Конституционное право РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 13:14, контрольная работа

Описание работы

Термин «конституция» (от лат. constitutio — установление) имеет многовековую историю, употреблялся он еще в Древней Греции и Древнем Риме. Однако в нынешнем понимании (т. е. в качестве основного закона государства) он стал применяться в Новое время, в эпоху буржуазных революций и соответствующих государственно-правовых преобразований. Вообще конституция — обязательный атрибут и важнейший институт демократии. Действующая Конституция РФ — конституция референдарная, она принята 12 декабря 1993 г. на всероссийском референдуме.

Содержание

Введение........................................................................................................................2
1. Понятие и принципы гражданства..........................................................................2
2. Федерация и федерализм: понятие и сущность.....................................................3
3. Порядок формирования и организация Конституционного суда.........................4
4. Источники Конституционного права России.........................................................5
5. Особенности конституционно- правовых норм и конституционных правоотношений.....................................................................................................................6
6. Взаимоотношение федеральных и региональных органов государственной власти.......................................................................................................................................8
7. Компетенция президента РФ....................................................................................9
8. Формы местного самоуправления..........................................................................10
Список литературы......................................................................................................12

Работа содержит 1 файл

контрольная по Констит. РФ.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

Виды источников конституционного права:

1) Международные договоры. Международный договор РФ-- это международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме.

2) Конституции. Конституция Российской Федерации-- главный источник конституционного права. Конституция составляет правовую основу, фундамент всего действующего законодательства. Нормы Конституции РФ обладают высшей юридической силой и регулируют наиболее важные общественные отношения. Кроме общефедеральной Конституции на территории субъектов РФ действуют конституции республик и уставы других субъектов Федерации.

3) Декларации. Особое место среди источников права занимает декларация, принятая высшими органами государственной власти. В ней решаются принципиальные вопросы государственного строительства, суверенитета, свободы личности, дается оценка социально-политической ситуации.

4) Законы Российской Федерации. Согласно ст. 76 Конституции в РФ издаются и действуют законы трех видов: федеральные конституционные, федеральные законы и законы субъектов Федерации. Они различаются по юридической силе, предметам ведения, порядку принятия и особенностям применения в их отношении отлагательного вето Президента РФ. Наибольше юридической силой обладают федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам ведения самой Федерации и всегда содержат конституционно-правовые нормы. Федеральные законы принимаются исключительно законодательным (представительным) органом  государственной власти РФ (Федеральным Собранием РФ) по предметам ведения Федерации и ее субъектов либо принятые непосредственно народом путем всероссийского референдума. К законам субъектов РФ относят нормативные правовые акты высшей юридической силы, принятые представительным (законодательным) органом государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъекта Федерации и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов либо непосредственно населением, проживающим на территории субъектов РФ.

5) Подзаконные акты Президента РФ. Обладая широкими полномочиями, Президент РФ реализует свою компетенцию путем издания указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

6)Правовые акты СССР и РСФСР. Отдельные из них сохраняют свою юридическую силу. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории России до вступления в силу настоящей Конституции РФ, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ.

7) Акты исполнительных органов. Акты Правительства РФ. Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые издаются для решения оперативных и других текущих вопросов и носят ненормативный характер. На региональном уровне действуют акты органов субъектов Федерации.

8)Акты законодательных (представительных) органов. Акты Федерального Собрания РФ (Парламента РФ). К их числу относятся постановления Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ по вопросам, отнесенным к их ведению. Источниками конституционного права являются и акты законодательных органов местного самоуправления, в которых содержатся конституционно-правовые нормы.

9) Постановления Конституционного Суда РФ, конституционных Судов республик и уставных судов других субъектов Федерации. В них устанавливается соответствие Конституции России конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, а кроме того, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции РФ. Постановления Конституционного Суда РФ окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после их провозглашения.

10) Судебный прецедент. В данном случае речь идет о решениях высших судов (Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ), а также постановления их пленумов.

11) Внутригосударственные договоры. Это договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с ее субъектами, а также между самими субъектами Федерации.

12) Регламенты палат Федерального Собрания РФ содержат конституционно-правовые нормы, регулирующие вопросы организации и деятельности Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ. Они применяются самой палатой и не требуют утверждения никаким другим органом.

13) Конституционно- правовой обычай представляет сложившееся в практике деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления правило, которое в силу многократного повторения приобрело общеобязательное значение и выступает в качестве источника конституционного права. В соответствии с давними традициями и обычаями закреплены символы Российской Федерации (ст. 70 Конституции РФ)-- Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн. С утверждающимися обычаями, традициями, церемониалом неразрывно связан институт присяги ряда должностных лиц (Президент РФ, судьи Конституционного Суда РФ).

5. Особенности  конституционно- правовых норм и  конституционных правоотношений.

Конституционно- правовыми  нормами являются установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу, выраженные в Конституции РФ или получившие юридическое закрепление с иных правовых актах, являющихся источниками конституционного права.

Особенности конституционно- правовых норм характеризуются:

- их назначением. Конституционно- правовые нормы регулируют поведение субъектов конституционно- правовых отношений в целях осуществления полновластия народа, утверждения прав и свобод человека и гражданина, обеспечения государственного суверенитета;

- особой юридической природой. В сравнении с иными отраслевыми правовыми нормами нормы конституционного права являются исходными либо первичными во все конструкции системы внутригосударственного права. Конституционные нормы- это основополагающие нормы, лежащие в основе всей правовой системы, обладающие особой, высшей юридической силой.

- учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно- правовые нормы определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества. Кроме того, нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти;

- многообразием юридических форм выражения. Значительная часть конституционно- правовых норм содержится, прежде всего, в Конституции РФ. Кроме того, нормы конституционного права закреплены в конституционных законах, законах и иных нормативных актах- источниках конституционного права. Важным источником, формирующим нормы конституционного права, являются постановления Конституционного Суда РФ;

- своеобразием вида норм. Подобно иным нормам права и иным социальным нормам, конституционно- правовые нормы-- это правила общего характера. Они рассчитаны на все сходные ситуации, а не на конкретную жизненную ситуацию. Вместе с тем конституционные нормы, в отличие от иных социальных норм, в том числе правовых, характеризуются повышенной степенью обобщенности по сравнению с нормами других отраслей права. Среди конституционных норм много норм- целей, норм- определений, норм программного характера, бланкетных (отсылочных) норм;

- особым механизмом реализации. Многие конституционно- правовые нормы связаны с особым видом отношений общего характера (например, состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ);

- специфическим характером субъектов, на регулирование отношений которых они обращены (например, это такие субъекты, как народ, государство, нации, человек, гражданин);

- особенностями структуры. В научной литературе сложилось два подхода к характеристике особенностей структуры конституционно- правовых норм. Одни специалисты (их большинство) считают, что нормы конституционного права имеют усеченную структуру, т.е. отсутствует санкция, а иногда и гипотеза. Другие придерживаются мнения о том, что конституционно- правовая норма имеет полную структуру и соответствует классическим представлениям о трех составляющих правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция).

Конституционно- правовое отношение -- это общественное отношение, урегулированное нормами конституционного права и порождающее взаимные права и обязанности его участников с целью урегулирования отношений, являющихся предметом конституционного права.

Особенности конституционно- правовых отношений:

1) имеют свое содержание (возникаю в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права, т.е. эти отношения возникают в сферах взаимоотношений личности и государства, органов власти различных уровней);

2) характеризуются своеобразием  объектов ( в качестве таковых  выступает жизнь, свобода, достоинство человека, целостность государства, государственная власть, суверенитет и др.);

3) имеют особый субъективный  состав (например, народ, нация, государство);

4) обладают высоким политическим  потенциалом (выступают юридической формой политических отношений и выражают интересы разных социальных групп, коренные интересы общества в целом);

5) характеризуются специфическими  источниками (Конституция РФ, федеральные  конституционные законы, Федеративный  договор и др.);

6) характеризуются большим разнообразием, что создает юридические связи между субъектами этих отношений.

6. Взаимоотношение  федеральных и региональных органов  государственной власти.

Участие субъектов РФ в решении  общефедеральных вопросов проявляется  в следующем:

— верхняя палата федерального парламента — Совет Федерации — является палатой регионов, в которой на паритетных началах представлены все субъекты РФ;

— субъекты РФ имеют представительство в других федеральных органах (при Правительстве РФ, при отдельных федеральных органах исполнительной власти, в Государственном Совете РФ, в Совете судей в Совете законодателей и т. д.);

— субъекты РФ принимают участие в подготовке международных договоров РФ (если договором затрагиваются интересы субъектов РФ);

— субъекты РФ участвуют в федеральном нормотворческом процессе во-первых, через Совет Федерации при одобрении любых федеральных законов; во-вторых, через реализацию права законодательной инициативы в федеральном парламенте; в третьих, через участие в процедурах согласования федеральных нормативных актов (федеральных законов, правительственных постановлений), по предметам совместного ведения (например, проекты федеральных законов по предметам совместного ведения после их внесения в Государственную Думу и после принятия их Государственной Думой в первом чтении в обязательном порядке направляются в региональные органы государственной власти для представления ими в 30-дневный срок отзывов на законопроекты (в первом случае) и поправок к указанным законопроектам (во втором случае), при этом если отзывы высших органов государственной власти более чем 1/3 субъектов РФ окажутся отрицательными, то в обязательном порядке создается согласительная комиссия, и до истечения 30-дневного срока, отведенного региональным парламентам для представления в Государственную Думу поправок к законопроектам, принятым в первом чтении, не допускается рассмотрение указанных законопроектов во втором чтении). Основными направлениями федерального воздействия являются:

— контроль за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ (его осуществляют Президент РФ, Конституционный Суд РФ и другие федеральные суды, Уполномоченный по правам человека в РФ, органы прокуратуры, Министерство юстиции РФ и др.);

— введение чрезвычайного положения на территории отдельных субъектов РФ с соответствующими последствиями;

— введение прямого федерального правления в отдельных регионах (как это было в Чеченской Республике);

— досрочное прекращение полномочий органов государственной власти субъектов РФ в качестве элементов системы «сдержек и противовесов» в функционировании государственной власти в «вертикальном» аспекте (в частности, роспуск Президентом РФ законодательного органа субъекта РФ в случае двукратного или трехкратного отклонения предложенных кандидатур (предложенной кандидатуры) на должность главы региона);

— применение мер ответственности к органам государственной власти субъектов РФ за нарушение федерального законодательства.

Органы государственной власти субъектов РФ могут нести ответственность  не только перед населением своего региона (в частности, в виде отзыва депутата законодательного (представительного) органа перед другим органом государственной власти этого субъекта в рамках системы «сдержек и противовесов» (выражение недоверия главе региона и некоторым другим должностным лицам высшего исполнительного органа государственной власти законодательным органом и досрочное прекращение полномочий последнего актом главы субъекта РФ), но и перед федеральными органами государственной власти по их инициативе за нарушение федерального законодательства. В последнем случае речь идет о роспуске законодательного органа субъекта РФ и отрешении от должности главы региона.

7. Компетенция  президента РФ.

Президент РФ обладает широкими полномочиями в области кадровой политики. Его участие в формировании государственных органов может проявляться по разному. Конституция РФ предусматривает несколько вариантов назначения высших должностных лиц (ст. 83):

а) назначение по представлению-- Председателя Центрального банка РФ;

б) назначение по предложению федеральных государственных органов (Председателя Правительства РФ, Государственной Думы)-- Председателя Правительства РФ, заместителя Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

в) предложение кандидатуры для  назначения Совету Федерации-- судей федеральных судов РФ, кандидатуру Генерального прокурора РФ;

г) назначение полномочных представителей Президента РФ, высшее командование Вооруженных  Сил РФ, дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и  международных организациях;

Информация о работе Конституционное право РФ