Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 13:19, контрольная работа
КОНКРЕТНО-ПРЕДМЕТНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Цель работы - изучить конкретно-предметные методы исследования социальных систем.
Задачи работы:
Рассмотреть исследование как научный процесс.
Выяснить какие методы исследования являются конкретно-предметными.
Раскрыть сущность контент-анализа.
Дать характеристику методам экспертной оценки, применяемых для исследования социальных систем.
Изучить социометрию.
1. Исследование как научный процесс 5
2. Классификация методов исследования 6
3. Контент-анализ 7
4. Метод экспертной оценки 9
5. Социометрия 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
Основными задачами контент-анализа являются.
1. Выявление и оценка характеристик текста как признаков отдельных сторон исследуемого объекта.
2. Выяснение
причин или условий,
3. Оценка эффекта
воздействия сообщения на
Проведение контент-анализа может быть эффективным, если в ходе соответствующей процедуры будет использован специальный кодировальный бланк, образец которого представляет собой табл. № 1.
Таблица № 1 Типичный кодировальный бланк для проведения структурного контент-анализа10
Регистрационный номер |
Тип статьи |
Дата публикации |
Кандидат |
Газета |
Общие преференции |
Выделенность материалов |
Графические средства |
Заголовок |
Содержание |
Общее число столбцов |
Число столбцов, посвященных кандидату |
Широкое распространение в исследованиях социальных систем имеет метод экспертных оценок. Это объясняется чрезвычайной сложностью социального мира, где человеческий фактор, играя решающую роль во всех процессах и явлениях, остается недоступным для прямых количественных измерений и, как правило, выходит за рамки писаных (законодательных) и неписаных (этических) норм поведения.
Сущность метода экспертных оценок заключается в привлечении высококвалифицированных независимых специалистов для оценки экономических явлений и связей.
В тех случаях, когда совокупность объективных показателей не всегда способна адекватно отобразить состояние исследуемой системы, становится целесообразным оценивать качество проектов и, соответственно, осуществлять их последующий отбор на основе мнения специально отобранных для этой цели специалистов-экспертов, владеющих методологией экспертных оценок и имеющих богатый опыт в сфере решения узловых проблемных задач. Факт проникновения субъективных подходов в плоскость объективной оценки рассматриваемых альтернатив, лежащий в основе методологии экспертных методов, призван обеспечить более точное и адекватное отображение свойств и признаков оцениваемого объекта. Особое значение экспертные методы начинают играть в условиях нестабильной экономики, когда степень неопределенности в исходе различных социально-экономических ситуаций становится все более значимой как правило, экспертные методы используются для постижения объектов, оценка которых не поддается однозначной интерпретации, основанной на принципах математической формализации. Отсутствие достоверной информации об объекте или ее неполнота также способствуют обращению к использованию труда экспертов.
М. Горшков и Ф. Шереги Выделяют четыре функции, которые выполняет метод экспертной оценки в исследовании:
• оценка состояния;
• оценка причин явления или процесса;
• прогноз тенденций развития социальных процессов;
• выработка форм и методов решения социальной проблемы.[2]
Методология экспертных оценок применяется в решении следующих задач:
• обоснование выбора варианта управленческого решения на основе заложенных в основу оценки критериев;
• определение
перспективных направлений
• согласование мнения между различными уровнями управления;
• проведение полной и адекватной оценки ситуации, сложившейся
на предприятии, в отрасли и пр. [5]
Эксперт соотносит для вынесения своего заключения множество критериев, полагаясь на свою квалификацию и опыт. И поэтому при
организации экспертного
опроса много зависит от того, как
правильно будут подобраны
Метод сбора экспертных оценок – опрос (устный или письменный).
Устный опрос – метод сбора информации при котором исследователь вступает в непосредственный контакт с экспертом (респондентом), фиксирует его отношение к обсуждаемой проблеме, контролирует и направляет исследование.
Письменный
опрос – метод сбора
Можно выделить две формы опроса: индивидуальную и коллективную.
Индивидуальный экспертный опрос возможен в форме интервью.
Метод интервью означает беседу исследователя с экспертом (респондентом), в ходе которой заказчик в соответствии с разработанной программой ставит перед экспертом вопросы, ответы на которые значимы для достижения программных целей.
При использовании этого метода непосредственный контакт между экспертом (опрашиваемым) и исследователем является необходимым.
Широкое распространение в качестве способов сбора социальной информации получили также фокусированное интервью.
Цель фокусированного интервью заключается в извлечении информации о реакциях субъекта на заранее заданные воздействия. В фокусированном интервью исследователь стремится определить, какие именно смысловые единицы информационного поля оказались в центре внимания опрошенных, какие — на периферии, а что — вовсе не осталось в памяти. Необходимым допущением в процедуре проведения фокусированного интервью является предварительное знакомство респондентов с предметом обсуждения. Это может быть: чтение проблемной статьи, просмотр сюжета или изучение темы. Интервьюер предварительно планирует ход беседы, учитывая индивидуальные особенности респондентов, нацеливая их внимание на освещение специально выделенных тем обсуждения. Унифицированный характер фокусированного интервью, вызванный обращением к ограниченному кругу исследуемых вопросов, позволяет в полной мере использовать статистические методы обработки полученных данных и максимально точно оценить полученные результаты. [5]
Разновидностью фокусированного интервью является метод фокус- групп, представляющий собой неформализованное интервью, проводимое не с индивидуальным респондентом, а с группой. Элементы интервью, то есть трансакции «интервьюер — респондент», сочетаются в этом методе с элементами групповой дискуссии — трансакциями «респондент-респондент». Целью фокус-групп является получение информации о мнениях и реакциях ее участников, выявление различий в понимании некоторой проблемы, событий, явлений жизни определенными группами людей.[4]
Достижение иных целей, таких как поиск наилучшего решения, погашение конфликтов, обучение или достижение психотерапевтического эффекта при проведении фокус-групп не преследуется.
Метод Дельфы является, пожалуй, самым популярным из экспертных методов, и его популярность напрямую связана с эвристическими возможностями самого метода, позволяющими решать сложные комплексные задачи. Сущность метода заключается в последовательном анкетировании мнений экспертов по интересующей организаторов экспертизы проблеме. Метод предполагает серию опросов экспертов, не имеющих возможности вступать друг с другом в непосредственный контакт и получающих информацию о заключениях других лишь по их письменным отчетам. На первом этапе экспертам предлагают дать заключение о целесообразности выбора того или иного варианта решения проблемы, основанного на логике доказательства такого выбора и интуиции эксперта. На втором этапе (обсуждения) эксперты обмениваются заключениями через координатора экспертизы, учитывая во втором варианте собственного отчета доводы и аргументацию своих коллег. Процесс экспертизы может продолжаться до тех пор, пока не будет получена максимально консолидированная оценка экспертами сложившейся проблемной ситуации и предложен наиболее оптимальный и обоснованный способ ее решения В результате оценки каждым экспертом результатов сравнения
между сравниваемыми
объектами высчитывается
сравнивается с коэффициентом, вычисленным другим экспертом.
Для диагностики межгрупповых отношений в целях улучшения и совершенствования применяют такой метод социологического исследования как социометрия. Основателем социометрии является американский психолог и социолог Джейкоб Леви Морено (1892-1974).
Морено говорил, что большую роль в жизни людей играют неформальные отношения. Нужно стремиться, чтобы формальная и неформальная структура общества совпадали. Для этого нужны специальные методы.
Социометрия - проект социальной науки в целом. Основная идея этого проекта - малая группа - модель общества, на ее примере видно, что для жизни людей важна как объективная структура, создаваемая функциональными обязанностями, так и структура эмоциональных отношений - структура эмоциональных отношений должна быть выявлена специальными методами.[5]
Эмоциональные
привязанности в группах
С точки зрения Морено социометрия не только
метод изучения, но и народная социология,
которая включает людей в социальное экспериментирование
(Морено изобрел методы социодрамы и
Цитата, характерная для проекта Морено: в проекте Морено "само человечество становится экспериментатором, а бывший автократический экспериментатор становится одним из миллиардов совместно думающих участников" [9].
Социометрия — совокупность методов, направленных на выявление
межличностных связей в структуре малых социальных групп.
Социометрия в современной социологии - это метод изучения структуры неформальных отношений в малых группах.
Малая группа – относительное понятие, может насчитывать от двух до нескольких сотен человек.
Среди исследований малых групп преобладают два направления:
Этот метод основан на том, что эмоциональные отношения в группах распределены неравномерно (как и доверие, авторитет, признание каких-то качеств и т.д.), а так же на том, что определение этих отношений связано с поведением людей в ситуациях выбора.
В социометрии такую ситуацию создает специальный вопрос - социометрический критерий. Чем точнее определен критерий, тем точнее будут получены результаты.
По результатам социометрического опроса заполняется таблица, представляющая собой данные о сделанных и полученных выборах, т.е. социологическая матрица. Результаты опроса могут быть представлены графически в виде социограммы, наглядно представляющей структуру межличностных связей.
Таблица № 2 Социоматрица
Кто |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
S |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
3 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
4 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
2 |
5 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
2 |
Социометрическая матрица – это воспроизведение происходящих внутри коллектива психических взаимодействий.
Социометрия базируется
на принципах включенного
заключение
Происходит непрерывное усложнение условий функционирования социальных систем, повышение динамики социальных процессов, интенсивное проникновение новейшего оборудования, техники и технологий в повседневную жизнь. В связи с этим, управление только тогда может быть успешным, если управленческие структуры, да и сама система в целом гибко реагируют, трансформируются и развиваются в соответствии с теми динамическими процессами, которые непрерывно происходят в социуме.
Уже давно стало ясно, что опыт, профессионализм, здравый смысл хотя и являются необходимыми качествами руководящего работника, но в современных условиях они совершенно недостаточны для эффективного управления. Узкопрофильный специалист, как правило, ограничен в своих возможностях, он не может выйти за границы своей специальности, взглянуть на возникающие проблемы «другими глазами». Для этого современный управленец должен быть широко образован. Развитию именно этого качества способствует знание методов исследования экономических и политических процессов.
Информация о работе Конкретно-предметные методы исследования социальных систем