Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 12:47, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1.Социология как наука.
Вопрос 2 Структура социологии

Работа содержит 1 файл

Вопрос 1.docx

— 52.80 Кб (Скачать)

История. Социология, как и история, имеет объектом и предметом своего исследования общество и его закономерности в  их конкретных проявлениях. Они обе  воспроизводят социальную действительность в единстве необходимого и случайного. Так или иначе, каждая из них базирует свое знание на исследовании конкретных фактов 

общественной жизни. Между данными науками существует множество точек соприкосновения  и взаимодействия, несмотря на это, существуют и различия. Если история  пытается реконструировать прошлую  деятельность людей, обращая главное  внимание на ее неповторимость и индивидуальность, то для социологии важнее социально  типичное, процесс превращения единичного в особое и всеобщее. Если история  преимущественно воспроизводит (описывает  и объясняет) социальный процесс post factum, то социология — in factum, Т.е. она  способна лучше, адекватнее выявить  законы функционирования уже сложившейся  социальной системы. Если историческая наука изучает только то, что свершилось и вошло в историю, то социология основное внимание направляет на современность, занимаясь при этом социальным планированием  и прогнозированием. 

Хотя знания о  прошлом очень важны, но они не в состоянии полностью объяснить  настоящее и тем более помочь предвидеть будущее. Современность  всегда отличается от прошлого. То, что  раньше было целью и результатом, в настоящее время превращается в предпосылки, условия и средства для новой деятельности. А задача социологии и состоит в том, чтобы  зафиксировать это новое на уровне социально типичного. 

В отличие от истории, которая изучает все сферы, стороны, формы проявления общественной жизни, социология изучает в обществе только «социальное». Поэтому объект социологии уже объекта истории. 

Социологические выводы и положения непосредственно  опираются на обобщение исторического  опыта и исторических фактов. Развитие исторических исследований является необходимым  условием, важной предпосылкой для  новых достижений в социологии и  недопущения в ней излишней абстрактности, отрыва от реальной действительности. Но вместе с тем расширение и углубление социологических исследований дает возможность историкам преодолевать описательно-фактологический подход при отражении исторического  процесса, осуществлять более глубокий его анализ, поднимаясь до широких  исто­рических обобщений. Таким  образом, социология вместе с социальной философией выступает как общетеоретическая  и методологическая основа исторической науки.

Следует отметить, что  и социология, и история сталкиваются с двумя проблемами. Во- первых, с  наличием в обществе объективных, не зависящих от воли и сознания людей  закономерностей, которые причинно детерминируют содержание, характер и направление его развития. Во-вторых, с существованием индивидуальных, неповторяющихся  явлений и процессов, которые  невозможно причинно объяснить, но которые  носят закономерный характер, оказывая при этом существенное влияние на «зигзаги» в развитии общества и  его истории [см.: 251. С.46]. 

Политология. Тесная взаимосвязь между социологией  и политологией определяется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами  политики; во-вторых, политическая деятельность это одна из основных форм жизнедеятельности  личности и общностей, которая непосредственно  влияет на социальные изменения в  обществе; в- третьих, выявить закономерности политической жизни можно, только учитывая особенности общества в целом  как социальной системы; в-четвертых, политика очень широкое, сложное  и многогранное явление, в связи  с этим она находит свое проявление во всех сферах общественной жизни (социальная политика, экономическая политика, культурная политика и т.д.), при этом во многом определяет развитие общества в целом; в- пятых, общество нельзя понять и изменить без знания влияния, которое  оказывают на него существующие в  нем политические структуры и  различные политические режимы [см.: 267. С.17]. 

Несмотря на это, социология и политология совершенно разные науки. Социология исследует  социальную реальность, социальную жизнь  общества, изучает людей и общности как объекты и субъекты деятельности, отношений и поведения. Политология  же изучает политическую действительность, политическую жизнь общества. Поэтому  между этими двумя науками  существует взаимодействие, и не случайно на их стыке возникла новая особая дисциплина — социология политики. 

Важнейшим объектом рассмотрения социологии и политологии  является гражданское общество. Но если социология анализирует гражданское  общество с позиций его социальной структуры, социального статуса  личности, классов и других социальных групп, наций и народностей, их взаимодействия и т.п., то политологию в данном случае интересуют прежде всего права  и обязанности гражданина, структура  политической системы, политические отношения, место, роль и функции существующих политических институтов и организаций  и т.д. Все силы политологии направлены на всеобщий анализ проблем власти. Социология же пытается раскрыть закономерности политической жизни, чтобы на основе этого оптимизировать ее структуры, органы власти и т.д., а это возможно только при условии изучения общества в целом как социальной системы, что и выступает предметом  социологии. 

Экономическая наука. Экономическая наука изучает  закономерности и формы развития отношений, которые складываются в  процессе производства, обмена и распределения  материальных благ. Так как основной формой деятельности общества выступает  материальное производство, экономическая  деятельность, то, естественно. социология тесно взаимодействует также  и с теорией этой деятельности — экономической наукой. Ведь на эволюцию социальной деятельности, поведения  и отношений оказывают прямое и опосредованное влияние как  радикальные сдвиги в средствах  труда, так и происходящие в связи  с этим изменения места и роли человека в производственном процессе. 

Трудовая деятельность меняется с учетом развития человека как социального существа — что  как раз и изучает социология. Ученые в развитых странах мира уже  давно выявили взаимосвязь повышения  производительности труда с увеличением  потребностей работника, с формированием  на рабочем месте человеческих отношений  и т.п. 

Таким образом, речь уже идет не о развитии работника  как простого исполнителя и носителя определенных производственных функций, а о субъекте целостной сознательной деятельности, в которую включаются и целеполагание, и осуществление  целей, и поиск оптимальных путей  их достижения, а значит, и постоянную корректировку самой себя. 

Так как условием жизнедеятельности человека является способ производства, лежащий в основе всех социальных отношений и процессов, то естественно, что многие направления  экономических исследований непосредственно  смыкаются с направлениями социологических  исследований. В то же время многие направления социологических исследований (социология труда, социология города, социология деревни и др.) в значительной степени основываются на экономических  исследованиях. 

Социология как  наука имеет существенные отличия, а также много общего и с  другими науками. Так, в отличие  от литературы, искусства, отражающих общественные процессы через призму единичного восприятия, социология осуществляет изучение общества, используя знание объективных социальных закономерностей  и связей. Например, если главное  внимание психологии сосредоточено  на внутреннем мире человека и особенностях его восприятия, то социология, в  отличие от нее, изучает человека через призму его социальных связей и отношений. Для психологии на первом месте стоит изучение индивидуального  «Я», а для социологии — проблемы межличностного взаимодействия «Мы». Изучаемая личность для социолога  — это субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, личностные ценностные ориентации он рассматривает с социальных позиций, ролевых ожиданий и т.д. Социология берет из психологии теорию мотивов  поведения, личных и массовых действий, что выступает необходимой составной  частью исследования пове­дения личности в коллективе и обществе. 

У социологии много  общего с такими науками, как демография, статистика, антропология, психология и др. Эта общность заключается  в том, что они используют общие  методы для получения знания. Ведь опросы и наблюдения использует не только социология, но и психология. статистика, журналистика, медицина и  т.п. Эксперимент как метод находит  свое широкое применение и в психологии, экономике и в естественных науках. Кон-тент- анализ проводят в литературе, истории и юриспруденции. 

Особо следует отметить наличие связи социологии с естественными  и точными науками. Например, в  результате взаимодействия ее с биологией  нашел свое специфическое выражение  системный подход, начали развиваться  социальная экология и социальная медицина. Растет и крепнет связь с математикой, в настоящее время трудно представить  социологию без специальных математических методов, которые позволяют обеспечить высокую эффективность и достоверность  проводимых эмпирических исследований. 

Очевидна также  связь социологии с правовыми  науками, изучающими юридические нормы, которые с помощью законов  регулируют социальное поведение людей  и закрепляют определенные отношения  внутри общества. 

Социология оказывает  большое влияние на развитие этики  и эстетики. Она предоставляет  им количественную и качественную оценку степени развитости норм и ценностей, которые регулируют отношения между  людьми. Она позволяет установить уровень зрелости эстетического  вкуса, пути и формы удовлетворения духовных потребностей населения и  т.п. В то же время социология опирается  на понятия и выводы эстетики при  изучении не только проблем искусства, но и всей духовной жизни общества, проблем молодежи, образования, воспитания и т.д. 

Таким образом, если частные науки (политология, экономическая  теория, юридические дисциплины и  т.д.) обращают главное внимание на рассмотрение отдельных сфер и сторон жизни  с точки зрения их внутренних, специфических  законов, то в социологии они уже  исследуются не сами по себе, а как  предпосылки, условия и средства социальной деятельности, отношений  и поведения. В данном случае они  включаются в новые связи и  отношения, тем самым приобретают  характер элементов общества как  социальной системы, которая осуществляет воспроизводство определенных типов  личности как субъ­ектов деятельности. Так, по мнению М.Вебера, социология начинается там, где обнаруживается, что экономический  человек — это слишком упрощенная модель человека. Таким образом, будет  правомерно сказать, что утверждение  социологии в своих правах происходит тогда, когда преодолеваются и другие односторонние представления о  человеке (юридические, политические и  др.). 

Все это означает, что важное значение имеет не только специфика каждой из наук, но также  и их интеграция, так как это  позволяет иметь более или  менее целостное представление  о всей системе социально-гуманитарного  знания. И необходимо отметить особую роль и место социологии в этой системе. 

Она помогает в формировании соответствующих реальностей, а  также гуманистических ценностей  и социальных установок, норм и принципов  жизни, опираясь для этого на раскрытые  ею законы социальной деятельности, отношений  и поведения личности и различных  общностей. 

Таким образом, социологию можно сравнить с широким окном  в мир. Чем внимательнее мы будем  в него вглядываться, тем лучше  будем понимать себя и окружающих нас, а значит, сможем глубже осознать, что необходимо изменить в обществе и как лучше это можно осуществить  своими силами. 

Междисциплинарные взаимодействия социологии с другими  науками привели к появлению  целого ряда отраслей в социологии — экономической социологии, индустриальной социологии (социологии труда), социологии образования, социологии культуры, социологии политики и др. Именно на междисциплинарной  основе возникла социальная психология, развивается социолингвистика и  находится на стадии становления  социопедагогика. Как отмечает Ж.Т.Тощенко, вклад социологии для всех этих новых  направлений науки состоит, «во-первых, в «замыкании» проблематики на структурных, социально-групповых носителях особых интересов, во-вторых, в широком использовании  специфических методов и приемов  исследования, дающих возможность расширить  фактологическую базу всего гуманитарного  знания» [274. С.37]. 

Практически нет  сферы общественной жизни, которая  бы не подверглась социологическому анализу и исследованию как в  теоретическом, так и в прикладном аспектах. Это позволяет социологии широко взаимодействовать со многими  социально-гуманитарными науками  и не только влиять на характер их научного развития, но и также испытывать обратное воздействие. В связи с  включением социологии в общий контекст междисциплинарных связей растет роль социологии, обогащается ее теоретико-методологический фундамент и арсенал методических средств исследования социальной реальности и возникает возможность комплексного подхода к изучению социальных проблем.

 Вопрос 4. Возникновение  социологии. Социологический проект  О.Конта.

Первые научные  представления о сущности общества и закономерностях его функционирования были высказаны на заре человеческой цивилизации. Зачатки социологических  идей можно обнаружить в древних  преданиях и мифах, трудах великих  мыслителей эпохи античности, средневековья  и нового времени. 

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"