Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:51, контрольная работа

Описание работы

Основные понятия системного подхода. Специфика системного подхода в исследовании социально-экономических и политических процессов. Построение модели системного анализа (дерево целей).

Работа содержит 1 файл

Системный подход.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

     Введение

     Мир сталкивается с явлениями нового порядка - связками проблем. Они имеют  общую экономическую основу, но их уже нельзя объяснить с позиции  одной науки. Речь идет, прежде всего, о глобальных проблемах: экологическая, сырьевая, продовольственная, демографическая.

     В условиях усложнения природы социальных изменений, уплотнения сети взаимосвязей между социальными процессами, протекающими в различных частях планеты, роста  коммуникационных и кооперационных возможностей научного знания все чаще начинают говорить об экономическом и политическом характере этих процессов. Значение экономического и политического аспекта социальных процессов стало возрастать.

     Социальные  процессы играют огромную роль в жизни  общества, привнося в него как позитивные для большинства людей результаты, так и негативные. В основе их возникновения лежат противоречия, возникающие между различными социальными группами.

     Люди  непрерывно находятся в фокусе беспорядочно наслаивающихся друг на друга процессов: экономических, политических, социальных, экологических, культурных, инновационных и пр. И если одни процессы могут служить предметом их внимательного изучения, то другие - создают фон для решения людьми их повседневных проблем.

     Среди общенаучных методов изучения этих процессов наибольшую популярность получили методы системного подхода.

     Исторически корни системного подхода как  формы научного мышления принято  связывать с именами двух крупнейших ученых первой половины XX века — А. А. Богдановым и Л. Берталанфи.

     Целью работы является изучение системного подхода к исследованию социально-экономических и политических процессов, с помощью которого можно найти возможность контролировать и управлять ими. 

1. Основные понятия  системного подхода  

Прежде, чем приступать к объяснению системного подхода, рассмотрим что такое «система», «структура», «элемент», «целостность», «связь» и «отношение». 

Систе́ма - множество взаимосвязанных элементов, обособленное от среды и взаимодействующее с ней, как целое. 

Структура - отношения между элементами в системе, необходимые и достаточные для того, чтобы система достигла цели. 

Элемент - внутренняя исходная единица, функциональная часть системы, собственное строение которой не рассматривается, а учитываются лишь ее свойства, необходимые для построения и функционирования системы. 

Целостность - внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды. 

Связь - отношение общности, соединения или согласованности, а также это передача и прием информации с помощью различных технических средств. 

Отношение — философская категория или научный термин, обозначающий любое понятие, реальным коррелятом которого является определенное соотнесение (связь) двух и более предметов. Отношение в социологии, психологии, антропологии — связь или взаимодействие людей или их сообществ между собой или характерная направленность их действий.

Далее обозначим некоторые различия и  сходства этих терминов.

Понятия «система» и «структура» отождествлять нельзя. Если под структурой следует понимать сеть взаимосвязанных элементов, качественная природа которых не учитывается, и главное внимание направлено на их связи, то под системой понимается объект в целом со всеми присущими ему внутренними и внешними связями и свойствами. Говоря о системе, мы прежде всего подчеркиваем целостный характер материального объекта, в котором главное внимание направляется на качественную специфику элементов.

Понятия «целостности» и «структуры»  близки по своему содержанию. Если целостность характеризует завершенность, тотальность, цельность и собственную закономерность вещи, то структура базируется на связях, обеспечивающих целостность объекта, отличающихся устойчивостью.

Различие  между целостностью и системой состоит в следующем. При взгляде на соотношение целого и частей идут от целого, видят-воспринимают в первую очередь целое, а части при этом могут быть скрыты от непосредственного восприятия. При взгляде же на соотношение системы и элементов идут от элементов к системе. Последняя может быть скрыта от непосредственного восприятия. Возьмем два примера: камень-булыжник и солнечную систему. Мы видим перед собой камень-булыжник и воспринимаем его как целое. Если бы мы находились внутри камня и непосредственно наблюдали его части-молекулы, их связи, то тогда сказали бы, что камень — система молекул. Поскольку этого нет, камень-булыжник для нас — целое, а не система. Напротив, о солнечной системе говорят только как о системе, а не о целом. Мы внутри этой системы, видим отдельные ее элементы: Землю, планеты, Солнце — и лишь затем уже постигаем умом, наблюдениями, расчетами, что все они составляют систему. О системе мы говорим и в тех случаях, когда собираем из разных элементов какое-то сложное устройство. Опять же здесь мы идем от элементов к системе. 

Как видим, различие между целостностью и системой в данном случае обусловлено различием  субъективных подходов, “точек отсчета”. Объективно любое целое является системой, а система — целым.

Порой между целостностью и системой проводят такое различие: система — слабое целое, а целостность — сильная система. Система — дискретная целостность, упорядоченная связь, порядок каких-то совокупностей. В системе как дискретной целостности части-элементы четко обозначены, выделены. Целое же — монолит, нечто непрерывное, сплошное, в котором части не выделены, не имеют никакого самостоятельного значения.  

     Системный подход — это методология научного анализа объекта в соотношении «система — среда», позволяющая рассматривать объект исследования в органической взаимосвязи с факторами своего окружения.

     Системный подход — направление методологии  исследования, в основе которого лежит  рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

     Говоря  о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации  наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя  закономерности и взаимосвязи с  целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, "Правильно заданный вопрос - половина ответа". Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.

     Системный подход в значительной мере ускорил процессы проникновения научных принципов в отображение практики социальных изменений, в ходе которых образуются объективные сущности, связи, эффекты, расширяющие наши представления о механизме социальных процессов. Все процессы, происходящие в обществе, стали рассматриваться не как случайные, а как подчиненные общей логике взаимодействия организованных структур со средой. Исключительным свойством системного подхода стало не только стремление комплексно и полно изучить объект, но и в ходе этого изучения сформулировать проблемную ситуацию и наметить задачи по ее разрешению. Опираясь на системный подход, исследователь мысленно расчленяет объект исследования, выделяя его внутренние и внешние связи с целью выявления механизма его функционирования и развития.

     Из  сказанного следует, что любая система  представляет собой внутренне расчлененную структурную целостность. Структура  системы есть совокупность прямых и  обратных связей ее элементов, поэтому  исследование любой социальной системы  — экономической, политической и т.д. — направлено на изучение взаимосвязей и взаимозависимостей ее элементов.

     Структура экономических и политических процессов  как динамично функционирующих  систем выражает степень упорядоченности  и организованности их элементов, механизмы их взаимодействия. Целостность же системы заключается, с одной стороны, в устойчивом взаимодействии ее основных элементов, с другой — в ее относительной самодостаточности, способности воспроизводить свои свойства, а также в наличии внутреннего источника развития.

     В то же время любая система функционирует  и развивается в тесном взаимодействии с другими системами.1 На любую современную экономическую систему в той или иной степени воздействуют как другие экономические системы, так и разного рода политические, правовые и духовные факторы общественной жизни. То же можно сказать и о влиянии на функционирование политических систем различных явлений экономической, социальной и духовной сфер жизни общества. 
 

Основные  принципы системного подхода

     Можно выделить:

     Целостность, которая, как отмечалось выше, позволяет  рассматривать одновременно систему  как единое целое и в то же время  как подсистему для вышестоящих  уровней.

     Элементы  системы, находясь между собой в  разного рода прямых и обратных связях и отношениях — пространственных, временных, функциональных, причинно-следственных, закономерных и других, образуют структурную целостность системы. Отсюда следует вывод: чтобы изучить систему, надо изучить свойства ее элементов и их взаимосвязи, которые в определяющей степени задаются характером самой системы.

     Следующий логический принцип системного исследования — выявление источников развития изучаемой системы (внутренних и внешних), что, в частности, предполагает исследование механизма воспроизводства данной системы, ее структуры и функций, а также механизма ее развития, появления у нее новых свойств и соответствующих способов адаптации к внешней среде — природной и социальной. Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом.

     Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных  на основе подчинения элементов низшего  уровня - элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна  на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.2

     Принцип структурности, предполагающий возможность  описания системы через установление ее структуры т.е. сети связей и отношений системы; обусловленность поведения системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры. Именно структура придает системе целостность и те же признаки, которые отличают систему от других объектов. Понятие структуры предполагает, что если один из ее элементов будет заменен другим, адекватно взаимодействующим с соседними элементами, система не изменится.

     Принцип взаимозависимости системы и  среды. Целостность и структура  системы становятся очевидными на фоне динамики развития системы. При этом система должна изучаться в более широком временном масштабе, чем это, казалось бы, диктуется ситуацией. Вместе с тем этот временной интервал должен быть ограничен в соответствии с принципом наблюдаемости, согласно которому на основании возможных наблюдений за поведением системы в настоящем мы должны быть в состоянии судить о ее возможном поведении в соответствии с воздействиями в будущем.

     Наконец, важным логическим основанием и в  то же время методологическим принципом системного анализа является учет многообразия систем, в том числе социальных, выделение основных их видов по разным основаниям. В современной науке выделяются следующие виды систем:

     • материальные и идеальные, т.е. системы  явлений и процессов материального мира (природного и социального) и системы знаний о них;

     • открытые и закрытые: первые открыты  для взаимодействия с внешней  средой, обмениваются с ней веществом, энергией и информацией; в закрытых системах этого не происходит, однако полностью изолированных от внешнего мира систем не существует: имеются только «частично закрытые системы»;

     • детерминистические и стохастические системы: первые функционируют на основе устойчивых причинно-следственных и закономерных связей; вторые «управляются законами случая», которые предопределяют появление отдельного события «лишь в зависимости от его принадлежности к определенному стохастическому коллективу с той или иной степенью вероятности»;

     • телеологические, или целенаправленные, и ненаправленные: первые — это «целесообразные действия живых систем» и «целеориентированные действия социальных коллективов»; вторые «не имеют строгой направленности» и действуют больше в неорганической природе».

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"