Социология как
самостоятельная наука начинает
формироваться в I четверти 19 века.
Предпосылки возникновения
социологии.
1. Европейское общество
начало переход от феодального
общества к индустриальному. Появилась
возможность наблюдать перемены
общества, а значит осмысливать.
Появились новые социальные группы:
буржуазия, пролетариат. У нового
правящего класса - у буржуазии
- появляется социальный заказ.
Она хочет понять, куда стремится
общество. Осуществляются промышленные
революции. Урбанизация.
2. Теоретическая
предпосылка. Развитие естествознания,
учение о клетке, развивается
философия, учение Дарвина.
Объективные причины,
вызвавшие в XIX в. появление социологии:
1) усложнение человеческих
отношений, развитие и все большая
дифференциация сфер общественной
жизни, создание сложных организаций,
вызвавшие потребность их изучения
и научного управления ими;
2) возрастающая степень
упорядоченности, повторяемости,
закономерности в поступках людей,
создавшая объективную возможность
для их научного анализа и
систематизации.
Субъективные причины:
1) осознание того
факта, что нельзя волевым порядком
изменять общество (эффективное
влияние на общественные процессы
возможно только при наличии
научного понимания внутренних
механизмов его эволюции, присущих
ему социальных законов);
2) осознание общественной
потребности в поиске социальных
законов, управляющих поведением
и деятельностью людей, групп,
общностей и организаций.
Во время возникновения
социологии (середина XIX в.) в Европе
вспыхивали войны, социальные конфликты
перерастали в революции, бурное
развитие капитализма сопровождалось
обнищанием масс и провоцировало
народные восстания.
Одним из первых пришел
к идее о создании социологии французский
философ Огюст Конт. В 1842 г. в работе
"Курс позитивной философии" он обосновал
свое мнение о необходимости появления
новой науки об обществе, которую
назвал "социология". О.Конт считается
основоположником социологии.
Конт ставил задачу
создать новую науку и назвал
ее "позитивная философия". Философия,
изучая общество, должна давать конкретные
знания об обществе, основанные на наблюдении,
экспериментах, - знания, которые можно
использовать на практике. Конт считал
создание философского позитивизма
и социального позитивизма.
Позитивизм –
это ориентация на знания, полученные
из эмпирического опыта. Идеалом
является – естествознание.
Второе название,
которое он предложил – это
социальная физика. Эта наука должна
быть конкретной, как физика, но изучать
общество.
Замысел Конта реализовался,
потому что он стал одним из создателей
науки об обществе.
Вопрос 5. Социологические
школы "одного фактора": социал-дарвинизм,
расово-антропологическая.
Расизм, т. е. представление
о неравноценности различных
расово-антропологических категорий
и превосходстве своей категории
над другими, существует с незапамятных
времен в самых разных обществах.
Это представление, как правило,
слитое воедино с этноцентризмом
и эгоцентризмом различных "мы-групп",
уже в древности выступало
не просто как эмоциональная реакция
на "чужака", свойственная и поведению
животных, но как идеология. Так, уже
древнегреческий поэт Феогнид из
Мегары (VI в. до н. э.) утверждал, что люди,
как и животные, делятся на неравноценные
породы. Аристотель выводил социальное
неравенство из фундаментальных
природных различий между людьми,
утверждая, что "одни люди по природе
свободны, другие - рабы, и этим последним
быть рабами и полезно и справедливо".В
европейском обществе вплоть до распространения
идеи равенства различные сословия
рассматривались как разные расовые
группы; привилегированное положение
и превосходство высших сословий
обосновывалось не их особыми усилиями
или достижениями, а просто самим
фактом происхождения от иной антропологической
категории. Для социальных мыслителей
XVIII-XIX вв., которые были сторонниками
социального равенства, превосходство
белой расы представлялось столь
несомненным и очевидным, что
они не считали даже нужным его
как-то специально доказывать.
Как особое направление
в социальной мысли расово-антропологическая
школа складывается ко второй половине
XIX в. В это время старая идеология
начинает апеллировать к новому авторитету
- авторитету научного знания. Существенно
то, что стремление опереться на
этот авторитет возникает в тот
момент, когда наука о расах - физическая
антропология - пребывала еще в
зачаточном состоянии. Это оставляло
простор для старого и нового
мифотворчества и спекуляций, которые
превращали незрелое научное знание
в псевдонаучное. Среди непосредственных
источников формирования расово-антропологических
концепций в социальной науке
следует отметить труды французского
историка и философа Виктора Курте
де л'Иля и немецкого биолога
и врача Карла Густава Каруса.
Поскольку важнейшее
место в рассматриваемой школе,
как это явствует из ее обозначения,
занял расово-антропологический
фактор, следует уточнить, что под
человеческими расами в физической
антропологии обычно понимаются "исторически
сложившиеся ареальные... группы людей,
связанные единством происхождения,
которое выражается в общих наследственных
морфологических и физиологических
признаках, варьирующих в определенных
пределах". В составе современного
человечества выделяются три основные
группы рас ("большие расы"): негроидная,
европеоидная и монголоидная. Внутри
этих больших рас выделяют более
мелкие категории антропологической
классификации, называемые антропологическими
типами или группами.
Несмотря на множество
различий и оттенков, присущих отдельным
расово-антропологическим концепциям,
все они сводятся к следующим
главным постулатам, объединяющим эти
концепции в "школу".
1) Различные общества,
социальные и культурные группы
(классы, сословия, этнические группы,
профессиональные группы и т.
д.) - это в основе своей расово-антропологические
образования: разновидность этих
образований, "надстройка" над
ними или их "превращенная форма".
Отсюда и определенные варианты
расизма как политической идеологии.
Помимо собственно "физико-антропологического"
расизма, подчеркивающего фактор
расы как группы, объединенной
морфологическими и физиологическими
признаками, существуют и такие
варианты, как классовый, сословный,
этнический и даже профессиональный
расизм. Любые групповые различия
в принципе могут трактоваться
как расовые.
2) Эволюция общества
и культуры - результат различий
и взаимодействий между расово-антропологическими
группами и признаками.
3) Расы и антропологические
группы неравноценны. Отсюда вытекает
неравноценность ("превосходство",
"неполноценность", "ущербность"),
а также "благотворность" или
"опасность" соответствующих
социальных институтов и культурных
творений.
4) Социальное поведение
людей и культура целиком или
преимущественно определяются биологической
наследственностью.
5) Смешения между
расами или антропологическими
группами вредны с точки зрения
биологического, социального и (или)
культурного развития.
Теория биологической
эволюции, разработанная в трудах
Ч. Дарвина, Г. Спенсера, А. Уоллеса, Т. Хаксли,
произвела колоссальное впечатление
на современников. Естественно, что
научное событие такого масштаба
не могло не затронуть сферу социальных
наук. С середины XIX в. принципы теории
эволюции энергично вторгаются в
самые разнообразные области
социального знания - от экономики
и государствоведения до лингвистики,
где известный немецкий лингвист
Август Шлейхер делает одну из первых
попыток применения теории Дарвина
вне биологии.
В Англии, помимо Г. Спенсера,
систематически применявшего свою эволюционную
теорию к социальной жизни, Уолтер Беджгот,
известный экономист, социолог и
публицист, стремился распространить
принципы дарвинизма на изучение социально-исторических
процессов. Обоснованием и пропагандой
подобных идей во Франции занималась
французская писательница, автор
трудов в области философии, социологии
и политической экономики Клеманс
Руайе (1830-1902). В США, где Спенсер
к концу XIX в. был властителем дум,
его идеи были, в частности, ассимилированы
Л. Уордом и Ф. Гиддингсом, не говоря
уже о таком ортодоксальном спенсерианце,
как Уильям Самнер. В Германии в 1900
г. Йенский университет объявил
конкурс научных работ на тему
"Чему учат нас принципы теории происхождения
видов в отношении внутриполитического
развития и законодательства государства?"
Первое место на этом конкурсе заняла
работа Вильгельма Шальмайера "Наследственность
и отбор в жизни народов".
В целом ключевые
понятия теории биологической эволюции:
"естественный отбор", "борьба
за существование", "выживание
сильнейшего" - стали в какой-то
мере характерными для всей социальной
науки второй половины XIX в. Поэтому
социальный дарвинизм выступил не только
и не столько как особое направление,
сколько как определенная парадигма,
проникшая в разные направления
социологической мысли. Кроме уже
упомянутых, в разное время и в
разной степени под влиянием этих
идей находились столь различные
социологи, как К. Маркс, Г. Тард, А. Лориа,
Ж. Ляпуж, Э. Ферри, Г. Зиммель, Т. Веблен
и др. Даже ученые, весьма далекие
от собственно социального дарвинизма
или откровенно враждебные ему, нередко
находились под его влиянием и
использовали его категории. Даже Эмиль
Дюркгейм, несмотря на свой радикальный
антиредукционизм в изучении социальных
явлений и акцент на роли социальной
солидарности, рассматривал разделение
общественного труда как "смягченную
форму" борьбы за существование.
Некоторые социологи
были озабочены выявлением специфики
естественного отбора и борьбы за
существование в социальном мире
в отличие от мира животных, но при
этом оставались в рамках той же
биолого-эволюционистской парадигмы.
Именно такое стремление обнаружить
особенности человеческой борьбы за
существование пронизывает книгу
итальянского социолога Анджело
Ваккаро "Борьба за существование
и ее последствия для человечества".
Но идеи борьбы за
существование и выживания сильнейшего
к концу XIX в. выходят далеко за пределы
науки и становятся популярными
в массовом сознании, публицистике,
бизнесе, практической политике, художественной
литературе. Известно, что этими
идеями были очарованы американские
писатели Джек Лондон и Теодор Драйзер
(трилогия "Финансист", "Титан",
"Стоик"). Представители экономической
элиты, магнаты бизнеса с удовольствием
узнали из теории эволюции (или, во всяком
случае, пожелали ее так истолковать),
что они не просто самые удачливые,
энергичные и талантливые, а, согласно
закону эволюции, зримое воплощение естественного
отбора и победы в универсальной
борьбе за существование. "Соответственно
для Рокфеллера было вполне в порядке
вещей заявлять, что "образование
большой компании - это просто выживание
наиболее приспособленного", а великолепия
Американской розы можно достичь, только
пожертвовав первыми бутонами, которые
вырастают вокруг нее. Для Джеймса
Хилла - утверждать: "Богатства железнодорожных
компаний определяются законами выживания
самых приспособленных". Или для
Джорджа Херста сказать в сенате,
в котором так много было магнатов
бизнеса, что в народе его прозвали
"клубом миллионеров": "Я не
очень знаком с книгами, я не очень
много читал, но я много ездил,
видел людей и много чего еще.
Накопив опыт, я пришел к выводу,
что члены сената - это те, кто
выжил, это самые приспособленные".
Было бы, однако, ошибочно
видеть истоки социального дарвинизма
только в теории биологической эволюции
и считать его простым продолжением
этой теории. Прежде всего, вопреки
закрепившемуся за этим направлением
мысли выражению, сам Дарвин не был
сторонником "социального" дарвинизма,
так же как и другие создатели
"биологического" дарвинизма: А. Уоллес
и Т. Хаксли. С другой стороны, некоторые
представители "социального" дарвинизма
были противниками дарвинизма "биологического"
(например, Людвиг Гумплович).
Необходимо отметить,
что биологическому редукционизму,
присущему рассматриваемому направлению,
предшествовал социальный редукционизм
в теориях биологической эволюции.
В данном случае мы видим любопытный
пример "путешествия" понятий
из сферы социального знания в
естественнонаучное, и обратно. Известно,
что понятие "борьба за существование"
Дарвин заимствовал у английского
экономиста Томаса Мальтуса (1766-1834). Затем
уже, внедрившись в теорию биологической
эволюции, указанное понятие вновь
вернулось в социальное знание. При
этом интерпретация "борьбы за существование",
разумеется, претерпевала значительные
изменения. Небиологические истоки
понятия "борьба за существование"
свидетельствуют о том, что теория
биологической эволюции в известном
смысле лишь актуализировала и вновь
обосновала определенную и давнюю традицию
социальной мысли. Эта традиция восходит
к формуле "homo homini lupus" ("Человек
человеку волк"), которую мы находим
еще в пьесе римского комедиографа
III-II вв. до н. э. Плавта "Ослы".
Новая теория биологической
эволюции актуализировала старую идею
о ведущей роли конфликтов в жизни
общества и во взаимоотношениях между
обществами; она дала новое обоснование
этой старой идее. В разное время
о значении этого фактора размышляли
Полибий, Ибн Хальдун, Никколо Макиавелли,
Жан Боден и многие другие. Для
Томаса Гоббса состояние "войны всех
против всех" - естественное состояние
человечества до возникновения общества
(государства). Последние обуздывают
это состояние, выступая как устрашающая
всех и тем самым умиротворяющая
сила. Общество (государство), по Гоббсу,
- результат договора между людьми,
но этот договор может быть не только
добровольным, но и навязанным группой
завоевателей.
Учение о диалектике,
разработанное в немецкой классической
философии Кантом, Фихте, Шеллингом
и особенно Гегелем, обосновывало роль
противоречий в качестве источника
развития. Согласно Гегелю, противоречие
представляет собой "корень всякого
движения и жизненности". П. Прудон,
отчасти опираясь на гегелевскую
диалектику, рассматривал социальное
развитие как борьбу идей и систему
противоречий, не разрешающихся диалектическим
синтезом и всегда заключающих в
себе "положительные" и "отрицательные"
стороны. Французские историки-романтики
Ф. Гизо, Ф. Минье, О. Тьерри, А. Тьер подчеркивали
ведущую роль классовой борьбы в
историческом развитии, уходящей своими
корнями в борьбу "рас" победителей
и побежденных.