Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 15:18, контрольная работа
В данной работе будут рассмотрены 2 немаловажных вопроса: алгоритм управления и возможности социологии в изучении властных отношений в системе управления.
Чтобы полностью раскрыть поставленные вопросы, необходимо изучить следующие понятия: управление, социология и власть (властные отношения).
Введение 3
1. Если управление - труд, то каков алгоритм этого трудового процесса? 4
Алгоритм процесса управления 4
1.1 Алгоритм управления. Понятие 4
1.2 Социальное управление как самостоятельная отрасль научного знания 4
1.3 Сущность и содержание социального управления 8
2. Велики ли, по Вашему мнению, возможности социологии в изучении властных отношений в системе управления? 14
Возможности социологии в изучении властных отношений в системе управления 14
2.1 Понятие и сущность социологии 14
2.2 Возникновение социологии как науки 14
2.4 Объект, предмет и методы исследования социологии 15
2.5 Основные функции социологии 16
2.6 Понятие власти и властных отношений. 17
Список использованной литературы 22
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
государственный
инженерно-экономический
университет»
Гуманитарный факультет
Кафедра социологии
Контрольная работа по дисциплине
СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕННИЯ
Вариант № 93.
Выполнил: Горецкая А.В.
Студент II курса (3г. 10мес.) специальность 080109
Группа 8/3101 № зачет. книжки 31393/10
Подпись:
Преподаватель: Оганян К.М.
Должность: Доктор философских наук, профессор.
Оценка:
Подпись:
Санкт-Петербург
2012
Содержание
Введение 3
1. Если управление - труд, то каков алгоритм этого трудового процесса? 4
Алгоритм процесса управления 4
1.1 Алгоритм управления. Понятие 4
1.2 Социальное
управление как
1.3 Сущность
и содержание социального
2. Велики ли, по Вашему мнению, возможности социологии в изучении властных отношений в системе управления? 14
Возможности социологии в изучении властных отношений в системе управления 14
2.1 Понятие и сущность социологии 14
2.2 Возникновение социологии как науки 14
2.4 Объект, предмет
и методы исследования
2.5 Основные функции социологии 16
2.6 Понятие
власти и властных отношений. 1
Список использованной литературы 22
В данной работе будут рассмотрены 2 немаловажных вопроса: алгоритм управления и возможности социологии в изучении властных отношений в системе управления.
Чтобы полностью раскрыть поставленные вопросы, необходимо изучить следующие понятия: управление, социология и власть (властные отношения).
Алгоритм управления - совокупность
предписаний, определяющая характер воздействий
извне на управляемый объект с
целью осуществления его
Управление - процесс осуществления воздействий, соответствующих алгоритму управления. Обычно управление не может полностью компенсировать влияние возмущений в каждый момент времени и поэтому алгоритм функционирования управляемого объекта выполняется лишь приближенно.
Обобщенный алгоритм управления:
Алгоритм управления (Рис.1)
Социальное управление как наука специально не исследует экономические, юридические, политические и другие стороны управления, предмет изучения — теория и методология их взаимодействия, основанные на системной связи всех общественных явлений в процессе их взаимодействия и взаимовлияния. В общей теории социального управления исследуются основные понятия, законы, принципы и методы взаимодействия разных социальных систем, сохранения их целостности, создания новых социальных образований на основе целесообразности, ценностно-нормативных представлений совокупного интеллекта, присущего обществу на данном историческом этапе развития.
Поэтому задача социального управления — обеспечение целостного представления о взаимодействии сложных социальных систем, их структуре, внешних и внутренних связях, саморазвитии и воздействии одной на другую, о специфических отношениях, которые складываются между объектом и субъектом управления в процессе их взаимодействия.
Назрела необходимость формирования науки социального управления как единой, общей отрасли научного знания и учебной дисциплины. Она обусловлена, во-первых, всевозрастающей потребностью в целостном освоении окружающего мира, во-вторых, необходимостью системного воздействия на все сферы общественной жизни в их интегральном качестве.
Закономерности
Социальное управление — предмет изучения многих наук, прежде всего социологии, психологии, социальной психологии, политологии, философии, юриспруденции, культурологии, педагогики, кибернетики, синергетики, эргономики и экономики под углом зрения их управленческих возможностей.
Основным методом исследования управленческой науки является системный подход, системный анализ явлений общественной жизни, которые объединяют совокупность методов и средств, помогающих изучить свойства и структуру объекта в целом, представив его в качестве сложной социальной системы.
Напомним, что система — это множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, составляющих целостное образование.
Системный подход — это комплексное изучение исследуемого объекта как единого целого с позиций системного анализа. Он означает учет всех взаимосвязей, изучение отдельных структурных частей, выявление роли каждой из них в общем процессе функционирования системы и, наоборот, выявление воздействия системы в целом на отдельные ее элементы.
Система социального управления реализует различные функции управления:
- включает разных специалистов,
объединенных в органах
- использует целую совокупность методов управления, в том числе и совокупность средств вычислительной и организационной техники;
- объединяет различные виды информации (экономической, социальной, политической, организационной и т.п.), которая позволяет установить надежную связь между субъектом и объектом управления, учесть все изменения внутренней и внешней среды.
Поэтому можно сказать, что наличие устойчивого равновесия между субъектом и объектом управления, способность субъекта управления отвечать на вызовы постоянно изменяющейся среды (внутренней и внешней) являются одной из основополагающих закономерностей управления, обусловливающей все остальные его общие законы и принципы.
Глубокое нарушение равновесия между объектом и субъектом управления приводит к кризису управления. Угроза такого кризиса постоянно нарастает вследствие того, что внутренняя и внешняя среда объекта управления сегодня очень подвижна, динамична, а ее изменения зависят от очень многих взаимосвязанных факторов, учесть и предвидеть которые становится все труднее.
Все это предъявляет повышенные требования к субъекту управления, который должен наиболее точно улавливать суть происходящих перемен в общественной жизни, являющейся не только объектом, но и субъектом воздействия. Состояние, когда процессы развиваются в одном направлении, а действия субъектов управления в другом, нередко прямо противоположном, характеризуется как кризисное состояние системы управления.
Научные основы социального управления опираются на теорию систем социального управления и теорию искусства социального управления. Поэтому предметом изучения является исследование управленческой деятельности в единстве с управленческими отношениями, складывающимися в процессе создания системы социального управления, которая изучается теорией ее построения, функционирования и совершенствования.
Теория искусства социального управления основана на эмпирических обобщениях, на базе конкретного опыта управления, что позволяет создать образы управления, конкретные управленческие ситуации. Она не имеет универсальных закономерностей и принципов, не предусматривает общих правил поведения, но позволяет талантливым управленцам находить неординарные решения в условиях неопределенности. В сочетании со знанием общих законов и принципов управления теория искусства управления, основанная в большей мере на интуиции, индивидуальном восприятии, прошлом опыте, позволяет получить оптимальный управленческий результат.
Наука социального базируется на общеметодологических
принципах фундаментальных
Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, низкий уровень управленческой культуры, недостаточный запас "критической массы" управления способствуют деградации частных видов управления, особенно экономического, политического. В этих условиях формируется такая политическая и финансово-экономическая элита общества, которая не способна к системному восприятию мира, действует на "корыстных программах", а потому не только не способствует поиску достойных выходов из кризисных состояний, но и своими некомпетентными действиями только умножает число возникающих проблем, требующих своевременного и адекватного решения.
В окружающем нас мире можно выделить три его составляющие, определяемые формами существования материи: неживую природу, живую природу и человеческое общество.
В каждой из этих составляющих осуществляются те или иные процессы развития под воздействием определенных факторов и условий. Некоторые из этих факторов можно рассматривать как управление в неживой природе, или технических системах, управление в живой природе, или биологических системах, управление в человеческом обществе, или социальных системах.
Управление техническими системами (производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин), т.е. управление вещами, изучается в основном техническими науками.
Управление в живой природе, называемое управлением биологическими системами, является объектом изучения естественных наук.
Управление как воздействие на социальные процессы, коллективы, классы относят к социальному управлению. Эта область изучается социальными науками.
Понятие "социальное управление" рассматривается в узком и широком значении слова. В узком значении социальное управление определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей.
Объективная необходимость управленческого труда порождает особую группу работников — управляющих.
В сферу деятельности людей по социальному управлению помимо управленческих работников входят научные работники, занимающиеся исследованиями и разработками в сфере социального управления, а также преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров.
Необходимость социального управления обусловлена прежде всего фактом разделения труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью его кооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.
Ключевое понятие управления — воздействие. Оно осуществляется в технических и биологических системах. Сразу скажем, что нас интересует такое воздействие, которое осуществляется в социальных системах и может быть понято как воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние.
В зависимости от объема, содержания и направленности меняется содержание самого понятия управления.
В государственном управлении управленческая
деятельность, как известно, тесно
связана с государственной
Цель управления — желаемое, возможное
и необходимое состояние
Целеполагание — процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в продукции, услугах, качестве социальных связей исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.
Подчеркнем, что в социальных системах воздействие субъекта управления на объект не только не является стихийным, случайным, бессознательным, но, напротив, стремится к максимальной строгости, экономичности, целесообразности и последовательности. Содержание социального управления в основном, главном определяется качеством целеполагания, которое, в свою очередь, обусловлено тем, насколько в поставленных целях наиболее точно и полно выражены коренные потребности и интересы всего общества, его отдельных социальных групп, определяющие мотивы поведения людей.
Информация о работе Контрольная работа по социологии и психологии управления