Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 08:11, контрольная работа
П. Сорокин, разработав систему социологии, в сущности, выступил против предшествующей социологии, изучавшей «психические реальности». Он считал, что «социология должна строится по типу естественных наук», но в смысле объективности методов, а не тождества предметов исследования. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи.
Введение 3
1. Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ
и революций. 4
2. Проблема социальной динамики – центральная тема в творчестве
П.А. Сорокина 11
3 Закон «Моральной и религиозной поляризации» 15
Заключение 22
Список литературы 23
Культурную динамику П. Сорокин видит в циклической смене социокультурных типов. Современную ему культуру он относит к «чувственному» типу, но констатирует её кризисное состояние, обусловленное переходом от одного типа к другому. Им предлагается нравственно – религиозное возрождение, переход к новой, более творческой «умозрительной» культуре и разрабатывается целая программа преобразования системы ценностей, значений, норм.
Всякая социокультурная система, по П. Сорокину, - это творение человека. Но и сам человек является существом интегральным, продуктом социокультуры, усвоившим определённые ценности. Любой человек вписан в социокультурную систему. Люди вступают в систему социальных отношений под влиянием бессознательных (рефлекторных), биосознательных (чувств голода, жажды) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. При этом бессознательное и биосознательное контролируется и регулируется социосознательным.
Общество способно продуцировать значения, нормы, ценности, существующие как бы внутри социосознательных «эго», т.е. членов, составляющих общество. Поэтому любое общество можно понять и описать лишь через призму присущей ему системы ценностей, значений, норм, которые составляют единовременное культурное качество. Оно проявляется во всех сферах человеческой деятельности, порождая образцы культурной жизни.
П.
Сорокин делает вывод о том
что с помощью
В «Системе социологии» П. Сорокин подробно разъясняет научные принципы, на которых основан этот труд. Он считает, что 1) социология как наука должна строится по типу естественных наук. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. Различны объекты изучения тех и других наук, но методы изучения этих объектов одни и те же; 2) социология должна изучать мир таким, каков он есть. Всякий нормативизм, т.е. субъективное вмешательство в науку с позиций нравственных и других норм, должен быть изгнан из социологии. В этом смысле Истина должна быть отъединена от Добра, Справедливости и подобных принципов и норм; 3) социология должна быть «объективной дисциплиной», т.е. изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению; 4) поскольку социология хочет быть опытной и точной наукой, она должна прекратить всякое «философствование» в смысле создания умозрительных, не доказанных наукой построений. В этом отношении, писал П. Сорокин, хорошая статистическая диаграмма стоит любого социально – философского трактата; 5) разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, т.е. сведения любого явления к одному какому – ни будь началу. Ибо, как утверждал ещё М. Ковалевский, монизм в социологии – это попытка решать бесконечно сложные задачи общественных явлений по методу уравнения с одним неизвестным. Вместо монизма Сорокин провозгласил последовательный социологический плюрализм.
Таковы
«основные и руководящие
В кризисные периоды в развитии общества, в условиях дезинтеграции разлагающегося социокультурного строя и интеграции противостоявших ему до того разрозненных элементов нового строя, наблюдается тенденция поляризации большинства общества: «Во времена великих кризисов, например войн революций, стихийных бедствий, моров, землетрясений, наводнений и других катастроф, это большинство имеет тенденцию к поляризации. Одна его часть становится более религиозной и нравственной,
тогда как другая склонна к не религиозности и преступности» Причем на начальных стадиях кризиса преобладает негативная поляризация, тогда как на последней его стадии и после завершения — позитивная.
Закон
поляризации объясняет, «почему
периоды катастроф отмечены дезинтеграцией
системы ценностей данного
ценностей,
особенно религиозных и этических,
духовным и моральным совершенствованием
позитивно поляризованного
Питирим Сорокин подробно проанализировал проявления негативной поляризации в период, когда «Запад и человечество в целом находятся сейчас в ситуации острого кризиса, угрожающего самому существованию
человеческой
расы. Эта катастрофичность нашего
времени — главное, что определяет
современную религиозную и
Негативная
религиозная поляризация
Негативная моральная поляризация в периоды великих кризисов находит выражение в атомизации и потере святости всех моральных ценностей, в утверждении принципа «сила есть право», в крайней деморализации
поколений XX века, который «стал наиболее кровопролитным и негуманным из всех предшествующих двадцати пяти веков греко-римской и западной истории»; в уничтожении в войнах невоюющего населения — женщин, детей и стариков («тотальная война»); в лихорадочной и открытой подготовке правительств и властных элит западного и советского блоков к кремации в Третьей мировой войне; в значительном росте преступлений против личности, нравственности и прав собственности; в деморализации межличностных или личных отношений индивидов, росте морального цинизма, нарушении договорных отношений, в увеличении количества разводов и добрачных связей. Все названное дает веские основания для вывода: «Действительно, мы живем в век огромной негативной нравственной поляризации, которая редко наблюдалась в прошлой истории человечества». Однако положение не столь трагически безнадежно, как может показаться из перечисленных выше негативных тенденций. «Обзор религиозных и моральных феноменов, основанный на фактах, показывает, что наряду со вспышкой сил негативной поляризации появились и растут силы позитивной религиозной и моральной поляризации. Хотя в настоящее время силы негативной поляризации еще преобладают, силы позитивной поляризации уже вполне заявили о себе... Конструктивные религиозные и моральные силы обязаны вырасти в достаточной степени, чтобы в конечном счете одержать победу над деструктивными, создать новый общественный, культурный и личностный порядок в человеческом универсуме» .
В подтверждение этого вывода Сорокин указывал на следующие тенденции:
F сохранение и усиление религиозности значительной части населения России (в 1990-е годы наблюдается настоящий взрыв религиозности);
F рост числа приверженцев институционализированных религий в США — с 47% населения в возрасте 14 лет и старше в 1926 году до 63% в 1960 году
; увеличение
количества различных духовных
сект и альтруистических
и конфликтам: «Все возрастающая часть человеческой популяции со все большей определенностью стремится изгнать из истории человечества позор
войн и реализовать величайший моральный императив «Не убий» ;
F рост финансовой и нефинансовой помощи, оказываемой многими правительствами, общественными и частными организациями, отдельными лицами группам и лицам, нуждающимся в такой помощи; F в политической сфере — освобождение почти всех колониальных народов, ликвидация многих расовых, этнических, религиозных ограничений гражданских прав, освобождение обоих блоков наций от негативных дефектов капиталистических и коммунистических порядков и движение к новому интегральному порядку. «Если в ближайшем будущем не разразится Третья мировая война, эта тенденция безусловно сохранится и будет в конечном счете превалировать над деструктивными, во многом устарелыми политиками капитализма и коммунизма. Реализация интегрального порядка безусловно означала бы эпохальный моральный шаг человечества вперед в его созидательной миссии на этой планете»;
F формируются научные теории моральных феноменов, исходящие из положения, что моральные факторы взаимопомощи, сотрудничества, симпатии и бескорыстной любви играют такую же важную роль в истории человеческой расы, как и факторы борьбы за существование; формируется новая интегральная теория человеческой личности, исходящая из того, что
«человек — это сознательный, рационально мыслящий и сверхсознательный творец, или дух».
Анализ тенденций негативной и позитивной поляризации позволил Питириму Сорокину сделать глобальный долгосрочный прогноз, основные положения которого можно свести к следующему. Развертывается эпохальное противоборство деструктивных и конструктивных сил, итоги которого никто не в состоянии предсказать. «В сотрудничестве со всеми
созидательными факторами силы позитивной поляризации должны сделать все, чтобы предотвратить траурный финиш истории человечества». Ради этого религиозные и конструктивные силы должны использовать
все свое возможное влияние. Все великие религии, которые «возникли в обстановке катастроф и в первоначальный период были прежде всего
моральными социальными движениями, намеревались достичь морального возрождения деморализованного общества», должны вновь объединять свои усилия для спасения человечества, заменив прежде
доминировавшие родовые взгляды на всеобщие, универсальные, относящиеся ко всем человеческим существам ценности независимо от вероисповедания, расы, национальности, социального положения и т.п., отказаться от монополистических притязаний многих религий на исключительную истинность и бесспорное превосходство над другими религиями. «Все религии должны установить также гармоничные отношения и искреннее сотрудничество с наукой». Хотя их исходные позиции во многом различны, сотрудничество может распространиться на область
основных концепций абсолютной и истинной реальности, истинной природы человеческой личности. Общий вывод, к которому приходит Питирим Сорокин в итоге прогноза, оптимистичен: если рост сил позитивной поляризации «не будет прерван новой мировой войной и другими катастрофами, то эти силы будут, конечно, превалировать над силами негативной поляризации: они, в конечном счете, введут человечество в новую эру созидательной истории. Есть надежда, что в этой эре духовно
и морально облагороженная религия будет искренне сотрудничать с морально ответственной наукой и просветленными и утонченными искусствами. Истина, добро и красота вновь объединятся в высшую триаду ценностей, раскрывающую все полнее тайны Высшей Реальности и преданно служащую человечеству в его творческой миссии на этой планете и за ее пределами. Наше время благоприятно для этой великолепной возможности». За десятилетия, прошедшие со времени опубликования этих положений, появилось немало новых аргументов pro и contra этого прогноза, что позволяет уточнить его и продлить на следующее столетие. С одной стороны, возросли силы позитивной религиозной и моральной поляризации. С отказом от социалистических идеалов в России и других постсоциалистических странах резко возросло количество верующих. Это позволяет поддерживать религиозно-моральные заповеди на зыбкой почве переходного общества. Наблюдается оживление и подъем мусульманской религии. В некоторых странах она объявлена государственной. Возрастает количество лиц и организаций, призывающих к моральному возрождению и очищению, противодействию вакханалии преступности. Однако не менее очевидны и противоположные тенденции. Усилился религиозный фундаментализм, ставший причиной возрождения, казалось бы, давно забытых религиозных войн. Религиозные фанатики, прорвавшись к власти, возвращают, подобно талибам в Афганистане, жестокие нравы и запреты раннего Средневековья.
Возникают изуверские секты, зомбирующие своих членов, подавляющие их волю в зловещих целях. Падение железного занавеса открыло дорогу для грязной волны моральной вседозволенности, сексуальной распущенности, преступности, обесценения человеческой жизни и достоинства в России и других бывших социалистических странах. Рушатся устои семьи, резко возросли алкоголизм и наркомания. Эти страны оказались отброшенными на десятилетия назад. Первейшая заповедь «Не убий» нарушается в растущих масштабах. Появились организации профессионалов-киллеров, специализирующихся на заказных убийствах. Следовательно, путь к «новой эре созидательной истории» приходится начинать с более низкой стартовой