Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 08:11, контрольная работа
П. Сорокин, разработав систему социологии, в сущности, выступил против предшествующей социологии, изучавшей «психические реальности». Он считал, что «социология должна строится по типу естественных наук», но в смысле объективности методов, а не тождества предметов исследования. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи.
Введение 3
1. Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ
и революций. 4
2. Проблема социальной динамики – центральная тема в творчестве
П.А. Сорокина 11
3 Закон «Моральной и религиозной поляризации» 15
Заключение 22
Список литературы 23
позиции. Этот путь оказался зигзагообразным и начался с шага назад, с усиления негативной поляризации в условиях всеобщего кризиса. Это не означает окончательной победы данной негативной тенденции, а лишь подтверждает отмеченную Питиримом Сорокиным закономерность: в начальный период великих кризисов превалирует негативная поляризация, на последнем этапе и после его завершения — позитивная. Поскольку кризисный переход от индустриального к постиндустриальному обществу займет, по всей вероятности, около полувека и половина этого срока приближается к концу, можно ожидать, что в первой четверти XXI века силы позитивной поляризации возобладают и сделают оптимистический глобальный прогноз Питирима Сорокина долгожданной реальностью (хотя и в будущем сохранятся социокультурные циклы с периодическими кризисными переходными фазами и изменениями соотношения негативной и позитивной поляризации). [9. 158]
Необходимо коротко остановиться на других проявлениях сформулированного Питиримом Сорокиным закона поляризации — в экономике, социальных отношениях, политике. В условиях глубоких экономических и социально-политических кризисов, связанных с переходом к очередным кондратьевским или цивилизационным циклам, резко усиливается негативная поляризация. Растет разрыв между богатыми и бедными слоями населения, регионами и странами, вымываются «средние слои» с устойчивыми умеренными доходами. На стадии выхода из кризиса, в условиях оживления и подъема экономики преобладают элементы позитив-
ной поляризации, сокращаются разрыв между богатыми и бедными странами, безработица и дифференциация доходов, увеличиваются слой мелких предпринимателей, численность и доходы среднего класса.
Аналогичная
картина наблюдается и в
социальной справедливости или уповающих на жесткую диктатуру. Создается массовая база для экстремизма, терроризма, революционного насилия, что нередко приводит к острым социально-политическим конфликтам, революциям, гражданским войнам, распаду государств. Одновременно нарастают элементы позитивной поляризации, становление политических сил, обеспокоенных судьбой своих семей, страны, будущих поколений. Эти элементы объединяются и со временем начинают определять ситуацию, восстанавливая политическое равновесие на обновленной или принципиально новой основе, если прежняя политическая система рухнула.
Следовательно, закон поляризации носит всеобщий характер, пронизывает все сферы общественной жизни, является одним из элементов социокультурных циклов и неразрывно связан с политическими, экономическими, технологическими, экологическими циклами. События
последних десятилетий подтвердили истинность великого прозрения Питирима Сорокина: «Всеобъемлющая борьба между силами позитивной и негативной поляризации является поистине борьбой нашего века. Если
в этом судьбоносном противостоянии силы позитивной поляризации в конечном счете будут превалировать над силами негативной поляризации, с человечеством будет все в порядке. Если силы деморализации и дезинтеграции победят, то будущее человечества окажется мрачным
и неопределенным».
Единственная поправка к этому прогнозу
— выбор между сценариями перенесен на
начало следующего века.
Вывод
Интегральный
подход позволил Сорокину описывать
и индивидуальное поведение и
культурную ценность, составляющую существо
каждой социокультурной системы. Вглядываясь
в будущее мира, Сорокин полагал,
что господствующим типом возникающего
общества и культуры будет тип специфический
(не капиталистический и не социалистический),
который объединит позитивные ценности
и освободиться от дефектов каждого типа.
Фундаментом конвергенции явятся не только
политические перемены, но близость систем
ценностей, права, искусства, спорта, досуга,
семейных и брачных отношений... Сорокин
мечтал о новой будущности через очищение
и воскрешение культуры, будущности, основанной
на альтруистической любви и этике солидарности.
Список
использованной литературы: