Контрольная работа по социологии и психологии управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 15:18, контрольная работа

Описание работы

В данной работе будут рассмотрены 2 немаловажных вопроса: алгоритм управления и возможности социологии в изучении властных отношений в системе управления.
Чтобы полностью раскрыть поставленные вопросы, необходимо изучить следующие понятия: управление, социология и власть (властные отношения).

Содержание

Введение 3
1. Если управление - труд, то каков алгоритм этого трудового процесса? 4
Алгоритм процесса управления 4
1.1 Алгоритм управления. Понятие 4
1.2 Социальное управление как самостоятельная отрасль научного знания 4
1.3 Сущность и содержание социального управления 8
2. Велики ли, по Вашему мнению, возможности социологии в изучении властных отношений в системе управления? 14
Возможности социологии в изучении властных отношений в системе управления 14
2.1 Понятие и сущность социологии 14
2.2 Возникновение социологии как науки 14
2.4 Объект, предмет и методы исследования социологии 15
2.5 Основные функции социологии 16
2.6 Понятие власти и властных отношений. 17
Список использованной литературы 22

Работа содержит 1 файл

Псих и соц (готова).docx

— 50.48 Кб (Скачать)

Источником активности, как известно, являются стимулы. Стимулы могут быть внешними и внутренними, позитивными и негативными, объективными и субъективными, материальными и духовными, осознанными и неосознанными. Но в любом случае стимул — источник пробуждения человеческой энергии. Поэтому, создавая ту или иную систему стимулирования, т.е. предоставления каких-либо жизненных гарантий по результатам активных действий в соответствии с поставленной целью, можно эффективно управлять социальными процессами, социальным поведением.

Итак, стимулы неразрывно связаны  с целеполаганием, но в еще большей мере к нему имеет отношение мотив. Мотивация к деятельности — это качественно иной способ стимулирования активности, который включает все сущностные силы личности: ценности, идеалы, мировоззрение, направленность человека и т.п. Поэтому важно подчеркнуть, что в связи с подъемом творческих сил личности необходимо все более полное использование человеческого фактора, ресурса личности в управлении.

Именно интеллектуальные системы  управления, состоящие из творческих индивидуальностей, мотивированных к  управленческой деятельности, способны достигать наилучших результатов в управлении общественными делами, обеспечивать упорядоченность и высокий уровень организации социальных систем. Поэтому управление — это особый вид профессиональной деятельности, который не сводится только к достижению целей системы, организации, но и представляет собой средство поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития.

Феномен управления тесно связан с  понятием социальная организация. В самом деле, в течение многих веков управление из бессознательной деятельности превращалось в обычай, традицию, общественный институт с помощью устойчивой социальной структуры, которая из поколения в поколение передавала навыки управления.

Таким образом, социальное управление — это во многом продукт социальных организаций.

Управленческое воздействие осуществляется в процессе управленческой деятельности — одной из разновидностей человеческой деятельности вообще. Управленческая деятельность призвана обслуживать реализацию целей и функций управления, обеспечивать подготовку и проведение в жизнь управленческих решений. Ее можно определить как набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств, целесообразных поступков и действий человека в сфере управления.

Управленческая деятельность отличается интеллектуальным содержанием, поскольку  всегда направлена на выработку, принятие и практическую реализацию управленческих решений, призванных изменять состояние и течение общественных процессов, уровень использования социальных ресурсов общества. Она должна адекватно отражать социальную действительность, вскрывать имеющиеся ресурсы, находить средства и резервы, выбирать оптимальные способы совершенствования социальных систем и перевода их на новый уровень.

Во многом управленческая деятельность информационна, потому что связана с получением, осмыслением, систематизацией, хранением, выдачей социальной, и прежде всего управленческой, информации. Управленческая деятельность в основе своей и посвящена поиску, отбору, переработке, анализу социальной информации.

Каждый человек, занятый управлением, постоянно совершает мыслительные и волевые операции анализа, оценки, решения, подчинения и исполнения, команды и контроля и т.д. Это создает в социальных организациях особый социально-психологический микроклимат, активно влияющий на сознание, чувства, жизненные ориентации человека и формирует определенный тип поведения и деятельности. Постоянное напряжение воли, груз ответственности, дисциплинированность, подчинение собственного "я" управленческой функции — вот естественные компоненты, которые присущи управленческой деятельности в нормальном органе управления.

В процессе управленческой деятельности субъекты управления, органы управления, управляющие и каждый человек вступают в управленческие отношения, которые можно разделить на связанные с целеполаганием, анализом информации, постановкой целей и организацией их достижения.

Организационные отношения — необходимый элемент механизма управления, подразделяются на вертикальные, горизонтальные, формальные и неформальные.

Помимо субординации типа "руководитель — подчиненный" существуют отношения  координации между находящимися на одном иерархическом уровне членами  организации, направленные на взаимное согласование действий исходя из совместных задач руководства или исполнения.

Система управления подразделяется на две основные подсистемы: управляющую и управляемую, каждая из которых может рассматриваться как относительно самостоятельная с присущими ей особенностями. Они имеют многоуровневую, иерархическую структуру. Анализируя далее систему управления, необходимо выделить следующие ее компоненты. Кроме объекта и субъекта управления, организационных и управленческих отношений и соответствующих видов деятельности в нее входят функции управления. Под ними понимают конкретные направления деятельности. Функции управления можно классифицировать по их общим значениям, подразделяя их на целевые и организационные. Назначение целевых функций состоит в направленности к определенной цели системы, которая может охватывать разные уровни социальной организации. Поскольку суть управления состоит в достижении цели, целевые функции являются определяющим элементом управленческой деятельности.

Процесс целеполагания — определяющее условие эффективности всей системы управления. Целеполагание всегда содержит элемент прогнозирования — предвидения состояний, изменений, которые ожидаются в результате развития данной социальной системы.

Итак, основные задачи управления и  его составной части — организации  решает система управления. Конечный результат ее функционирования —  принятие и реализация грамотного управленческого решения.

 

 

 

 

 

 

  1. Велики ли, по Вашему мнению, возможности социологии в изучении властных отношений в системе управления?

Возможности социологии в изучении властных отношений в системе управления

2.1 Понятие и сущность социологии

Социология в общем виде - наука  об обществе. С древности на протяжении многих веков социологические проблемы ставились философией. Термин социология появился в 19 веке, его ввел в употребление Огюст Конт, подразумевая под социологией  самостоятельную науку, построенную  по образцу естественных наук.

Появление этого термина ознаменовало новый период в развитии знаний об обществе. С этого времени чаще стали проводится социологические  исследования по мере развития методов  сбора социологических исследований и количественной обработки. Соц. исследования стали охватывать новые области общественной жизни - политику, культуру, право и т.д. постепенно социологии сформировалось более 40 предметных областей: социологии города, деревни, возраста, науки, возраста, средств массовой коммуникации, труда и т.д.

Социология - это наука о законах  функционирования и развития общества, как целостной соц. системы, соц. структуре, связях и отношениях, процессах  институтов поведения людей. Социология изучает законы функционирования и  развития социальных систем, также  изучает более частные законы отдельных соц. сфер. Социология изучает  закономерное, повторяющее, устойчивое, то, что не зависит от сознания людей, объективную социальную реальность. Социология не может не изучать личность человека в группе, в обществе, изучает  соц. поведения.

2.2 Возникновение социологии как науки

Социология как самостоятельная  наука начинает формироваться в I четверти 19 века. Предпосылки возникновения  социологии:

1. Европейское общество начало  переход от феодального общества  к индустриальному.

2. Теоретическая предпосылка. Развитие  естествознания, учение о клетке, развивается философия, учение  Дарвина.

Одним из первых пришел к идее о  создании социологии французский философ  Огюст Конт. В 1842 г. в работе "Курс позитивной философии" он обосновал  свое мнение о необходимости появления  новой науки об обществе, которую  назвал "социология". О.Конт считается  основоположником социологии.

Основа социологической теории М. Вебера - это концепция социального  действия. Его интересовало действие, включающее мыслительные процессы и  осуществляющее посредничество между  стимулом и реакцией: действие имеет  смысл в том случае, когда индивиды субъективно осмысливают свои поступки.

2.4 Объект, предмет и методы исследования социологии

Объект науки - избранный элемент  реальности, который обладает очевидными границами и проявляет относительную  автономность существования. Объектами социологии являются: глобальное мировое сообщество, традиционное (национальное) общество, микросообщество (социальная группа, семья), отдельная личность.

Предмет науки - логическое описание объекта, избирательность которого определяется предпочтениями исследователя  в выборе аспекта. Предмет социологии - познание совместных форм человеческой жизнедеятельности или социальных организаций.

Методы социологии - правила социального  познания, технологические принципы изучения объекта или его предметных областей. Важнейший метод научной  социологии: подход к любому социальному  явлению как к элементу общества и через само общество, рассмотрение его как части функционирующей  и развивающейся системы. Методы, которые используют социологи: субъективный, объективный, статический анализ, нормативный, сравнительный, исторический, метод научного анализа и верификации.

2.5 Основные функции социологии

1. Познавательная - прирост новых знаний о различных сферах жизни, раскрытие закономерностей и перспектив развития общества. Выполнению этой функции служат как фундамент так и эмпирическое исследование.

2.Прикладная - социальные исследования дают информацию для осуществления социального контроля над процессами, происходящими в обществе. Без этой информации возрастает возможность появления кризиса, конфликтов, социальных напряженностей.

3.Контролирующая - политические партии  и власть используют возможности  социологии для проведения целенаправленной  политики во всех сферах общественной  деятельности.

4.Прогностическая - разрабатывает прогнозы предстоящего развития процессов, вырабатывает и научно обосновывает прогнозы о тенденциях развитиях социологических процессах.

5.Идеологическая - результаты исследования могут быть использованы в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими своих целей, а так же для формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностей и предпочтения в обществе.

6.Гуманистическая - проведение социальных исследований, доведение их результатов до общественности, могут служить улучшением взаимопонимания и взаимоотношений между людьми, группами, могут способствовать совершенствованию общественных отношений, развитию общества.

7.Планирования - управление развитием  различных сфер общественной  жизни. Это может быть планирование  жизни городов, деятельности организаций,  коллективов, жизни отдельных  регионов, стран и др.

2.6 Понятие власти и властных отношений.

Учение о власти является основополагающим в политологии. «Фундаментальным понятием в общественных науках, - писал видный английский мыслитель и общественный деятель Б. Рассел, — является власть в том смысле, в каком энергия  является фундаментальным понятием физики».

Философы говорят о власти над  объективными законами развития общества, социологи — о власти законов, политологи — о политической власти и т.д.

В политической литературе отправным  определением власти считается определение, данное М. Вербером, который определял власть, как «возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чём такая возможность основана».

В энциклопедическом словаре по политологии даётся определение  власти как «особого волевого отношения  субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого» (Политология. Энциклопедический словарь. М., 1995).

Власть, таким образом, рассматривается  как особое отношение господства или влияния, как способ воздействия  на кого-то, как принуждение, как  сила.

Все исследователи в рассуждении  о власти сходились на том, что  власть начинается там, где возникает  подчинение. Иначе говоря, власть—это социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве  одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта или группы.

В данном случае возникает отношение  управления—исполнения, иногда выражаемое в более жёсткой форме командования—подчинения.

Почему один человек починяется другому? Потому что другой или сильнее (например, грабитель с пистолетом), или умнее или опытнее (человек  следует его совету и рекомендации, чтобы избежать осложнений и возможных  ошибок), или является начальником  и имеет соответствующее его  должности право отдавать распоряжения. Как видим, в основе подчинения одного человека другому лежит неравенство: неравенство естественное (физиологическое, интеллектуальное и др.) и неравенство социальное (статусное, экономическое, образовательное и др.).

Информация о работе Контрольная работа по социологии и психологии управления