые факторы взаимно погашались и не оказывали бы влияния на воздействие экспериментального фактора.
Более строгие данные могут быть получены в контролируемом натурном эксперименте.
Контролируемый (валидный) эксперимент является попыткой получить относительно чистый эффект воздействия экспериментальной переменной. С этой целью предпринимается тщательное выравнивание прочих условий, которые могут исказить результат влияния экспериментального фактора.
Выравнивание условий эксперимента
Выравнивание условий относится ко всем объектам, участвующим в опытах: экспериментальным и контрольным. Возможны эксперименты и без контрольного объекта, повторяющиеся несколько раз. Тогда выравниванию подлежат условия экспериментальных объектов в каждой серии опытов.
Прежде чем приступить к выравниванию условий, надо выделить характеристики, предположительно влияющие на ожидаемое следствие. Это требует предварительного анализа проблемы при разработке программы исследования. Все эти характеристики потенциально представляют собой экспериментальные переменные. Но в каждом отдельном опыте проверяется воздействие только одного из выделенных факторов, а остальные подлежат выравниванию.
В первую очередь выравнивают основные параметры общей социальной ситуации, такие, как тип поселения, отрасль производства, этническая и культурная среда, временной интервал и другие особенности, равноприложимые ко всем объектам изучаемого процесса. [6]
Основные приемы выравнивания индивидуальных характеристик в случае, когда единицы наблюдения - индивиды, следующие.
1.
Точечное выравнивание
2.
Частотное выравнивание
При
этом возникает опасность, что может
быть разное сочетание значений выделенных
признаков в опытной и
Таблица 2 Частотное выравнивание индивидуальных характеристик в контролируемом эксперименте (в %)
Характеристика,
подлежащая
выравниванию |
Генеральная совокупность (студенты академии) | Группа | |
Экспериментальная | Контрольная | ||
Пол | |||
Мужской | 42 | 40 | 40 |
Женский | 58 | 60 | 60 |
Местожительство | |||
Городские | 75 | 75 | 75 |
Иногородние | 25 | 25 | 25 |
3.
Выравнивание по квоте,
Таблица 3 Выравнивание индивидуальных характеристик в контролируемом эксперименте методом квоты (в %)
Квота характеристик, подлежащая выравниванию | Группа | |
экспериментальная | Контрольная | |
Мужчины - юристы III курса, городские, возраст 20 лет | 10 | 10 |
Женщины - юристы III курса, городские, возраст 20 лет | 15 | 15 |
4.
Случайно-механическое
Разновидность контролируемых натурных экспериментов - рандомизация (от английского random - случайность), которая позволяет устранить или минимизировать воздействие неконтролируемых "случайных" факторов.
Используя значительное число экспериментальных и контрольных объектов или проводя многочисленные эксперименты, рандомизация позволяет "гасить" влияние неконтролируемых (фоновых) воздействий, если они не являются систематическими. Тогда экспериментальный эффект оценивается обычным исчислением значимости средних по критериям состояния "до - после" на экспериментальных и контрольных объектах, а степень значимости выявленных закономерностей определяется с помощью корреляционного анализа.
Довольно плодотворным методом социологического исследования может быть мысленный эксперимент, или квазиэксперимент. Своеобразие его в том, что вместо манипуляций с реальными объектами мы оперируем с информацией о совершившихся событиях.
В
натурном эксперименте исследователь
проектирует предполагаемые события,
воздействуя на экспериментальный
объект их гипотетическими причинами.
В мысленном же эксперименте ход
рассуждений обратный: от наличных
следствий к возможным
Например,
можно ретроспективно проверить
предположение о том, что характер
творческой деятельности студента существенно
влияет на направления его последующей
карьеры (вспомним Жванецкого: "Мы с
Ильченко и Карцевым кончили Одесский
институт инженеров водного транспорта.
Понятно, что это за институт, если
посмотреть, каких специалистов он
выпускает"). В данном случае, проверяем,
насколько участие студента в
научных исследованиях
Программа и инструментарий эксперимента
Программа эксперимента представляет собой описание экспериментально проверяемой гипотезы и процедур ее проверки (системы переменных, экспериментального фактора, ситуации (условий) эксперимента, экспериментальной и контрольной групп, инструментария эксперимента).
В инструментарий эксперимента входят протокол, дневник и карточка наблюдения.
Виды культуры как различные области применения понятия
Первая и самая доступная область культуры — это видимый нами мир предметов. Причем эти предметы не обязательно должны быть созданы человеком. Далекие звезды или безбрежное море являются чисто природными объектами, но мы все равно воспринимаем их в контексте культуры. Они как-то названы, объяснены, более или менее понятны. Это значит, что даже нерукотворные, природные предметы мы воспринимаем как культурные образования. [1]
Вокруг себя мы видим в основном только мир культурных предметов, или предметный вид культуры.
Многообразие предметного вида культуры определяется многообразием самой человеческой деятельности. Очень сложно классифицировать различные виды деятельности, как и предметный вид культуры. Но условно это может быть приложимо к природе, обществу и отдельному человеку.
Виды культуры по отношению к природе
В
применении к природе выделяют культуру
земледелия, садово-парковую культуру,
специальное выращивание
Сюда же можно отнести и общую культуру материального производства.
Виды культурной деятельности в обществе
Материальное производство как посредник между обществом и природой включает в себя и специфически общественные виды культурной деятельности. К ней относится прежде всего труд. Еще К. Маркс различал живой и овеществленный труд. Культура живого труда — это культура непосредственно производительной деятельности и культура управления производством, строительством, транспортом и т.д. Здесь возможно «'более дробное деление: культура руководителя, культура или мастерство строителя, культура вождения автомобиля и т.д. Очевидно, что в конечном итоге мы придем к совокупности знаний, умений, навыков отдельного человека, которой и определяется его культура и отношение к труду. Овеществленный труд — это средства и орудия труда, весь мир предметов, в которых замерли усилия трудившихся когда-то людей. Понятно, что культура предметного, или овеществленного, мира во многом определяет культуру живого труда, и наоборот. [2]
Понятие культуры по отношению к отдельному человеку
Естественно, что культура отдельного человека не существует в отрыве от перечисленных видообразований культуры. И все же: ни отношение к природе, ни отношение к труду или к каким-то общественным обязанностям — ничто так не характеризует культуру, как отношение человека к человеку и к самому себе. Понятие «культура» применяют буквально к каждой человеческой способности — телесной или духовной (психической).
Человек — это кристалл культуры, ее концентрированное выражение. Но он же является и душой культуры, ее источником. Это предполагает его всестороннюю развитость, гармонию разума и чувств, души и тела. Для достижения такой цели необходима культура воспитания.
Предметный и личностный виды культуры
Предметный вид культуры — ее видимость. Разумеется, культура не может существовать без этой видимости, но она и не сводима к ней. Культура имеет еще и личностный вид, который запечатлен в вещах. По вещи можно судить об уровне интеллектуального, эстетического, нравственного развития ее создателя, об отношениях между людьми, о характере эпохи. Но чтобы увидеть личностное выражение культуры, нужно быть личностью. Каждый из нас видит личностный мир культуры ровно настолько, насколько сам является личностью.
Виды культуры и формы культуры
Как человек есть единство внешнего и внутреннего, так и культура представляет собой такое единство, т.е. предметного и личностного видов. Внешний, или предметный, вид культуры организован по принципу материального существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют законы природного, материального мира. Совокупность материальных ценностей принято называть материальной культурой.
Внутренний, или личностный, вид культуры организован по принципу духовного существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют идеалы и цели, побуждения и влечения самого человека, его представления о себе и окружающем его мире. [3]
Совокупность духовных ценностей принято называть духовной культурой.
Итак, культура существует в материальной и духовной формах.