Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:51, контрольная работа

Описание работы

Наиболее удачное для социологической науки определение этого термина дано английским этнографом Э. Тейлором "Культура - то некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества".

Содержание

1. Понятие культуры в социологии………………………………..…3
2. Основные компоненты культуры: ценности, верование, обычаи,
нормы, язык, техника. Проблема культурных универсалий……………………………………………………………9
3. Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 30.84 Кб (Скачать)

Немалые различия могут иметь системы  ценностей социальных групп и  классов. В народе говорят: "У богатых  свои причуды". Особенно заметно  такое расхождение в поведении  так называемых "новых русских": криминализация бизнеса, финансовые махинации, престижное потребление и т. п. Социокультурные  различия могут быть и между отдельными поколениями в одном обществе, или явления субкультуры и  даже контркультуры.

Молодежная  демографическая группа, например, имеет свой специфический стиль  поведения, выражающийся в одежде, определенном языке общения, который взрослые не всегда могут понять. Таким образом  формируется молодежная субкультура.

В силу специфики социальных, политических или экономических условий субкультура  может порождать образцы поведения, противоположные господствующей в  обществе культуре. Термин "контркультура" применим к субкультуре тех социальных или демографических групп, которые  бросают вызов доминирующей в  обществе культуре. Мафиозная группа, группа воров в законе, не лишена нравственных принципов, напротив, она  имеет свои стандарты поведения, норм, чаще всего, противоположные общепринятым в данном обществе. Субкультура таких  групп вступает в конфликт с культурой  общества, в котором она паразитирует.

Особенно  показательным было противопоставление культурным ценностям общества субкультуры  движения хиппи, очень популярного  на Западе в 1960-70 гг. Молодые люди, часто  из вполне благополучных респектабельных  семей, проповедовали культуру, в  которой труд представлялся нежелательным, половая воздержанность - ненужной, патриотизм - ненормальным, стремление к материальному благополучию - недостойным. Таким образом, движение хиппи сформировало свою контркультуру, полностью противоположную  основным нравственным нормам, принятым в западных странах.

Целостность культуры всегда предполагает известный  синтез между общечеловеческими  ценностями и национальной культурой. Для России уже в течение нескольких веков характерен конфликт между  западниками (славянофобами) и славянофилами, русофилами; между коллективистской, общинной ориентацией, нравственными  принципами и ставкой на индивидуализм  западного, протестантского типа.

Ценности  выражаются и в стихийно сложившихся  представлениях, мнениях людей, которые  находят отражение в обычаях, традициях, обрядах. Любое достаточно развитое общество имеет определенную идеологию. Другое дело, что эту идеологию часть общества может не воспринимать и даже бороться против нее. Это особенно характерно для обществ переходного типа.

Нормы - элементы культуры, определяющие как должен вести себя человек, чтобы жить в соответствии с устоявшимися ценностями. Нормы включают в себя требования общества к поведению индивида в той или иной жизненной ситуации. Требования общества закрепляются в нормах и установках, содержащихся в морали и обычаях, и нормах-законах, содержащихся в системе законодательства.

Культурные  универсалии - такие нормы, ценности, правила и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства государства.

После выделения культурных универсалий  сформировалось две точки зрения по поводу содержания понятия общечеловеческая культура:

Первая  точка зрения гласит, что общечеловеческая культура - это совокупность тех элементов, которые свойственны любому обществу.

Вторая  точка зрения подразумевает под общечеловеческой культурой те ценности и нормы, на которые должны ориентироваться все современные общества.

Некоторые антропологи считают, что многие универсальные элементы культуры имеют биологическую природу. По мнению Клукхона (1959), биологически обусловленными реалиями являются разделение двух полов,  беспомощность  младенцев,  потребность  в  пище,  тепле  и  сексе,  наличие  людей разного возраста и жизненного опыта. Эти реалии провоцируют определенные проблемы, требующие решения исключительно на основе традиций, соответствующей культуры. Согласно взглядам Клукхона, некоторые ценности и образы мышления также являются универсальными. В каждом обществе запрещены убийство и лжесвидетельство и нигде не одобряются человеческие страдания. Подход Клукхона к проблеме культурных универсалий аналогичен  точке  зрения  Мёрдока  в  том,  что  оба  они  считают:  любая  культура  должна соответствовать  определенному  набору  физиологических,  социальных  и  психологических потребностей. Это понимание культурных универсалий подверглось критике с нескольких позиций. Дж. Кларк (1970 г.) оспаривает идею основных (базовых) потребностей. Каждый человек нуждается в пище, сексе и тепле, но люди едят, занимаются сексом и одеваются не только с целью удовлетворения этих потребностей, но также и по другим причинам. Человек может устроить званый обед, чтобы «обмыть» новую обстановку своего дома, добиться расположения начальника или по другим, более сложным, чем первичные потребности, причинам. Удовлетворение так называемых базовых потребностей, являются ли они  биологическими,  психологическими  или  социальными,  опосредовано  культурными ценностями и нормами, не имеющими ничего общего с этими потребностями. В результате, согласно  Кларку,  невозможно  рассматривать  базовые  потребности  как  специфические аспекты культуры. 

  1. Список использованной литературы:

1.  Витаньи И. Общество, культура, социология. М.: Просвещение, 1984.

2.  Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

  1. Сорокин П.А. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  2. Социология: Учебное пособие / Общ.ред. Э.Д.Тадевосяна. - М.: Знание, 2005. - 272 с.
  3. Internet

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"