Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:51, контрольная работа

Описание работы

Наиболее удачное для социологической науки определение этого термина дано английским этнографом Э. Тейлором "Культура - то некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества".

Содержание

1. Понятие культуры в социологии………………………………..…3
2. Основные компоненты культуры: ценности, верование, обычаи,
нормы, язык, техника. Проблема культурных универсалий……………………………………………………………9
3. Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 30.84 Кб (Скачать)

Вариант № 8

Оглавление:

1. Понятие культуры в социологии………………………………..…3

2.  Основные  компоненты культуры: ценности, верование,  обычаи,

нормы, язык, техника. Проблема культурных универсалий……………………………………………………………9

3. Список использованной литературы…………………………………………………….………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие культуры в социологии.
 

Наиболее  удачное для социологической  науки определение этого термина  дано английским этнографом Э. Тейлором "Культура - то некоторое сложное  целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и  привычки, приобретаемые и достигаемые  человеком как членом общества".

В самом  широком контексте синонимом  слова "культура" является "цивилизация". Когда мы говорим о культуре, то, прежде всего, имеем в виду те явления  человеческой жизни, которые качественно  отличают человека от природы или  даже не встречаются в природе. Например, изготовление орудий труда, политическая организация общества и т. п. Хотя, конечно, в культуре всегда отмечается влияние природы.

В узком  смысле слова под этим термином понимается художественная, духовная культура. В  социологическом контексте характерный  для данного общества, человека образ  жизни, мысли, действий, система ценностей  и норм Культура - это те скрепы, которые  объединяют людей в целостность, в общество. Японец, европеец, представитель  малых народов Севера - они различаются  между собой, прежде всего, определенным типом культуры.

Все, что  связано с возделанным, окультуренным  в жизни человека, определяется сознанием. Ведем ли мы речь о хозяйственной  деятельности или политике, новых  технологиях, поведении в быту, восприятии художественных ценностей - все это связано с культурой общества, человека. Довольно часто применяется выражение: культурный человек или, наоборот, малокультурный человек.

Поведение животных, насекомых при всей высоте их организация и в значительной мере диктуется программой, заложенной в генах. Человеку программа его  поведения не передается по наследству. Такой генетической программой является именно культура и ее составные элементы. Освоение культуры происходит постепенно в процессе учебы, воспитания, социализации и продолжается практически всю  сознательную жизнь человека. Без  культуры люди были бы полностью дезориентированы и не смогли бы жить в обществе. Достаточно вспомнить Маугли и подобных ему  детей джунглей. Они после определенного  возраста уже не могут освоить  язык, научиться добывать средства к существованию. Дело в том, что  у таких детенышей не было общения  с людьми, они не могли усвоить  самую элементарную культуру.

Именно  культура регулирует поведение людей  в обществе, и потому не случайно Зигмунд Фрейд называл ее репрессивной. Культура подавляет некоторые опасные  и вредные для общества, окружающих людей склонности и побуждения человека - агрессивные, сексуальные. Но именно нормы культуры не исключают их полностью, а только регламентируют условия  их удовлетворения: агрессивные, к примеру, в спорте, сексуальные - обязательно при определенной социальной и нравственной аранжировке.

Конечно, возможности таких элементов  культуры, как обычаи, нравственные нормы в регулировании поведения  человека, тоже достаточно ограничены, меняются в зависимости от объективных  обстоятельств, например, кризисного состояния  общества, уровня материального состояния  социальной группы или отдельного человека и т. п. В этих случаях требуются  более сильные регуляторы со стороны  общества, государства.

Феномен культуры заключается и в отборе определенных видов поведения и  опыта людей. Поэтическое выражение "Обычай - Деспот средь людей" показывает, что люди сами создают такие культурные образцы, которым впоследствии подчиняются, принимают их за само собой разумеющееся. Когда культура указывает на то, как и что мы должны делать или  не делать, говорят, что она нормативная, то есть такая, которая дает нам образцы  необходимого поведения.

Если  в обществе или отдельной социальной группе появляются культурные нормы, которые  перестают соответствовать новь условиям, становятся неудобными или  бесполезными, то люди стремятся изменить их, чтобы привести в соответствие с изменившимися условиями жизни. Само преобразование культурных норм происходит по-разному. Одни нормы, например, нормы этикета, повседневного поведения  могут быть преобразованы относительно легко, другие - государственные законы, религиозные традиции экономического и политическою поведения - изменить достаточно трудно и принятие их происходит весьма болезненно. Убедительный тому пример: экономические и политические реформы в России.

Некоторые культурные нормы, затрагивающие жизненные  интересы социальной группы, общества, становятся нравственными нормами. Весь социальный опыт человечества убеждает, что нравственные нормы не изобретаются, не устанавливаются. Они возникают  постепенно из повседневной жизни и  социальной практики людей.

То же самое происходит и с социальными  институтами. В одном обществе устанавливается  такая норма культуры, как многоженство, в другом оно осуждается. В одном  галлюцинации считают заболеванием, в другом рассматривают как высшую форму сознания, "мистические  видения", пророчества.

Даже  поверхностное знакомство с различными культурами обнаруживает многочисленные различия. В одних странах правостороннее движение, в других - левостороннее, в одних отношение к корове как священному животному, в других - совсем наоборот. Однако практически  во всех культурах имеются вещи, которые можно было бы назвать  культурными универсалиями. Джордж Мердок выделил их порядка. Среди  них спорт, украшения тела, совместный труд, танцы, праздники, свадебные и  похоронные ритуалы, подарки, гостеприимство, запрет на кровосмешение. По всей вероятности, культурные универсалии формируются  на основе важнейших биологических потребностей: продолжение рода, сохранение жизни, здоровое потомство и т.п.

Культура  как феномен сознания является и  способом, методом ценностного освоения действительности. Активная деятельность человека, общества по удовлетворению своих потребностей требует определенной позиции. Надо считаться с интересами других людей и других сообществ, без этого нет сознательного  социального действия. Это определенная позиция человека, сообщества, которая  отслеживается в отношении к  миру, в оценке реальных явлений, выражается в ментальном менталитете.

Культура  как способ ценностного освоения действительности выражается в практической деятельности людей - и внешней, и  внутренней. Понятно, что в процессе внутренней деятельности формируются  мотивы, ценностные ориентации, отбираются цели, технологии будущих действий. Именно менталитет человека, сообщества составляет суть и смысл внутренней деятельности. Культура - виновник содержания, стиля всей практической жизни людей. Разумеется, она испытывает активное воздействие внешней среды, социально-экономических  обстоятельств, модифицируется.

Как показывает анализ данных социологических исследований, в современном российском обществе сложилось несколько основных менталитетов:

советско-социалистический менталитет как результат прежнего общественного строя, сохранения советских  социалистических традиций;

прозападно - капиталистический менталитет как результат изменения общественно-политического строя, проведения рыночных реформ, воздействия культурных норм, характерных для Северной Америки и Западной Европы;

православно-российский менталитет, имеющий глубокие корни  в тысячелетней православной традиции;

криминально-мафиозный  менталитет, расцветающий пышным Цветом в новых социально-экономических  условиях;

мозаично-прагматический псевдоменталитет, порождение массовой культуры, конгломерат осколков нескольких менталитетов.

Именно  в сложившемся культурном менталитете  социальной группы, нации, индивида таится разгадка того, почему в одинаковой ситуации представители разных народов  реагируют по-разному, ведут различный  образ жизни. Японский и европейский  художник один и тот же пейзаж изобразят  по-разному. Это закономерно. Менталитет, культура - живая душа каждого народа. Совмещающая в себе не только предмет материальной культуры, но и духовной, показатель нравственной, эстетической культуры исполнителей. 

2.  Основные  компоненты культуры: ценности, верование,  обычаи,

нормы, язык, техника. Проблема культурных универсалий 

Первоосновой  культуры является язык. Люди, осваивая окружающий мир, фиксируют его в определенных понятиях. И приходят к согласию, что определенному сочетанию звуков придается определенное значение.

Лишь  человек способен использовать символы, с помощью которых он общается, обменивается не только простыми чувствами, но и сложными идеями, мыслями. Используя  символическую коммуникацию, человек  обменивается ценными мыслями, способами  совместных действий, указаниями. Без  столь разработанного, богатого и  разнообразного общения люди не слезли бы с деревьев и не вышли бы из пещер.

Как речь отделяет людей от животных, так  и письменность (письменная речь) проводит границу между примитивными культурами и цивилизацией. Человек дописьменной культуры должен всегда держать в  памяти наиболее ценные образцы культуры. Но человеческая память ограниченна. Поэтому  и культура, зависящая от человеческой памяти и устной передачи ее образцов, обречена оставаться примитивной, предельно  простой. Использование письменности позволило практически безгранично  усложнять и развивать культуру, сохранять и передавать неограниченному  числу людей детали технологий, традиций, ценностей, культурных норм, воспроизводить утерянные и разрушенные культурные ценности.

Язык  настолько сливается с культурой, что каждое новое добавление в  общественное культурное наследие обязательно  связано с изменениями в языке. В результате профессиональные, возрастные и другие группы людей могут иметь  свой специфический язык, свою языковую субкультуру.

Не только культура изменяет язык, но и язык может  активно помогать или, наоборот, сдерживать распространение культуры. В ходе общения понятные и усвоенные  слова являются средством для  передачи традиций, норм, ценностей. Но если люди общаются на разных языках, то передача культурных образцов становится невозможной. Иногда идею или концепцию  бывает трудно перевести на другой язык в силу того, что в нем  нет адекватных слов для их выражения. Вот, например, почему такой специфический  элемент культуры, как поговорка, шутка, анекдот, основанные часто на игре слов, теряют свой смысл при  переводе.

По мере развития языка в нем появляются слова-символы с единым уровнем  абстракции. Например, в русском  языке слово "снег" у многих народов нет такого абстрактного понятия, у них слово применяется  обязательно с определенным глаголом "снег идет", "снег тает". В  писательской среде бытует любопытный рассказ о преподавании учителя  русского языка в чукотской школе, прочитав детям стихи А. Пушкина "У лукоморья", он должен был  долго объяснять такие понятия, как дуб, кот, цепь, золото, потому что  этих слов не было в языке небольшого народа. У одних народов только человек "кто", а все остальное "что". Если человек не знает чисел, то он, по-видимому, иначе воспринимает окружающий мир. По-разному оценивают мир грамотные и неграмотные люди, письменные и бесписьменные народы.

Ценности - определяющий элемент культуры, ее ядро. Для того чтобы оценить, что значимо и полезно, а что - нет, что есть добро, а что есть зло, и человек, и общество постоянно применяют определенные мерки, критерии. Культура в ценностном аспекте - это своеобразный социальный механизм, который выявляет, систематизирует, упорядочивает, сохраняет, передает ценности в обществе. Другими словами, ценности ориентируют человека, сообщество в окружающем мире, побуждают к конкретным действиям или бездействию.

Социологию  интересуют, прежде всего, социальные ценности. Они существуют всегда в  виде определенной системы и выражаются в менталитете человека, сообщества. Фундаментом системы ценностей  являются нравственные ценности. Например, заповеди Христа.

В рамках одного сообщества ведущие ценности большинства ей в основном едины, если, конечно, оно не находится в  каком-тo экстремальном состоянии - межнациональный или межнациональный  или межрелигиозный раскол, гражданская  война, переходное состояние и т. п. Однако даже при стабильном состоянии  общества возможен конфликт по поводу сложившейся системы ценностей. Политические ценности могут не стыковаться с экономическими, экономические - с социальными, экономические - с экологическими, коллективистские - с индивидуальными.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"